Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятие и классификация функций управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Менеджмент – современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент», по сути, является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами.

Менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями.

Функции управления (менеджмента) являются одной из важнейших характеристик процесса управления и несут в себе набор действий и решений, на которых основывается весь организационно-производственный процесс предприятия.

Цель исследования – рассмотреть основные функции системы менеджмента предприятия.

Объект исследования – ООО «Светлана».

Проект исследования – система менеджмента компании (в частности, система мотивации).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и классификация функций управления;

- определить сущность мотивации и современные системы мотивации персонала компании;

- предоставить общую характеристику деятельности ООО «Светлана»;

- провести анализ методов и технологий мотивации персонала ООО «Светлана»;

- предложить рекомендации по развитию системы мотивации персонала ООО «Светлана» и оценить их эффективность.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты основных функций в системе менеджмента


1.1 Понятие и классификация функций управления

Процесс управления в любой организации - это реализация функций, которые должен выполнять каждый руководитель. Поэтому функции менеджмента рассматриваются как составная часть этого процесса.

Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ. В литературе встречается достаточно много подходов к классификации данных функций. Впервые функции менеджмента были сформулированы Фредериком Тейлором. По его мнению, следует выделить функции: выбор цели, выбор средств, подготовка средств, контроль результатов[1].

Развитие идей Ф. Тейлора было продолжено и французским инженером Анри Файолем. Он выделил функции, которые и сейчас лежат в основе науки менеджмента - это планирование, организация, мотивация и контроль.

Также профессором А. В. Тихомировой был предложен современный подход к классификации данных функций, в связи с чем первой функцией считалась функция целеполагания (стратегополагания), функция планирования была расширена регулированием, организации - координацией, мотивации - стимулированием, контроля - оценкой и также добавлена функция гуманизации (корпоративность). В трудах Г.Я. Гольштейна и О.С. Виханского отдельно были выделены функции учета и анализа, а также обратной связи[2].

В таблице 1 приведен сравнительный анализ классификации функций разными авторами.

Таблица 1 – Сравнительный анализ классификации функций разными авторами

Как видно из приведенной выше таблицы, большинство авторов выделяют следующие функции: планирование, организация, мотивация, контроль.

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга[3]. Например, информация, собранная посредством выполнения функции контроля, «говорит» менеджерам, как выполняются их планы (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован и организован (функция мотивации и организации)[4]. Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.


Для осуществления взаимосвязи между функциями необходимо наличие связующей функции - коммуникации.

Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловыми значениями между двумя и более людьми. Информация в процессе коммуникации передается для того, чтобы руководители могли принимать необходимые решения и для того, чтобы они могли выполняться. Планы нельзя выполнить, если они неизвестны людям, которые должны их выполнять[5].

Функцию коммуникации можно рассматривать как связующий процесс, ведущий к принятию управленческого решения.

Принятие решений - это результирующая функция управленческого процесса.

На наш взгляд наиболее оптимальным является следующий подход к классификациям функций управления (рис. 1).

Рисунок 1 – Классификация функций управления

Процесс коммуникации является основной связующей частью в информационной системе управления предприятием[6].

Также для успешной работы организации руководитель должен постоянно делать правильный выбор из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив - это и есть решение. Принятие решения - выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Основным требованием для принятия эффективного решения является наличие адекватной и точной информации.

Более подробно остановимся на мотивации.

1.2 Сущность мотивации и современные системы мотивации персонала компании

Мотивация труда является внутренним побуждением к конкретному трудовому поведению, которое ограничено физическими и умственными способностями людей[7]. Данное определение мотивации следует уточнить.

1. Побуждение реализуется при воздействии конкретных стимулов и мотивов на объект мотивации. Основой стимулов и мотивов осознанной деятельности являются потребности, которые связаны с трудовой деятельностью.

2. Мотивация имеет конкретные цели:

- достижение конкретных целей учреждения;

- достижение целей самого сотрудника в процессе труда.

Задачи системы мотивации персонала представим на рисунке 2.


Задачи системы мотивации

Ориентировать работников на решение стратегических задач

Стимулировать эффективную и производительную работу каждого сотрудника

Привлекать в компанию квалифицированных специалистов и закреплять уже работающих профессионалов

Стимулировать профессиональное развитие и рост квалификации сотрудников

Обеспечивать лояльность сотрудников на всех уровнях и стабильность кадрового состава компании

Оптимизировать расходы на персонал

Рисунок 2 – Задачи системы мотивации

Сущность мотивационного процесса осуществляется через присущие ему функции (рис. 3).

Рисунок 3 – Функции мотивационного процесса

В соответствии с рисунком 3, к функциям мотивационного процесса следует относить:

- регулятивная, которая блокирует одни действия и разрешает прочие;

- объяснительно обосновывающая, которая аргументирует целесообразность поведения субъекта.

- коммуникативная, которая объясняет прогнозирующее общение в сфере труда;

- корректирующая, как механизм уточнения старых и создания новых норм, идеалов, ценностных ориентаций;

- социализации, с помощью осознания собственной социальной роли[8].

Научное объяснение механизма осуществления данных функций в процессе мотивации реализуется, исходя из той или другой научной теории мотивации работы.

К современным технологиям мотивации следует относить такой способ оплаты труда как бенефиты.

Бенефиты являются дополнительными льготами и компенсациями, которые работники получают опосредованно, а не в виде прямых денежных выплат. Бенефиты не связаны с качеством и количеством труда, это вознаграждения, получаемые работниками за факт работы в этой учреждении.

Максимально подходящую систему компенсаций нелегко сформировать, но общие правила, которые отвечают тенденциям имеются на отечественном и иностранном рынке. Несмотря на это, вопросы по дополнительным бенефитам существуют и решаются в зависимости от ситуации.

Причины, по которым учреждениям стоит пропагандировать систему бенефитов:

- благотворное психологическое воздействие на работников, благодаря тому, что увеличивается ценность работника и его самооценка;

- улучшение системы жизни работников;

- с помощью бенефитов пропаганда корпоративных ценностей учреждения;

- формирование благоприятного имиджа учреждения[9].


Так же основные бенефиты следующие:

- оплата отпусков,

- медицинское страхование,

- оборудованные рабочие места,

- оплата жилья для иногородних работников,

- обучение за счет учреждения,

- организация корпоративных мероприятий,

- свободный доступ в Интернет,

- приобретение продукции организации со скидкой;

- приобретение деловых костюмов[10].

Дополнительные блага, приобретаемые работниками, увеличивают их благосостояние и улучшают качество труда.

Бенефиты принято детализировать на две группы:

- добровольные – устанавливаются работодателем (оплата транспортных расходов, бесплатные обеды, рождение ребенка, оплата мобильной связи, утеря имущества и т.д.)

- обязательные – устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством (обязательное медицинское страхование, оплата ежегодных отпусков, отчисления в пенсионный фонд, оплата больничных листов).

Система бенефитов для работников в нашей стране стала развиваться 10 лет назад. По изучениям аналитиков, менеджеров, экспертов, люди долгое время думали только о смене рабочего места, о чем-то более прибыльном. Нельзя работать в коллективе, где сотрудники только и живут мечтами о более хорошей жизни. Данные работники не могут действовать с полной отдачей[11].

Цели руководства учреждении зависят от стратегии учреждения и, как правило, являются: привлечение высококвалифицированных кадров, стимулирование труда, формирование благоприятного общественного мнения, а так же повышение благосостояния сотрудников.

В соответствии с опытом, учреждении с максимально развитой социальной политикой являются более эффективными и успешными на рынке.

Прекрасно когда существуют бенефиты, но не все учреждения могут их себе позволить. Это обусловлено тем, что предоставление данных льгот довольно расходное мероприятие для учреждения, дешевле оставить денежное вознаграждение или предлагать в качестве бенефитов собственную продукцию. Так же работники среднего и старшего возраста с не особым доверием относятся к данным вознаграждениям.

Для успешного создания бенефитов необходимо учитывать ценности сотрудников, возрастные и социальные различия очень влияют. К примеру, работникам до 30 лет интереснее будут скидки в спортзал, а те, кому за 50 больше заинтересованы в медицинской страховке[12].

Система бенефитов применяется в каждой учреждении и это неотъемлемая часть системы мотивации. Представим примеры систем бенефитов, которые используются в разных учреждениях.