Файл: Оценка рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 324
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
2. Применяемые стандарты оценочной деятельности
3. Допущения, использованные оценщиком при проведении оценки
4. Сведения о заказчике оценки и об оценщике
7.1. Краткий анализ макроэкономической ситуации в России за 2016г.[2]
7.2. Анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект .[3]
7.2.3. Анализ положения МФПУ «Университет» на образовательном рынке [8]
7.2.3. Анализ сделок с объектом оценки[9]
7.4. Основные выводы относительно рынка создания и использования объекта оценки
8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом
8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом
8.3. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности сравнительным подходом
Таблица 25
МФПУ «Университет» |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Коммерческие расходы, в тыс. руб. |
120.87 за весь год с учетом коэффициента 0.21 120.87/12=10.0725 (10.0725/3)*2+10.0725*2= 26.86 |
153 |
175 |
187 |
202 |
313 |
Индекс потребительских цен, % |
106,1 |
106,6 |
106,5 |
111,4 |
112,9 |
105,4 |
Темпы инфляции, % |
6,1 |
6,6 |
6,5 |
11,4 |
12,9 |
5,4 |
Коэффициент индексации (затраты известны на конец года) |
(1+0,066)*(1+0,065)*(1+0,114)*(1+0,129)*(1+0,054) =1,504 |
(1+0,065)*(1+0,114)*(1+0,129)*(1+0.054)=1,411 |
(1+0,114)*(1+0,129)*(1+0,054)=1,325 |
(1+0,129)*(1+0,054)=1.189 |
1,129 |
1 |
Приведенная к дате оценки величина затрат на рекламу и маркетинг, тыс. руб. |
26,86*1,504= 40,397 |
153*1,411=215,883 |
175*1.325=231,875 |
187*1,189=222,343 |
202*1,129=228,058 |
313*1= 313 |
Приведенная к дате оценки величина затрат на рекламу и маркетинг на 1 ТЗ, тыс. руб. |
40,397/3 =13,465 |
215,883/3= 71,961 |
231,875/3=77,291 |
222,343/3-74,114 |
228,058/3=76,019 |
313/3= 104,3 |
Сумма приведенных к дате оценки затрат на рекламу и маркетинг, млн. руб. |
493,264 |
Таким образом, затраты на рекламу и маркетинг оцениваемого товарного знака на 01.01. 2017 г. составляют 493,264 тыс. руб.
Рентабельность продаж МФПУ «Университет» за 2016 год – 6,5 %[26]
Затраты на правовую охрану
Размер государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией товарного знака установлен Положением утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941 [27]. Согласно данному документу:
Таблица 26
Действия, связанные с государственной регистрацией товарного знака, руб.
Регистрация заявки на регистрацию товарного знака, знака обслуживания (далее - заявка на товарный знак) и принятие решения по результатам формальной экспертизы |
2700 |
Проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, и принятие решения по ее результатам |
11 500 + 2 050 за каждый из классов МКТУ, свыше 1 |
Регистрация товарного знака и выдача свидетельства на него |
16200 |
Внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации и в свидетельство на товарный знак |
2050 |
Внесение изменений в перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков (за каждое изменение по 1 общеизвестному в Российской Федерации товарному знаку) |
2050 |
Общий размер затрат на правовую охрану товарного знака на 01.01.2017 г. составит 2700+11500+16200+2050+2050= 34500 руб. или 34,5 тыс. руб.
Коэффициент индексации
Затраты на рекламу и маркетинг приведены к дате оценки в таблице 26.
Остальные затраты на создание товарного знака определяются в ценах на дату оценки, использование коэффициента индексации для приведения прошлых затрат к текущему моменту, не требуется.
Коэффициент масштабности использования товарного знака (М) зависит от величины товарооборота и определяется по таблице приведенной ниже.
Таблица 27
Коэффициент масштабности использования товарного знака
Товарооборот, тыс. долл. В месяц |
Величина М |
До 10 |
1,0 |
10-50 |
1,2 |
50 – 100 |
1,4 |
100 — 500 |
1,6 |
500 – 1000 |
1,8 |
Более 1 млн долл. |
2,0 |
Выручка МФПУ «Университет» по итогам 2016 года составила 1 898 737 тыс. руб., курс доллара на 01.01.2017 составил 60,6569 руб. Итого годовая выручка в долларовом эквиваленте 31302, 902 тыс. дол., за месяц 2608,575 тыс. дол. Таким образом,
для расчета стоимости объекта оценки применятся коэффициент масштабности – 1.
Коэффициент эстетического восприятия (Кэсв) зависит от времени использования товарного знака.
Для определения коэффициента эстетического восприятия рекомендованы величины, представленные в таблице 28
Таблица 28
Величины коэффициента эстетического восприятия
Кэсв |
Время использования, лет.; рейтинг |
1,3 |
Более 10; мировая известность у потребителей |
1,2 |
Более 5; широкая узнаваемость |
1,1 |
Менее 5; устойчивая ассоциация у потребителей по отношению к производителю |
1,05 |
Не менее 3 |
1 |
В течение 1 года |
Оцениваемый товарный знак используется МФПУ «Университет» на российском рынке с 2011 г. Следовательно, Кэсв = 1,2.
Коэффициент времени использования товарного знака (Кв) определяется по формуле
,
где Кв – коэффициент времени использования товарного знака;
Тф – фактический срок службы товарного знака;
Тн – номинальный срок службы товарного знака (10 лет).
Дата подачи заявки на первичную регистрацию права на товарный знак – 11.10.2011 г. С это даты до даты оценки прошло 5 лет 2 месяца 21 день, иначе 5.77 года.
Таким образом, Кв = 1+5,77/10 = 1,577
Определение стоимости объекта оценки затратным подходом.
Стоимость товарного знака определяется по формуле:
Vтз = Σ((Здi + Зпi + Змi + Зрi)*(1+)* Киi)*Кв*М*Кэсв
Зд = 25,167 тыс. руб.
Зп = 34,5 тыс. руб.
Зм + Зр = 493,264 тыс. руб.
р = 6,5 %
М = 1
Кэсв = 1,2.
Кв = 1,577
Киi не требуется, так как данные приведены к дате оценки.
Vтз = (25,167 + 34,5 + 493,264) * (1 + 6,5/100))*1,577*1*1,2 = 552,931*1,065*1,577*1*1,2=1114,380 тыс. руб.
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 01.01.2017 г. по результатам использования затратного подхода составляет 1114,380 тыс. руб.
8.3. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности сравнительным подходом
Сравнительный подход предполагает применение следующих методов:
- метод прямого анализа сравнения продаж;
- метод качественного анализа для корректировки данных;
- метод параметрической оценки;
- правила Бегунка для определения стоимостной оценки;
Для определения рыночной стоимости объекта оценки применялся метод прямого анализа сравнения продаж.
Во многих вузах за многолетнюю историю их существования накоплены значительные интеллектуальные ресурсы, которые зачастую превосходят их материальную составляющую. Однако до недавнего времени практически повсеместно эти ресурсы никак не отражались в качестве нематериальных активов. Поэтому при применении метода прямого анализа сравнения продаж были использованы всего три объекта-аналога.
Таблица 29
Данные по объектам - аналогам
Объект-аналог № 1 |
Объект-аналог № 2 |
Объект-аналог № 3 |
Объект оценки |
|
Наименование объекта |
МПУ МАМИ |
АНО ВО «РосНОУ» |
МГТУ «Станкин» |
МФПУ «Снергия» |
Назначение объекта |
Товарный знак |
Товарный знак |
Товарный знак |
Товарный знак |
Стоимость товарного знака, тыс. руб. |
180378,251 |
279612,749 |
213745,952 |
|
Источник данных |
http://mospolytech.ru |
http://www.rosnou.ru |
http://mospolytech.ru |
|
Дата определения стоимости |
31.12.2013 |
01.07.2015 |
15.04.2016 |
01.01.2017 |
Наличие патентной охраны |
+ |
+ |
+ |
+ |
Отрасль, в которой были или будут использованы ОИС |
Образование |
Образование |
Образование |
Образование |
Место ВУЗа в национальном рейтинге ВУЗов по параметру Бренд 2016 г.[28] |
116 |
47 |
118 |
121 |
Корректировка на дату определения стоимости определяется с учетом изменения темпов инфляции с даты определения стоимости объектов-аналогов до даты оценки.
По данным исследования рынка, стоимость товарного знака, имеющего международную регистрацию в 2 раза выше стоимости товарного знака, действующего для группы однородных товаров, зарегистрированного на территории РФ.
Корректировка на срок использования товарных знаков устанавливается на уровне 10% за каждый год использования прав на товарный знак.
Корректировка на спрос на продукцию, которая производится с использованием объекта ИС, производится с учетом данных рынка. Учитывается, что продукты интеллектуальной собственности ВУЗов, продающиеся под менее известными товарными знаками, пользуются меньшим спросом. Для оценки уровня спроса и соответствующей корректировки используются данные национального рейтинга университетов в по параметру Бренд 2016. Методика формирования рейтинга университетов по параметру Бренд включает учет следующих факторов:
- Б1. «Селекция элит» (академической, госуправления, бизнеса)
- Б2. Коммуникации У с целевыми аудиториями, в том числе международными
- Б3. Медиаактивность У в 2015 г.
- Б4. Восприятие исследований У международным академическим сообществом
- Б5. Восприятие исследований У русскоязычным академическим сообществом
Учитывается, что продукты интеллектуальной собственности ВУЗов, продающиеся под менее известными товарными знаками, пользуются меньшим спросом, при этом стоимость такого товарного знака снижается на 30% по сравнению со стоимостью ТЗ более крупных и известных образовательных организаций.
Внесение корректировок
Таблица 30
Объект-аналог№ 1 |
Объект-аналог№2 |
Объект-аналог№3 |
Объект оценки |
|
Наименование объекта |
МПУ МАМИ |
АНО ВО «РосНОУ» |
МГТУ «Станкин» |
МФПУ «Снергия» |
Назначение объекта |
Товарный знак |
Товарный знак |
Товарный знак |
Товарный знак |
Стоимость товарного знака, тыс.руб. |
180378,251 |
279612,749 |
213745,952 |
|
Элементы сравнения |
||||
Дата определения стоимости |
31.12.2013 |
01.07.2010 |
15.04.2016 |
01.01.2017 |
Корректировка,% |
2014 год = 11,4% 2015 год = 12,9% 2016 год =5,4% (1+0.114)*(1+0.129)*(1+0.054)=1,3256 или 32,56% |
С июля по декабрь 2010 = (0,036+0.055+0.084+0.050+0.081+0.108)/6=0,069 или 6,9% 2011 год=6,1% 2012 год=6,6% 2013 год=6,5% 2014 год = 11,4% 2015 год = 12,9% 2016 год =5,4% (1+0,069)*(1+0,061)*(1+0,066)*(1+0,065)*(1+0,114)*(1+0,129)=1,6194 или 61,94% |
С апреля по декабрь 2016=(0,044/2+0,041+0,036+0,054+0,010+0,017+0,043+0,044+0,040)/8,5=0,0361 или 3,6% |
|
Скорректированная цена, тыс. руб. |
180378,251*1,3256=239109,409 |
279612,749*1.6194=452804,885 |
213745,952*1,0361=221462,180 |
|
Территория действия исключительных прав |
Международный |
РФ |
РФ |
Международный |
Корректировка,% |
0 |
-50% |
-50% |
|
Скорректированная цена, тыс. руб. |
239109,409 |
452804,885*0,50=226402,442 |
221462,180*0,50=110731,09 |
|
Срок полезного использования ИС, лет |
Бессрочно |
Бессрочно |
Бессрочно |
Бессрочно |
10-3=7 лет |
10-6,5=3,5 года |
10-0,72=9,28 |
10-5,77=4,23 |
|
Корректировка,% |
4,23-7=-2,77 или - 27,7% |
4,23-3,5=0,73 или 7,3% |
4,23-9,28=-5,05 или -50,5% |
|
Скорректированная цена, тыс. руб. |
239109,409-239109,409*0,277=172876,103 |
226402,442+226402,442*0,073=242929,82 |
110731,09-110731,09*0,5=55365,545 |
|
Спрос на продукцию, которая может производиться или реализовываться с использованием ИС |
Средний |
Высокий |
Средний |
Средний |
Корректировка,% |
0 |
30 |
0 |
|
Скорректированная цена, тыс. руб. |
172876,103 |
242929,82*1,30=315808,766 |
55365,545 |
|
Количество зарегистрированных ТЗ, ед. |
Нет данных |
|||
Количество корректировок, n |
2 |
4 |
3 |
|
1/n |
1/2 |
¼ |
1/3 |
|
Сумма 1/n |
½+1/4 +1/3=0,5+0,25+0,34=1,09 |
|||
Вес аналога |
0,5/1,09=0,46 |
0,25/1,09=0,23 |
0,34/1,09=0,31 |
|
Взвешенная стоимость, тыс. руб. |
172876,103*0,46=79523,007 |
315808,766*0,23=72636,016 |
55365,545*0,31=17163,15 |
|
Рыночная стоимость объекта оценки, тыс. руб. |
79523,007+72636,016+17163,15=169322,173 |
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 01.01.2017 г. по результатам использования сравнительного подхода составляет 169322,173 тыс. рублей.
9. описание процедуры согласования результатов оценки и выводы, полученные на основании проведенных расчетов по различным подходам
Определение рыночной стоимости оцениваемого товарного знака ПАО «МТС» проводилось затратным, сравнительным и доходным подходами.
Таблица 31
Результаты применения подходов
Подходы |
Затратный |
Сравнительный |
Доходный |
Рыночная стоимость, полученная в рамках каждого из подходов, тыс. руб. |
1114,380 |
169322,173 |
225088,774 |
Результаты применения затратного подхода в оценке стоимости исключительных прав на товарный знак МФПУ «Университет», зарегистрированный Федеральной службой по интеллектуальной собственности за № 491065, значительно ниже результатов использования сравнительного и доходного подходов. Это обусловлено тем, что затраты на создание товарного знака, затраты на проведение рекламной кампании с целью его продвижения на рынок, несоизмеримо меньше тех доходов, которые может обеспечить этот товарный знак в будущем. Поэтому расчеты стоимости товарного знака в данном отчете приводятся справочно. Итоговая величина стоимости определяется на основе результатов использования сравнительного и доходного подходов. В связи с тем, что некоммерческие организации облагаются налогом на прибыль со ставкой 0%, лишь немногие некоммерческие образовательные организации отображают стоимость своих НМА и ИС в своей бухгалтерской отчетности и предоставляют данные об этом в открытый доступ. Поэтому в рамках данного отчета было найдено небольшое количество аналогов. Поэтому вес данного подхода будет меньше веса доходного подхода.
Итоговое значение стоимости устанавливается в процессе обобщения расчетных материалов путем согласования (взвешивания) результатов, полученных в рамках использованных подходов. При формировании итоговой величины стоимости по экспертному мнению оценщика проанализированы следующие характеристики использованных подходов: