Файл: Учет наличных денежных средств в кассе предприятия ООО «Сибагроснаб».pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Экономическая сущность и характеристика денежных средств
1.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета денежных средств
2.1. Организационно-экономическая характеристика объекта исследования
2.2. Бухгалтерский учет наличных денежных средств в кассе
- точный и своевременный учет этих средств и операций по их движению;
- контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием;
- контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины;
- выявление возможностей более рационального использования денежных средств.
По действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета в нашей стране выполняет Министерства финансов РФ. Оно разрабатывает и утверждает обязательные для всех субъектов предпринимательской деятельности нормативные документы о методике и организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета денежных средств и операций на счетах в банках в РФ включает следующие уровни (таблица 2).
Таблица 2
Система регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации
Наименование уровня |
Нормативные документы |
Законодательный |
Законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации |
Федеральный нормативный |
Федеральные стандарты, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета |
Отраслевой нормативный |
Отраслевые стандарты |
Методологический |
Рекомендации в области бухгалтерского учета |
Организационный |
Стандарты экономического субъекта (внутренние документы организации, прежде всего, ее учетная политика). |
Рассмотрим каждый из уровней более подробно.
Первый уровень системы регулирования бухгалтерского учета представлен законодательными актами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, регламентирующими прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации, к которым относятся:
‑ Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (часть первая), в котором определены общие положения, нормы о праве собственности и других вещных правах, а также общая часть обязательственного права;
‑ Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (часть вторая), в котором определены отдельные виды обязательств. Так, обязательства могут возникать из договоров, односторонних действий, в связи с причинением вреда, вследствие неосновательного обогащения;
‑ Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая), в котором определена система налогов и сборов, общие правила исполнения обязанности по их уплате, основы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и др.;
‑ Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), в котором определены положения о конкретных налогах (федеральных, региональных и местных), сборах и специальных налоговых режимах;
‑ Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором определены минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы его ведения.
В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 № 402-ФЗ определяется соподчиненность бухгалтерского учета с другими законодательными актами, цели, задачи, общие методы ведения бухгалтерского учета, обязанность и ответственность организаций за состояние бухгалтерского учету и отчетности.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций.
Согласно ст. 9 Закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 № 402-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
К этой же группе законодательных документов можно отнести:
‑ Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», который устанавливает нормы, регулирующие банковскую деятельность. Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Определяется порядок государственной регистрации кредитных организаций и выдачи им лицензий на осуществление банковских операций. Предусматриваются меры обеспечения финансовой надежности;
‑ Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», который устанавливает порядок применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов всеми организациями и индивидуальными предпринимателями;
‑ Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», целью которого является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Вторым уровнем системы нормативного регулирования бухгалтерского учета являются федеральные стандарты, роль которых пока выполняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ). Они определяют принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета фактов хозяйственной жизни, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (приложение 1).
Основные из ПБУ: Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008); Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99); Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011) и другие;
Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств». ПБУ 23/2011 г. Это основной нормативный документ, который регулирует порядок формирования отчета о движении денежных средств. Целью ПБУ 23/2011 является установление правил составления отчёта о движении денежных средств коммерческими организациями (за исключением кредитных организаций), являющимися юридическими лицами по законодательству РФ. В «Отчете о движении денежных средств» не приведен порядок построчного заполнения отчета о движении денежных средств, но указаны общие принципы и правила, которыми необходимо руководствоваться при составлении отчета. Отчет о движении денежных средств отражает поступления и выбытия денежных средств в разрезе направлений и видов деятельности.
Отчет о движении денежных средств (также ОДДС) сдается в составе годовой бухгалтерской отчетности всеми лицами, ведущими бухгалтерский учет, кроме (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
субъектов малого предпринимательства;
некоммерческих организаций;
«сколковцев».
Указанные лица включают данный отчет в состав своей отчетности в том случае, если в таком отчете, по мнению составителя, содержится важная информация, без знания которой нельзя достоверно оценить финансовое положение организации или финансовые результаты деятельности. 9 Организации, которые формируют отчетность в соответствии с МСБУ, при составлении отчета о движении денежных средств руководствуются МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств» (Приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н).
Согласно п. 6 ПБУ 23/2011 поступления денежных средств от валютнообменных операций (за исключением потерь или выгод от операции) не являются денежными потоками организации.
К документам третьего уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета относят отраслевые стандарты, которые определяют особенности применения федеральных стандартов в условиях осуществления организациями отдельных видов экономической деятельности. Этот вид стандартов не должен противоречить федеральным стандартам и закону № 402-ФЗ. Также как и в случае с федеральными стандартами, пока не появятся отраслевые, следует применять нормативные документы, которые были утверждены Минфином до 2013 года.
В части учета денежных средств отраслевые стандарты отсутствуют.
Четвертый уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют стандарты экономического субъекта.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в настоящее время четко определены принципы регулирования бухгалтерского учета. Акцент сделан на обеспечении соответствия стандартов учета потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом уровня развития науки и практики бухгалтерского учета.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что денежные средства являются значимой экономической категорией. Деньги ‑ это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом, в широком смысле деньгами могут быть названы всякие знаки ценности, служащие для размена, приобретения других предметов, покупки или найма человеческого труда.
2. Порядок бухгалтерского учета наличных денежных средств в кассе предприятия (на примере ООО «Сибагроснаб»)
2.1. Организационно-экономическая характеристика объекта исследования
Общество с ограниченной ответственностью «Сибагроснаб» образовано на основании Решения № 1 единственного учредителя (участника) ‑ Буханцова Константина Владимировича от 05.12.2013 г.
Местонахождение Общества: Новосибирск, Станционная, 26 к4 - 2 этаж.
Полное фирменное название Общества ‑ Общество с ограниченной ответственностью «Сибагроснаб». Сокращенное фирменное название Общества ‑ ООО «Сибагроснаб».
Основным видом деятельности общества является оптовая торговля машинами и оборудованием для сельского хозяйства.
Иными видами деятельности общества являются:
‑ разборка и снос зданий, расчистка строительных участков;
‑ строительство зданий и сооружений;
‑ монтаж зданий и сооружений из сборных конструкций;
‑ устройство покрытий зданий и сооружений;
‑ монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений;
‑ оптовая торговля через агентов (за вознаграждение или на договорной основе);
‑ деятельность агентов по оптовой торговле прочими видами машин и оборудования;
‑ прочая оптовая торговля.
Среднесписочная численность работников ООО «Сибагроснаб» составляет 12 человек. Организационная структура ООО «Сибагроснаб» построена по линейно-функциональной схеме (рисунок 4).
Генеральный директор
(1 чел.)
Коммерческий директор
(1 чел.)
Отдел продаж
(4 чел.)
Монтажная бригада
(6 чел.)
Рис. 4. Организационная структура ООО «Сибагроснаб»
Проведем анализ активов ООО «Сибагроснаб» (табл. 3).
Таблица 3
Оценка динамики и структуры имущества ООО «Сибагроснаб» за 2017-2018 гг.
№ п/п |
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Изменения (+,‑) |
Темп роста, % |
|||
2017 г. |
2018 г. |
2017 г. |
2018 г. |
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
|||
1. |
Внеоборотные активы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2. |
Оборотные активы |
5111 |
5136 |
100,00 |
100,00 |
25 |
- |
100,50 |
2.1. |
Запасы |
1870 |
531 |
36,59 |
10,34 |
-1339 |
-26,25 |
28,40 |
2.2. |
НДС по приобретенным ценностям |
0 |
206 |
- |
4,01 |
206 |
4,01 |
- |
2.3. |
Дебиторская задолженность |
2544 |
4328 |
49,78 |
84,27 |
1784 |
34,49 |
170,13 |
2.4. |
Денежные средства |
322 |
61 |
6,30 |
1,19 |
-261 |
-5,11 |
18,94 |
2.5. |
Прочие оборотные активы |
375 |
10 |
7,33 |
0,19 |
-365 |
-7,14 |
2,67 |
Итого активов |
5111 |
5136 |
100,00 |
100,00 |
25 |
- |
100,50 |