Файл: Оценка рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 308
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
2. Применяемые стандарты оценочной деятельности
3. Допущения, использованные оценщиком при проведении оценки
4. Сведения о заказчике оценки и об оценщике
7.1. Краткий анализ макроэкономической ситуации в России за 2016г.[2]
7.2. Анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект .[3]
7.2.3. Анализ положения МФПУ «Университет» на образовательном рынке [8]
7.2.3. Анализ сделок с объектом оценки[9]
7.4. Основные выводы относительно рынка создания и использования объекта оценки
8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом
8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом
8.3. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности сравнительным подходом
Резкое падение выручки в долларовом выражении в конце 2014 года вызван резким падением курса рублю к доллару США. В рублевом эквиваленте величина выручки в 2014 году почти не изменилась. В 2015 году выручка в рублевом эквиваленте приобрела положительное значение, хотя в долларовом эквиваленте всё еще представляла собой отрицательную величину, но с тенденцией к положительным изменениям. В 2016 году рублевая выручка продолжила тенденцию к увеличению, а выручка в долларах значительно увеличилась и приобрела положительное значение. Одной из причин можно назвать снижение курса доллара к рублю по сравнению с предыдущим годом. Так как в 2017 году ожидается стабилизация курса рубля, в прогнозном периоде и в дальнейшем планируется прирост выручки компании.
При этом предполагается, что прирост выручки обеспечен, в том числе, и эффективным использованием товарного знака компании. МФПУ «Университет» является правообладателем 3 товарных знаков
. Организация давно и успешно существует на рынке, все ее товарные знаки широко известны. Поэтому делаем допущение, что все три товарных знака вносят равный вклад в прирост выручки.
Ставка роялти
Размер роялти определяется эмпирически на базе стандартных среднестатистических значений. Для услуг в системе образования типичная ставка роялти 5-20%. Таким образом, среднее значение 12.5%[22]
Прогнозируемые выплаты роялти корректируются с учетом выплат налога на прибыль. Так как организация, которой принадлежат права на товарный знак, является некоммерческой образовательной организацией, налоговая ставка на прибыль для неё составляет 0%.
Срок полезного использования
Юридический срок жизни товарного знака – 10 лет, но с учетом возможного продления прав, его можно принять как бессрочный.
Срок службы товарного знака предполагает его использование в долгосрочном периоде. В краткосрочном периоде не ожидается техническое, технологическое или коммерческое устаревание объекта интеллектуальной собственности. Данные, отображающие затраты на рекламу Университета «Университет» не представлены в общем доступе. Но есть данные о коммерческих расходах в целом, в состав которых входят, в том числе, и расходы на рекламу. Рекламные расходы делятся на нормируемые рекламные расходы и ненормируемые расходы на рекламу. Нормируемые расходы на рекламу учитываются в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (без учета НДС) за отчетный период. Предельный размер ненормируемых расходов на рекламу, признаваемых при налогообложении прибыли, не установлен. На основании данной информации, и с учетом того, что расходы на маркетинг и рекламу не выделяются в отдельную статью коммерческих расходов в общедоступных источниках информации об Университете, а расходы на содержание управленческого аппарата выделены в отдельную статью расходов, оценщик делает допущение, что расходы на маркетинг и рекламу составляют 100% коммерческих расходов организации.
Таблица 20[23]
Наименование показателя |
Код |
2016 |
2015 |
2014 |
2013 |
2012 |
Коммерческие расходы, в тыс. руб. |
2210 |
(313) |
(202) |
(187) |
(175) |
(153) |
Темпы изменения суммы расходов, в % |
0.549 |
0.080 |
0.068 |
0.143 |
||
Средний темп изменения суммы расходов, в % |
0.21 |
Прогнозные темпы инфляции устанавливаются для 2017 и 2018 г.г. в размере 5%, 2019 и 2020 г.г. в размере 4% и для 2021г. – 3.9%.[24]
Дата, до которой продлен срок действия регистрации: 11.10.2021
Таким образом, длительность прогнозного периода определяется с даты оценки до 11.10.2021 г. – 2017 год, 2018, 2019 год, 2020 год и 9 месяцев и 11 дней 2021 года – 4 года, 9 месяцев и 11 дней.
По истечении 11.10.2021 права на товарный знак с большой степенью вероятности будут продлены. Это объясняется увеличением доходности. Для поддержания силы товарного знака компании - владельцу будет выгодно дальнейшее использование обозначения, зарекомендовавшего себя на Российском рынке. Таким образом, объект оценки будет существовать и приносить доход своему владельцу и по истечении прогнозного периода, поэтому в отчете приводится расчет стоимости товарного знака в постпрогнозном периоде.
Ставка дисконта
В расчете ставки дисконтирования методом кумулятивного построения для оценки НМА и ИС, не связанных с оценкой бизнеса, учитываются следующие риски:
- риск, связанный с возможностью нарушения прав на ОИС;
- риск, связанный с предсказуемостью доходов от использования ОИС;
- риск, связанный с более ранней стадией разработки ОИС, с недостаточной проработанностью инвестиционного проекта;
- риск, связанный с низкой ликвидностью ОИС;
- риск, связанный с конкурентоспособностью ОИС.
В качестве безрисковой ставки принимается ставка бескупонной доходности на 01.01.2017 – среднее значение 7.89 (7.04-8.74%)
Банк России принял решение прекратить расчет и публикацию данных в разделе «Ставки рынка ГКО-ОФЗ» с 1 июля 2016 года. Вместо данных ставок предлагаем использовать ставки бескупонной доходности. [25]
Таблица 21
Факторы риска для оценки стоимости НМА и ИС не связанных с конкретным предприятием
Элементы риска |
Ответы (да, нет, не знаю) |
Значе-ние |
|
Риск, связанный с возможностью нарушения прав на ОИС |
|||
Права на ОИС охраняются патентом/свидетельством на территории страны |
Да |
0 |
|
Права на ОИС охраняются патентом/свидетельством на международном уровне |
Нет |
5 |
|
Информация об ОИС охраняется в режиме коммерческой тайны |
Нет |
5 |
|
Имеются доказательства о собственности на ОИС |
Да |
0 |
|
Сложность воспроизведения ОИС при наличии неполного комплекта документации (либо вовсе при отсутствии таковой) |
Нет |
5 |
|
Отсутствие возможности использования ОИС в производственном процессе без значительных инвестиций |
Нет |
5 |
|
Отсутствие аналогичных разработок в конкурирующих структурах |
нет |
5 |
|
Сумма значений: |
25,0 |
||
Количество составляющих факторов: |
7 |
||
Итоговое значение элемента риска: |
3,57 |
||
Риск, связанный с предсказуемостью доходов от использования ОИС |
|||
ОИС имеет один или несколько близких прототипов |
Да |
5 |
|
Аналогичный ОИС уже используется для производства продукции пользующейся спросом на рынке |
Да |
5 |
|
Предполагаемый к производству товар будет пользоваться постоянным спросом (не зависит от моды и сезонности) |
Да |
0 |
|
Существует реальная возможность оценить объем спроса (долю и емкость рынка) |
Да |
0 |
|
Умеренная (либо низкая) конкуренция в отрасли (один или несколько конкурентов) |
Нет |
5 |
|
Сумма значений: |
15 |
||
Количество составляющих факторов: |
5 |
||
Итоговое значение элемента риска: |
3 |
||
Риск, связанный с более ранней стадией разработки ОИС, с недостаточной проработанностью инвестиционного проекта |
|||
ОИС находится на стадии конструкторской разработки или выше |
Нет |
0 |
|
ОИС находится на стадии опытного образца или выше |
Нет |
0 |
|
ОИС находится на стадии освоения в производстве |
Нет |
0 |
|
Нет необходимости в значительных дополнительных ресурсах для начала массового производства |
Да |
5 |
|
Инвестиционный проект проработан со значительным «запасом прочности» |
не знаю |
2,5 |
|
Сумма значений: |
7,5 |
||
Количество составляющих факторов: |
5 |
||
Итоговое значение элемента риска: |
1,5 |
||
Риск, связанный с низкой ликвидностью ОИС |
|||
ОИС не является пионерским изобретением |
Да |
5 |
|
На территории страны имеются предприятия, производящие аналогичную продукцию и заинтересованные в оцениваемом ОИС |
Да |
5 |
|
На международном уровне имеются предприятия, производящие аналогичную продукцию и заинтересованные в оцениваемом ОИС |
Да |
5 |
|
ОИС находится на стадии освоения в производстве |
Нет |
0 |
|
ОИС охраняется патентом/свидетельством |
Да |
0 |
|
Существует готовый инвестиционный проект, а так же есть инвестор (один или несколько) с которым заключена предварительная договоренность |
Не знаю |
2.5 |
|
Сумма значений: |
17.5 |
||
Количество составляющих факторов: |
6 |
||
Итоговое значение элемента риска: |
2,91 |
||
Риск, связанный с конкурентоспособностью ОИС |
|||
ОИС соответствует мировому уровню в данной области |
Да |
0 |
|
Высокая степень патентно-правовой защищенности (например, защищены все основные узлы и ТЗ) |
Да |
0 |
|
Выпускаемая продукция с использованием ОИС новая и не имеет аналогов |
Нет |
5 |
|
Рынок сбыта продукции с использованием ОИС не является узкоспециализированным и ограниченным |
Нет |
5 |
|
Выход конкурентов на рынок с аналогичной продукцией с использованием ОИС затруднён |
Нет |
5 |
|
Сумма значений: |
15 |
||
Количество составляющих факторов: |
5 |
||
Итоговое значение элемента риска: |
3 |
||
Безрисковая ставка: |
13,98 |
||
Итого ставка дисконтирования (сумма всех итоговых значений элементов риска и безрисковой ставки): |
21,87 |
Составляющими каждого элемента риска являются простые вопросы, ответить на которые можно: «да», «нет» или «не знаю». Присвоив каждому ответу соответствующее значение риска, можно рассчитать совокупное значение элемента риска. Если ответу «да» присвоить минимальное значение риска – 0%; ответу «нет» – максимальное значение 5%, а ответу «не знаю», соответственно, среднее значение – 2,5%, тогда совокупное значение фактора риска можно рассчитать по следующей формуле:
,
где К – итоговое значение каждого фактора риска;
В1-n – значения составляющих фактора (т.е. соответствующие значения ответов на ключевые вопросы – 0%, 5% или 2,5%).
ТВ – количество составляющих фактора.
Чем выше вероятность того, что товарный знак обеспечит прогнозируемый уровень дохода, тем ниже риск.
Расчет стоимости можно производить с использованием таблицы (таблица 21).
Определим выручку для 2017 года: 1898737+1898737*0.0582=1898 737+110506=2009243
Прогнозируемый индекс инфляции для 2017 г. = 5%, соответственно выручка за 2017 г. составит
2009243 - 2009243*0.05=2009243 – 100462=1908781 тыс руб
Аналогичным образом определим прогнозную выручку для 2018, 2019, 2020 и до 11.10.20121 г.
Таблица 22
Год |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
До 11.10. 2021 |
Выручка, тыс. руб. |
1908781 |
1918879 |
1949335 |
1980275 |
2013802 |
1566290 |
Средние темпы прироста выручки, % |
0,0582 |
|||||
Ставка роялти% |
12.5 |
12.5 |
12.5 |
12.5 |
12.5 |
12.5 |
Налог на прибыль , % |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ожидаемые выплаты по роялти от всех ТЗ, тыс. руб. |
238597. 625 |
239859. 875 |
243666. 875 |
247534. 375 |
251725. 25 |
195786. 25 |
Расходы (маркетинг, реклама), с поправкой на средний темп изменения и инфляцию на все ТЗ |
313*0.21+313=378.73 378.73-378.73*0.05=359.793 |
359.793*0.21+359.793=435.349 435.349-435.349*0.05=413.581 |
413.581*0.21+413.581=500.433 500.433-500.433*0.04=480.415 |
480.415*0.21+480.415=581302 581.302-581.302*0.04=558.049 |
558.049*0.21+558.049=675.239 675.239-675.239*0.039=648.904 |
54.075*9 + 54.075/3=486.675+18.025=504.7 |
Прибыль от выплат по роялти от всех ТЗ |
238597.625-359.793=238237. 832 |
239859. 875-413.581=239446. 294 |
243666. 875-480.415=243186. 46 |
247534. 375-558.049=246976.326 |
251725. 25-648.904=251076.346 |
20923.028*9+20923.028/3=188307.252+6974.342=195281.594 |
Прибыль от выплат по роялти от объекта оценки |
238237. 832/3=79412.61 |
239446. 294/3=79815.431 |
243186. 46/3=81062.153 |
246976.326/3=82325.442 |
251076.346/3=83692.115 |
195281.594/3=65093.864 |
Фактор текущей стоимости 1/(1+r)i |
1/(1+0.2187)1=0.82 |
1/(1+0.2187)2=1/1.485=0.673 |
1/(1+0.2187)3=1/1.81=0.552 |
1/(1+0.2187)4=1/2.205=0.453 |
1/(1+0.2187)5=1/2.688=0.372 |
|
Текущая стоимость прибыли от выплат по роялти, тыс. руб |
79412.61*0.82=65118.34 |
79815.431*0.673=53715.785 |
81062.153*0.552=44746.308 |
82325.442*0.453=37293.424 |
83692.115*0.372=31133.466 |
(31133.466/12)*9+(2594.4555/3)=23350.099+ 864.818= 24214.917 |
Сумма текущих стоимостей прибылей от выплат по роялти, тыс.руб. |
65118.34+53715.785+44746.308+37293.424+24214.917=225088.774 |
Выручка, затраты на рекламу прогнозируются с даты оценки 01.01.2017 до 11.10.2021 г. – 2017 год, 2018, 2019 год, 2020 год и 9 месяцев и 11 дней 2021 года – 4 года, 9 месяцев и 11 дней. Дисконтирование чистого дохода от объекта оценки производится с учетом длительности прогнозного периода и наличия еще 2 зарегистрированных товарных знаков.
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 01.01.2017 г. по результатам использования доходного подхода на основе анализа доходов Заказчика от использования объекта оценки в его деятельности составляет 225088.774 тыс. руб.
8.1.2. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности на основе доходов Заказчика по лицензионным соглашениям не проводилась в виду отсутствия лицензионных соглашений относительно объекта оценки.
8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом
Затратный подход к оценке интеллектуальной собственности основан на определении затрат, необходимых для восстановления или замещения объекта оценки с учетом его износа.
Для расчета рыночной стоимости объекта оценки применяется метод стоимости создания. Данный метод заключается в калькулировании в ценах и тарифах, действующих на дату оценки, всех ресурсов (элементов затрат), необходимых для создания аналогичного объекта интеллектуальной собственности.
Для расчета стоимости товарного знака необходимо все затраты необходимо привести к текущей стоимости по формуле:
Vтз = Σ((Здi + Зпi + Змi + Зрi)*(1+)* Киi)*Кв*М*Кэсв, ( )
где Vтз – стоимость товарного знака;
Здi – затраты на дизайн в i-ом году;
Зпi – затраты на правовую охрану в i-ом году;
Змi – затраты на маркетинг в i-ом году;
Зрi – затраты на рекламу в i-ом году;
р – рентабельность, %;
Киi - коэффициент индексации в i-ом году;
М – коэффициент масштабности использования товарного знака;
Кэсв – коэффициент эстетического восприятия;
Кв –коэффициент времени использования товарного знака;
Затраты на дизайн при создании нового товарного знака.
Оценщиком была собрана информация о затратах на создание нового товарного знака, аналогичного объекту оценки.
Таблица 23
Наименование услуг |
Стоимость услуг по созданию товарного знака, руб. |
||
http://www.fantasy-gpm.ru/pages/id/tovznak.html |
http://www.alexfill-style.ru/razrabotka_logotipa_i_sozdanie_torgovoj_marki.htm |
https://zuykov.com/ru/trademarks/razrabotka-tovarnogo-znaka/ |
|
Разработка товарного знака |
15500 |
20000 |
40000 |
Средняя стоимость услуг |
25167 |
Затраты на дизайн товарного знака на 01.01.2017 составят 25,167 тыс. руб.
Затраты на рекламу и маркетинг
Оценщиком была собрана информация о размере коммерческих расходов , было сделано допущение, что именно они составляют стоимость услуг по организации и проведению рекламной компании товарного знака.
МФПУ «Университет» является правообладателем 3 товарных знаков (см. Приложение 1). Оценщиком сделано допущение, что расходы на рекламу одного товарного знака составляют 1/3 расходов на рекламу по компании в целом. Заявка на регистрацию товарного знака была подана 11.10.2011. Соответственно, необходимо учесть затраты на рекламу и маркетинг объекта оценки с 11.10.2011 по 31.12.2011
Таблица 24
Наименование показателя |
Код |
2016 |
2015 |
2014 |
2013 |
2012 |
11.10.2011-31.12.2011 |
Коммерческие расходы, в тыс. руб. |
2210 |
(313) |
(202) |
(187) |
(175) |
(153) |
120.87 за весь год с учетом коэффициента 0.21 120.87/12=10.0725 (10.0725/3)*2+10.0725*2=26.86 |
Темпы изменения суммы расходов, в % |
0.549 |
0.080 |
0.068 |
0.143 |
|||
Средний темп изменения суммы расходов, в % |
0.21 |
||||||