Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы мотивации персонала
2. Роль мотивации в управлении персоналом организации
2.1 Мотивация на современном предприятии
2.2 Главные мотивационные факторы для персонала на современном предприятии
3. Современные технологии материальной мотивации персонала организации
3.1 Методы стимулирования персонала
Из трех рассматриваемых теорий потребностей для успеха менеджера наибольшее значение имеет развитая потребность властвования.
Теория «Двух факторов Герцберга»
Эту теорию представляют два фактора: условия труда и мотивирующие факторы.
Факторы условий труда:
-
- политика фирмы;
- условия работы;
- заработная плата;
- межличностные отношения в коллективе;
- степень непосредственного контроля за работой.
Мотивирующие факторы:
-
- успех;
- продвижение по службе;
- признание и одобрение результатов работы;
- высокая степень ответственности;
- возможности творческого и делового роста.
Факторы условий труда связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивации – с самим характером и сущностью работы.
Процессуальные теории мотивации определяют не только потребности, но и являются также функцией восприятия и ожидания человека, связанных с данной ситуацией и возможных последствий выбранного типа поведения.
Имеются три основные процессуальные теории мотивации:
-
- теория ожидания Врума:
- теория справедливости Адамса;
- модель мотивации Портера – Лоулера [6, c. 39].
«Теория Ожидания» Врума
Теория ожидания базируется на том, что активная потребность не единственное необходимое условие мотивации человека к достижению определённой цели. Человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения приведёт к удовлетворению или приобретению желаемого. Работники сумеют достичь уровня результативности, требуемого для получения ценного вознаграждения, если их уровень полномочий, профессиональные навыки, достаточны для выполнения поставленной задачи.
Теория справедливости Адамса
Теория справедливости утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
Основной вывод теории состоит в том, что пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут уменьшать интенсивность труда.
Модель мотивации Портера– Лоулера
Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости.
В их работе фигурируют пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно теории, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характера, а также создания ими своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечёт за собой вполне определённый уровень вознаграждения. В теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т. е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.
Вывод модели Портера – Лоулера состоит в том, что результативный труд ведёт к удовлетворению потребностей.
Таким образом, изложенные теории позволяют сделать вывод о том, что отсутствует какое – либо канонизированное учение, объясняющее, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация.
Каждая из теорий имеет что – то особенное, отличительное, что дало ей возможность получить широкое признание теоретиков и практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации.
На Западе продолжается разработка теоретических и практических подходов к мотивации труда. Одним из последних шагов в этом направлении явилась разработка английских специалистов по персоналу Ш. Ричи и П. Мартина [28].
Идея разработки (и книги) возникла от безысходности. Менеджеров продолжают обучать так, как будто Маслоу, Герцберг и Макгрегор остаются единственными достойными внимания и изучения авторами. Никто и не спорит, они действительно были пионерами в своей области и внесли существенный вклад, однако их труды были созданы в период 1940 – 1960 гг.
С тех пор так и не появилось исследований, которые были бы настолько общепризнанны и изучаемы так широко, как работы этих авторов. С тех пор наука управления должна была уйти вперед. Однако тщательный анализ существующей литературы ни к чему не привел. Единственное, что давалось авторам – заняться самостоятельными исследованиями [10].
В процессе исследования Ш. Ричи и П. Мартин рассмотрели факторы, которые были выделены как мотиваторы предшествовавшими исследованиями и опытом, и добавили к ним новые мотиваторы, которые до сих пор недостаточно учитывались. Число этих мотиваторов оказалось равным двенадцати. На основе этих мотивационных факторов был разработан уникальный мотивационный профиль (мотивационный тест), который выявляет относительную ценность мотиваторов для каждого человека. В процессе работы задействована большая экспериментальная база: были проведены анкетирование и обработка 1335 анкет менеджеров [12, c. 30].
Ш. Ричи и П. Мартин выделили 12 мотиваторов:
1. Высокий заработок.
Потребность в высоком заработке и материальном вознаграждении; желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок. Данная потребность выявляет тенденцию к изменению в процессе трудовой жизни; увеличение трат обусловливает повышение значения этой потребности.
2. Физические условия работы.
Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке.
3. Структурирование работы.
Потребность в четком структурировании работы, наличии обратной связи и информации, позволяющей судить о результатах своей работы, потребность в снижении неопределенности и установлении правил и директив выполнения работы.
4. Социальные контакты.
Потребность в социальных контактах: общение с широким кругом людей, легкая степень доверительности, тесных связей с коллегами.
5. Взаимоотношения.
Потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, малое число коллег по работе, значительная степень близости взаимоотношений, доверительности.
6. Признание.
Потребность в завоевании признания со стороны других людей втом, чтобы окружающие ценили заслуги, достижения и успехи индивидуума.
7. Стремление к достижениям.
Потребность ставить для себя дерзновенные сложные цели и достигать их – это показатель потребности следовать поставленным целям и быть самомотивированным. (Показатель стремления намечать и завоевывать сложные многообещающие рубежи.)
8. Власть и влиятельность.
Потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими; настойчивое стремление к конкуренции и влиятельности.
9. Разнообразие и перемены.
Потребность в разнообразии, переменах и стимуляции; стремление избегать рутины (скуки).
10. Креативность.
Потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей.
11. Самосовершенствование.
Потребность в совершенствовании, росте и развитии как личности.
12. Интересная и полезная работа.
Потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе.
Исходя из понимания мотива как внутреннего побуждения и стимула как побуждения внешнего, необходимо выделить мотиваторы и стимуляторы.
Мотиваторы являются внутренними побудительными причинами, заставляющими человека совершать определенные поступки, вести себя определенным образом. Типичным мотиватором, называемым многими исследователями, является потребность во власти и влиятельности. Работники организации стремятся стать топ–менеджерами сами по себе, их никто не принуждает (не стимулирует) к этому.
Стимуляторы являются внешними побудительными и нередко принудительными причинами, заставляющими работника выполнять свои обязанности. Типичным стимулятором, применяемым практически везде, является заработок, или материальное вознаграждение. Очень часто его называют мотиватором работника, но более глубокое рассмотрение этого вопроса показывает ошибочность этого мнения.
Работники организации не стремятся получать больший заработок ради самих денег. Больший заработок обычно связан с возможностью удовлетворить другие потребности: материальные, потребность во власти, потребность в признании и т.д. [12, c. 34].
Применение соционических подходов к профориентации и мотивации труда позволило разделить психологические типы на четыре группы [10, c. 22].
Сенсорные логики. Ориентация на результат в деловой области показывает, что положительными мотиваторами для них являются личный успех, деловая карьера, а также власть и влиятельность. Отрицательные – провал карьеры и безвластие (бесправие). Нейтральные мотиваторы –
социальные контакты, общение и общественное признание.
Интуитивные логики. Ориентация на процесс в деловой области выдвигает для них на первый план такие мотиваторы, как интересная и полезная
работа, а также креативность, разнообразие. Отрицательные – это скучная и бесполезная работа, а также тупость и однообразие работы. Нейтральными мотиваторами для них являются конкретная помощь и взаимоотношения с другими людьми.
Сенсорные этики. Ориентация на результат в человеческой области
делает положительными мотиваторами для них конкретную помощь и
взаимоотношения с другими людьми. Отрицательные – это недоверие и равнодушие со стороны других людей. Нейтральными мотиваторами для них являются интересная и полезная работа, а также креативность, разнообразие работы.
Интуитивные этики. Ориентация на процесс в человеческой области приводит к тому, что положительными мотиваторами для них являются социальные контакты, общение, а также общественное признание. Отрицательные – одиночество и непризнание (неизвестность). Нейтральными мотиваторами для них являются личный успех, деловая карьера, а также власть и влиятельность.
2. Роль мотивации в управлении персоналом организации
2.1 Мотивация на современном предприятии
Данная Глава раскрывает роль и практические результаты применения методики мотивации персонала на современном предприятии.
С приходом на территорию постсоветского пространства рыночной экономики кадровая политика предприятий резко изменилась. Современные менеджеры понимают, что от качества подбора персонала зависит доход и успех бизнеса. Поэтому анализ системы мотивации персонала на предприятии занимает приоритетное место.
Регулярное усовершенствование методов и систем управления персоналом – залог успешности предприятия, его стабильного развития и прибыльности. Изменение концепции взаимодействия работников между собой и организации труда – не случайное требование. Динамика бизнеса корилирует с динамикой работы HR , котореы вырабатывают критерии стимулов и мотивацию сотрудников. Анализ мотивации персонала на предприятии — один из пунктов, с которого нужно начать для совершенствования системы управления. Сюда входит:
- изучение кадрового состава компании;
- выявление потребностей в изменении кадрового состава (расширение, сужение, замена должностей);
- изучение штатного расписания с выявлением его эффективности;
- изучение фонда оплаты труда, его структуры и соответствия законодательству.
Все вышеперечисленные аспекты, что входят в анализ системы мотивации персонала, должны изучаться незаинтересованным лицом. Оно должно разбираться в этой тематике и уметь работать в оговоренные сроки.
В отчете по анализу мотивации важно определить сложившуюся ситуацию на изучаемом объекте, выявить недоработки и указать рекомендации по их устранению и оптимизации функционирования предприятия с наименьшими потерями и вложениями (как финансовыми, так и человеческими).
2.2 Главные мотивационные факторы для персонала на современном предприятии
Социологические исследования, статистические учетыпоказали следующее: Кадровая компания Kelly Services[5] провела в апреле–мае 2018 г. исследование «Мотивация-2017» и опросила 5200 сотрудников компаний. Аналитики Kelly Services поинтересовались, что может удержать сотрудника в компании, если он решил уйти. Лишь 16% респондентов сказали, что их удержал бы карьерный рост без повышения заработной платы, зато 71% готовы остаться только при условии, что им повысят жалованье.
Из главных стимулов для работы в компании заработная плата остается самым главным, как сообщили 72% респондентов (в 2014 г. было 77%). Рост заработной платы всегда был важным стимулом для менеджеров среднего звена с заработной платой 40000–50000 руб. Однако за последний год многие сотрудники поняли, что повышать заработную плату в кризис им все равно не будут. Да и ситуация, сложившаяся на рынке труда, подталкивает многих к мысли о том, что лучше остаться в компании, где уже работаешь, пусть и не все здесь устраивает, и не искать более высокооплачиваемую работу. За ту же зарплату, которую им платят, люди готовы работать лучше и больше, лишь бы удержаться на своем рабочем месте[6].