Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Сущность и особенности нотариата в охране прав и интересов
1.1.Нотариат в правовой системе
1.2. Нотариат как институт защиты гражданских прав
2.Защита прав и интересов посредством нотариата
2.1. Нотариат в механизме реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение безопасности гражданского оборота – важнейшая задача нотариальной деятельности.
Безусловно, гражданский оборот нуждается в стабильности, а это, в свою очередь, основа экономической безопасности Российской Федерации. Поэтому, чтобы достичь состояния безопасности в данной сфере необходимо применять способы и методы, которые бы регулировали и способствовали развитию гражданского оборота, один из таких способов – это нотариальная деятельность.
Система нотариата является одним из главных институтов правовой защиты личных и имущественных прав и интересов граждан и организаций.
Нотариат является не только конституционно-правовым институтом, но и учебным курсом в высших юридических учебных заведениях, предметом которого выступает изучение вопросов нотариального производства.
Нотариат занимает особое место в системе реализации прав человека на квалифицированную юридическую помощь. Нотариат является одним из ключевых институтов, который стоит на охране и защите прав и законных интересов граждан.
Нотариат входит в государственную систему оказания бесплатной юридической помощи.
Конституционные гарантии на получение гражданами квалифицированной юридической помощи реализуются посредством совершения нотариусами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Основной задачей нотариата, как института гражданского общества, является оказание содействия беспрепятственной реализации прав граждан, которые носят бесспорный характер.
В этом проявляется отличие задач нотариата от судебной деятельности, которая имеет дело со спорными ситуациями.
Нотариат способствует гражданам и помогает государству, предупреждая споры на стадии согласования условий договоров и их заключения. Посредством нотариальной деятельности снижается количество гражданских и иных споров, облегчается рассмотрение данных споров в суде в силу того, что оформленные нотариально документы имеют особую нотариальную силу, они более достоверно и четко отображают волю сторон.
Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.
Цель работы – исследование нотариата и его роли в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть нотариат в правовой системе;
2.Изучить нотариат как институт защиты гражданских прав;
3.Охарактеризовать нотариат в механизме реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан;
4. Исследовать нотариат в сфере защиты прав и законных интересов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе курсовой работы изучены сущность и особенности нотариата в охране прав и интересов.
Во второй главе курсовой работы охарактеризована защита гражданских прав и интересов посредством нотариата.
В курсовой работе использованы исследования таких авторов, как Акбергенов Д.М., Бегичев А.В., Битарова А.Г., Галузо В.Н., Гущина А.В., Девятаева Ю.В., Демина Н.В., Деревцова Д.А., Жуйков В., Иванченко Д.А., Киляшова М.В., Корсик В.А., Никитин М.И., Оськина И., Паламарчук В.М., Погосян Е.В., Раянов Ф.М., Сазонова М.И., Смирнов С., Стешенко Л.А., Сучкова Н.В., Сычев О.М., Тверитин С.А., Трошкина Т.Н., Тулупова Е.О., Утяшев М.М., Филиппова О.В., Щенникова Л.В., Ярошенко Т.В., Яхонтова О.Н. и др.
1.Сущность и особенности нотариата в охране прав и интересов
1.1.Нотариат в правовой системе
Еще в СССР ученые исследовали правоприменительную деятельность.
С.А. Тверитин под правоприменительной деятельностью понимал «организационное выражение применения права, представляющее собой систему
разнородных правоприменительных действий основного и вспомогательного характера, выраженных в правоприменительных актах»[1].
А.В. Кашанин и С.В. Третьяков по существу высказали верное суждение: «Вопрос о понятии правоприменения неразрывно связан с дискуссией о
понятии права. С одной стороны, определение правоприменения требует уточнения своего объекта, а именно ответа на вопрос о том, что является правом»[2]. С другой, - обоснование понятия права требует его отделения от иных явлений, к праву не относящихся, что определяет необходимость рассмотрения реальных процессов упорядочения поведения людей при помощи правил общего характера»[3].
По мнению В.М. Паламарчука, правоприменение «выступает универсальным элементом механизма функционирования любого государства»[4].
Противоречивы суждения ученых и практиков и относительно статуса нотариата и о содержании его деятельности. Так, Т.Н. Трошкина при определении «организационной основы нотариальной деятельности» высказала следующее обобщающее суждение: «Нотариат - это система, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Но нотариальная функция не сводится к одним лишь нотариальным услугам. Нотариальная функция является юрисдикционной функцией. Нотариус обязан, установив фактические обстоятельства по конкретному нотариальному действию с помощью доказательств, применить соответствующую правовую норму. Таким образом, определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать его юрисдикционную, правоохранительную функцию, которая определяет порядок организации и структуру нотариата, его компетенцию и методы его деятельности»[5].
Представляется небесспорным суждение Е.В. Погосян: «Таким образом, только нотариат с его уникальной двойственной правовой природой способен
эффективно исполнять функции, возложенные на него государством. Уникальность института нотариата заключается в том, что он позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет самих участников, без каких-либо затрат со стороны государства. Тем самым институт нотариата дает государству возможность реализовывать во всей полноте свою конституционную обязанность по обеспечению и защите прав граждан»[6].
Некоторые авторы (Н.Д. Эриашвили, В.Н. Галузо и др.), подразделив нотариат на две группы - государственный и негосударственный, определяют принадлежность такового к правоприменительным органам. Причем они же при соотнесении терминов «правоприменительные органы» и «правоохранительные органы» как род и вид, нотариат не относят к правоохранительным органам[7].
Противоречивые суждения ученых и практиков во многом предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации об организации и деятельности нотариата.
Нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования организации и деятельности нотариата, и по юридической силе приравненным к закону РФ (но не к федеральному закону РФ, т.к. таковые в Российской Федерации начали приниматься с 1994 г.), выступают: «Основы
законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г.[8]
В ст. 1 названного нормативного правового акта закреплены следующие
положения: «Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации[9]. Нотариальные действия в Российской
Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен.., ведет федеральный орган исполнительной власти в области юстиции …
в порядке, им установленном. Сведения, содержащиеся в реестре нотариусов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральными
законами, носят открытый характер и размещаются на официальном сайте федерального органа юстиции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В течение двух рабочих дней после дня обращения лица, внесенного в реестр нотариусов, по просьбе этого лица территориальный орган федерального органа юстиции … выдает ему выписку из реестра нотариусов, содержащую сведения о сдаче им квалификационного экзамена и (или) о назначении его на должность нотариуса[10].
В случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные ст. 37 настоящих Основ, имеют, соответственно, глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района, сведения о которых направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции[11].
Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий. Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.
Ввиду участия нотариусов при осуществления всех видов доказывания при правоприменении необходимо повысить статус нормативного правового акта - «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» и представить его как Федеральный закон РФ «Об основах нотариальной деятельности в Российской Федерации». А в субъектах Российской Федерации принять соответствующие нормативные правовые акты. Например, в г. Москве таковым мог бы быть Закон г. Москвы «О нотариате в городе Москве»[12].
Статья 1 Основ о нотариате гласит: «Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации»[13].
Нотариат как правовой институт наиболее близок по своим целям и
принципам деятельности к суду. Суд и нотариат объединяет единство цели –
обеспечение защиты прав граждан и юридических лиц. Выражаясь образно,
нотариат – это орган предупредительного, превентивного правосудия.
Долгое время в теории гражданского процессуального права господствовала точка зрения об отнесении нотариата к органам судебной власти, как органам, осуществляющим защиту гражданских прав. Этим обусловливалось и то, что нотариат традиционно изучался в рамках учебного предмета гражданского процессуального права[14].
Сегодня, в условиях четкой реализации принципа разделении властей,
нотариат занял иное место в правовой системе – он служит инструментом
предупредительного правосудия. Суды осуществляют свою деятельность
(правосудие) в рамках конституционного, гражданского, административного
и уголовного судопроизводства, нотариат – обеспечивает защиту прав и
законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения
нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных
действий от имени Российской Федерации[15].
Основное, что связывает нотариат с правосудием – это то, что их деятельность направлена на защиту прав граждан. При этом и суд, и нотариат используют своеобразные властные полномочия – суд в большей степени, нотариат в меньшей. Например, как замечает В. Жуйков, нотариусы обладают полномочиями налагать запреты на отчуждение имущества[16].
Нотариусы совершают исполнительные надписи, обеспечивают
доказательства – все это ни что иное, как властные полномочия. Нотариат
играет большую роль в защите прав граждан без обращения к правосудию, и облегчает осуществление правосудия тогда, когда возникает потребность
обратиться за такой защитой в суд.
Таким образом, нотариат и суд – две самостоятельные системы,
организационно и функционально взаимно независимые и вместе с тем в своей деятельности имеющие точки пересечения и своеобразного взаимодействия, предопределенного законом.
Нотариат существует для того, чтобы не доводить дело до суда. Миссия
нотариата – предупреждать гражданско-правовые споры[17]. Нотариат, в отличие от суда не является ветвью государственной власти. Однако, как и суд, он действует от имени государства, что предопределяет его публично-правовой статус.
Нотариат традиционно принято относить к правоохранительным,
юрисдикционным органам, которые призваны осуществлять защиту прав и
законных интересов граждан и юридических лиц. Легальное определение
понятий «правоохранительные органы» и «правоохранительная деятельность» отсутствует, поэтому многие авторы включают в систему правоохранительных органов и органы, оказывающие юридическую помощь, в частности, нотариат[18].
В силу публично-правового предназначения нотариат действительно
имеет ряд отдельных признаков, которые можно сопоставить с иными формами организации и деятельности так называемых правоохранительных
структур.