Файл: Нотариальные действия (Нормативно-правовое регулирование нотариальной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все нотариальные действия, совершаемые должностными лицами местного самоуправления, регистрируются в реестре для регистрации нотариальных действий, форма которого утверждена Приказом Министерства юстиции Российской Федерации[19].

Формы документов, правила их заполнения при совершении нотариальных действий утверждены Приказом Минюста России «Правила нотариального производства»[20]. В последней редакции Правил теперь определяется не только порядок работы нотариусов с документами и контроля исполнения правил нотариального делопроизводства, а также передачи документов слагающего полномочия нотариуса другому нотариусу, но и порядок применения и замены печатей нотариусов, а также контроль за своевременностью внесения сведений в электронные реестры ЕИС нотариата.

Также уточняется порядок регистрации получаемых нотариусом документов. Из перечня таких документов исключаются образы электронных документов на бумажном носителе, отображения на бумажных носителях информации, полученной из государственных реестров, федеральных информационных ресурсов и государственных регистров, находящейся в открытом доступе. При этом журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции будут вестись в электронной форме.

Прописываются случаи, в которых производится замена печати нотариуса с воспроизведением Государственного герба РФ. Так, заменить печать нотариус обязан, если:

  • изменился указанный на ней нотариальный округ нотариуса или его наименование;
  • изменилось указанное на ней наименование государственной нотариальной конторы;
  • изменились фамилия, имя, отчество нотариуса;
  • текст на печати стал нечитаем или образовались иные дефекты;
  • печать утрачена.

При этом территориальный орган обязан выдать нотариусу гербовую печать в течение одного рабочего дня после ее получения из специализированного полиграфического или штемпельно-граверного предприятия – изготовителя.

Вносятся изменения в состав форм рабочих документов нотариусов[21].

Решением Правления Федеральной нотариальной палаты утверждены «Методические рекомендации по удостоверению доверенностей»[22]. В соответствии с ними граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, которые могут быть реализованы ими лично либо через представителей. Лицо, выдающее доверенность, обращается за ее нотариальным удостоверением в силу того, что обязательная нотариальная форма установлена законодательством Российской Федерации, либо по собственному желанию. В методических указаниях оговариваются следующие вопросы:


  • сущность представительства;
  • субъекты, содержание доверенности;
  • форма и реквизиты доверенности;
  • срок действия доверенности;
  • количество экземпляров;
  • правила удостоверения доверенности физических лиц, юридических лиц, особенности удостоверения для несовершеннолетних, при банкротстве, если представляемый вследствие неграмотности, физических недостатков, болезни или по каким-либо иным причинам не может лично расписаться в доверенности;
  • правила передоверия;
  • тариф за удостоверение.

Сведения об удостоверении доверенности должны быть внесены нотариусом в ЕИС.

Положения Основ о нотариате неоднократно становились предметом рассмотрения Конституционного суда РФ по жалобам граждан, запросам полномочных органов на проверку соответствия норм Основ положениям и принципам Конституции Российской Федерации. Среди них следует обратить внимание на Определение Конституционного Суда РФ[23], в котором рассматривалась конституционность п.13 статьи 35. По результатам рассмотрения Конституционным судом РФ было принято решение «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Октябрьского районного суда города Ижевска о проверке конституционности пункта 2 статьи 339 ГПК РСФСР, пункта 13 статьи 35, статей 89 и 93 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате».

ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

2.1. Нотариальные действия по государственной регистрации

1. В статье 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»[24] в число лиц, которые имеют право подавать заявление на государственную регистрацию прав включены и нотариусы. Кроме того предусмотрено, что при возникновении права на совершение нотариального действия по подаче заявления о государственной регистрации нотариально удостоверенной сделки или иного нотариального действия, заявление и иные необходимые документы могут быть поданы или самим нотариусом, или работником нотариуса, имеющим письменное подтверждение его полномочий на данные действия, выданное нотариусом и скрепленное его подписью и печатью. Данное заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые документы принимаются органом по государственной регистрации или многофункциональным центром в день обращения и рассматриваются в течение срока, установленного срока.


При государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится в частности, правовая экспертиза документов, проверка законности сделки и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с названным Федеральным законом. Все перечисленное не касается нотариально удостоверенной сделки. В силу этого сокращаются сроки государственная регистрация прав с десяти рабочих дней со дня приема заявления и документов до пяти рабочих дней[25]. За представление нотариусом, заявления о государственной регистрации прав в орган регистрации прав плата за услуги правового и технического характера не взимается.[26]

При подписании заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним нотариус выступает от своего имени в интересах лиц, от имени и по поручению которых совершено нотариальное действие.

  1. С 1 января 2016 года вступили в силу изменения в законодательство, которые позволили нотариусам оказывать гражданам помощь в регистрации бизнеса. В этом случае нотариус примет пакет документов, необходимых для регистрации, и сам осуществит всю процедуру взаимодействия с налоговым органом. Нотариус, засвидетельствовавший подлинность подписи на заявлении, уведомлении или сообщении о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя по просьбе лица, обратившего за совершение соответствующего нотариального действия, представляет (в электронной форме) заявление и иные необходимые документ в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Нотариус отправит документы в налоговый орган по месту регистрации обратившегося в электронном виде, заверив их своей цифровой подписью. Нотариус может не только отправлять документы в налоговый орган в электронной форме для регистрации индивидуального предпринимателя, но и получать готовые документы из налогового органа в электронной форме и выдать их предпринимателю в форме электронных документов. Также нотариус может перевести документы в бумажную форму и выдать на руки предпринимателю. При этом срок регистрации при использовании услуг нотариуса составляет пять дней. После получения документов из регистрирующего органа выдает их обратившемуся на совершением нотариального действия лицу.

2.2. Нотариальный действия с документами

  1. Удостоверение подлинности подписи. В соответствии с требованиями статей 42 и 43 Основ нотариус, прежде чем засвидетельствовать подлинность подписи, обязан установить личность гражданина, чья подпись свидетельствуется, и проверить полномочия представителя, если за совершением этого действия обратился представитель физического или юридического лица. В этих целях нотариус проверяет документы, удостоверяющие личность гражданина (чаще всего это паспорт; удостоверяющие личность документы представляются только в подлиннике), а также документы, удостоверяющие полномочия представителя физического или юридического лица.

Документы, необходимые для свидетельствования подлинности подписей:

  1. Для гражданина (физического лица) -·паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
  2. Для представителя физического лица:
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • документ о полномочиях представителя: свидетельство о рождении несовершеннолетнего ребёнка до 14 лет - для его родителей;
  • документ о назначении опеки - для опекунов;
  • доверенность или иная сделка, содержащая в себе доверенность, - в большинстве остальных случаев.
  1. Для представителя российского юридического лица:
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • основной учредительный документ (обычно устав) организации - оригинал, копия, заверенная налоговым органом, либо копия, засвидетельствованная нотариально;
  • выписка из реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Её может также получить и сам нотариус, если в момент обращения к нему работает сервис ФНС России по предоставлению электронных выписок из ЕГРЮЛ[27];
  • протокол, решение или иной документ (в соответствии с положениями устава о назначении на должность единоличного исполнительного органа организации);
  • приказ о назначении на должность главного бухгалтера, а также других должностных лиц, подписи которых необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке;
  • в случае свидетельствования подлинности подписи представителя управляющей организации - аналогичные документы управляющей организации и договор об управлении.
  1. В случае, если свидетельствуется подлинность подписи представителя иностранного юридического лица, нотариус проверяет полномочия представителя, исходя из той системы подтверждения полномочий, которая принята в соответствующем государстве. В числе подтверждающих документов могут быть различного рода выписки из торговых, коммерческих и прочих реестров; свидетельства, выдаваемые компетентными органами, протоколы заседаний органов юридических лиц, доверенности, договоры и др.

Свидетельствуя подлинность подписи, нотариус не удостоверяет факты, изложенные в документе, и законность его содержания, а только подтверждает, что подпись сделана определённым физическим лицом или представителем юридического лица.

  1. Удостоверение подлинности документа на бумажном носителе и электронного документа. Сейчас человек может легко оформить у нотариуса, например, электронную доверенность, но для получения документа, удостоверенного в электронном виде, гражданину необходимо стать обладателем личной квалифицированной электронной подписи[28]. Хотя уже сегодня квалифицированными электронными подписями обладают многие юридические лица, и они могут прибегать к такой услуге.

Процедура выглядит следующим образом: нотариус проверяет предъявленный заявителем электронный документ. Затем гражданин применяет свою электронно-цифровую подпись, нотариус удостоверяет документ своей электронно-цифровой подписью.

В настоящий момент существует и другое нотариальное действие - удостоверение тождественности электронного документа бумажному и наоборот. То есть нотариус может перевести в электронный вид и обычные документы, например - свидетельство о рождении, или паспорт транспортного средства. Теперь в компетентные органы можно будет предъявить специальный файл. Но отметим, что по закону нельзя переводить в электронный вид документы, удостоверяющие личность. Например, паспорт.

Создание удостоверенных нотариусом электронных документов более важно для лицензий, страховых документов, доверенностей, иными словами - документов, которые бывает необходимо оперативно использовать в сделках или при регистрационных действиях.

Размер нотариального тарифа за удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу составляет 50 рублей за страницу документа на бумажном носителе (пункт 12.3 части 1 статьи 22.1 Основ).

  1. При необходимости нотариального засвидетельствования верности перевода документа с одного языка на другой нотариус, владеющий соответствующими языками, свидетельствует подлинность перевода. Если же нотариус не владеет соответствующими языками, то перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус. При этом нотариус не отвечает за идентичность переводимого текста оригиналу и верность перевода, а лишь подтверждает, что переведенный текст подписан в присутствии нотариуса определенным лицом – переводчиком.
  2. Выдает дубликаты нотариальных свидетельств, исполнительных надписей и завещания после смерти завещателя и других документов, заверенных нотариально в случае утраты лицом, от имени или по поручению которого совершалось соответствующее нотариальное действие, экземпляр которых хранится в делах нотариальной конторы, по заявлению в письменной форме такого лица, его представителя или правопреемника нотариусом выдается дубликат утраченного документа.
  3. Удостоверяют время предъявления документов.
  4. Нотариусу предоставлено право удостоверять факты: нахождения гражданина в живых, нахождения гражданина в определенном месте, время предъявления документов, а также тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии, и тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи, проставленным с помощью средства механического копирования.