Файл: Оценка рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 310
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
2. Применяемые стандарты оценочной деятельности
3. Допущения, использованные оценщиком при проведении оценки
4. Сведения о заказчике оценки и об оценщике
7.1. Краткий анализ макроэкономической ситуации в России за 2016г.[2]
7.2. Анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект .[3]
7.2.3. Анализ положения МФПУ «Университет» на образовательном рынке [8]
7.2.3. Анализ сделок с объектом оценки[9]
7.4. Основные выводы относительно рынка создания и использования объекта оценки
8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом
8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом
8.3. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности сравнительным подходом
7.2.3. Анализ сделок с объектом оценки[9]
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Университет» является некоммерческой организацией, что означает, что Университет «Университет» не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками. Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства. Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту. Кроме Московского филиала Университет «Университет» имеет еще 4 филиала: Калмыцкий филиал, Карачаево-Черкесский филиал, Омский филиал, Дубайский филиал. Подразделения Университета «Университет» действуют более чем в 50 регионах России и странах СНГ. Университет «Университет» является самым крупным частным высшим учебным заведением в России.
Среди преподавателей университета — ученые с фундаментальным бэкграундом, известные предприниматели, бизнес-тренеры и эксперты высокого уровня в самых разных областях.
«Университет» — от греческого «сотрудничество, содействие, помощь, соучастие», суммарный эффект взаимодействия двух и более компонентов, значительно превосходящий эффект от каждого компонента в отдельности. В основе логотипа лежит руна Кеназ, которая символизирует внутренний свет, проницательность и озарение, знание, помогающее увидеть истинную структуру чего-либо. Графически руна напоминает букву «С», ассоциируется со строгим математическим соотношением. Носорог — символ Университета, олицетворение ума, учености и упорства. Активизирует работоспособность, придает уверенности в своих силах и приносит удачу.
Университет «Университет» готовит специалистов, обладающих теми качествами, которые сегодня требуются престижным работодателям — выпускников отличают высокая компетентность, профессионализм, предприимчивость, системное мышление, умение принимать эффективные решения. Практическая подготовка специалистов является ключевой задачей Университета. Вуз оперативно реагирует на изменения специфики отдельных профессий, ежегодно учебные планы проходят строгую экспертизу ведущих работодателей. Студенты активно участвуют в научно-исследовательской деятельности Университета под руководством опытных преподавателей, выдающихся ученых: академиков РАН, РАО, Международной академии наук высшей школы, Академии менеджмента и рынка; профессоров, докторов и кандидатов наук. Занятия, направленные на закрепление практики, проходят в формате предпринимательских мастерских, мастер-классов, ситуационных практикумов, деловых игр и других интерактивных мероприятий с использованием инновационных технологий. Программы среднего профессионального, высшего и дополнительного образования в Университете «Университет» соответствуют европейским стандартам, закрепленным Болонской декларацией. Качество образования Университета «Университет» было неоднократно оценено руководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при прохождении процедуры аккредитации. Все выпускники вуза получают дипломы государственного образца по окончании обучения.
Университет «Университет» регулярно устраивает мастер-классы с известными политиками, бизнесменами, журналистами и звездами шоу-бизнеса. Студенты имеют возможность лично пообщаться со знаменитыми гостями, задать любые вопросы и спросить совета у тех, кто уже добился успеха и признания.
Лицензионные договоры на товарный знак № 491065 на дату оценки не заключены.
(Свидетельство Роспатента № 491065) |
7.3. Анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых с объектом оценки объектов[10]
Стоимость товарного знака напрямую связана со стоимостью бизнеса. Товарные знаки успешного бизнеса стоят дорого. Если та же самая компания терпит убытки, стоимость ее товарных знаков может опуститься до 0 или даже быть отрицательной величиной. Поэтому в данном разделе рассматриваются факторы, влияющие на стоимость организации на образовательном рынке.
Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности.
Потребность иметь высшее профессиональное образование возможно отнести к обусловленным общественной средой, включающим в себя интеллектуальные и социально-экономические потребности. Отсюда — два источника возникновения спроса на услуги высшего образования (по А. Маслоу):
–– удовлетворение интеллектуальных потребностей, возникающих при желании поднять уровень знаний, принадлежать определенному классу людей (потребность в уважении, потребность в самоутверждении);
–– удовлетворение социально-экономических потребностей, возникающих при необходимости дальнейшего трудоустройства или профессионального роста.
На современном этапе развития системы высшего профессионального образования в Российской Федерации основным источником возникновения спроса на высшее образовании является именно удовлетворение социально-экономических потребностей — с одной стороны, и требование подавляющего большинства работодателей — с другой.
К факторам макросреды образования относятся различные политико-правовые, экономические, демографические, природно-географические, национальные, социально-культурные и научно-технические факторы. Микросреда образовательного учреждения оказывает заметное влияние на выбор образовательного учреждения. К факторам микросреды образовательного учреждения относятся учредители и попечители, преподаватели и сотрудники, студенты, родственники и выпускники, имидж образовательного учреждения в глазах общественности, местоположение вуза, его материально-техническая база, применяемые технологии обучения, перечень предлагаемых направлений и специальностей обучения, а также уровень развития культуры и спорта. Ключевые факторы микросреды учтены при составлении Национального рейтинга университетов РФ.
Значительное влияние на спрос оказывает и геополитическое положение региона. Спрос на специальности вуза может сильно различаться в разных регионах. Кроме того, влияние на выбор специальностей могут оказывать тенденции развития той или иной региональной отрасли, а также геополитические особенности регионов. Геополитическое положение региона определяет структуру и характер рынка труда и, следовательно, наиболее адекватно отражает региональные запросы потребителей рынка образовательных услуг. Поэтому анализ геополитического положения региона должен учитываться при исследовании образовательного рынка в регионе. Для анализа предлагается выделить геополитические особенности региона.
1. Природно-географические особенности региона включают: –– континентальное, прибрежное или островное положение; –– размеры территории; –– климатические зоны; –– ландшафт и природно-ресурсный потенциал. 2. Социально-географические особенности: –– численность и плотность населения; –– уровень урбанизированности; –– пространственная удаленность региона от центра страны. 3. Социально-экономические особенности: –– ведущие отрасли производства; –– развитие транспорта и средств связи (уровень развития сети коммуникаций); –– экономические показатели; –– перспективы экономического развития. 4. Социально-демографические особенности: –– половозрастная структура населения; –– степень стабильности населения в регионе (миграционные процессы); –– этнический состав населения. 5. Социально-политические особенности: –– государственно-правовой статус региона в системе Российской Федерации; –– внутриполитическая ситуация; –– геополитическое положение региона по отношению к государству и другим субъектам Российской Федерации; –– приграничное положение. 6. Историко-культурологические особенности: –– зарождение региона, этапы и особенности развития (региональная история); –– существование моно- или поликультур; –– субкультуры, сложившиеся на территории; –– культурные традиции; –– история развития и специфика образовательной среды
Объективный анализ потребностей, потребителей, факторов, влияющих на выбор образовательного учреждения, геополитического и экономического положения региона, поможет в конечном итоге определить перспективы развития рынка труда и маркетинга рынка образовательных услуг, наметить пути совершенствования управлением образовательными услугами для максимального удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг.
7.4. Основные выводы относительно рынка создания и использования объекта оценки
Выводы по анализу рынка/сегмента рынка за 2016 год, к которому относится объект оценки, могут быть представлены Оценщиком в форме следующей таблицы:
Таблица 16
№ |
Показатель |
Единица измерения |
Значения /диапазон значений показателя |
1 |
Ставка роялти (аренды) за использование прав на ОИС аналогичного назначения и сравнимой полезности |
% |
5-20 |
2 |
Доля рынка, приходящаяся на продукцию, производимую с использованием объекта оценки |
% |
0.48% от общего количества студентов в РФ, 2.84% от от общего количества студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры в субъекте РФ |
3 |
Тенденции изменения спроса (емкости рынка) на аналогичную продукцию |
Снижение |
|
4 |
Уровень доходности от реализации продукции, производимой с использованием ОИС, аналогичных объекту оценки |
% |
17.7%[11] |
5 |
Средний срок сохранения конкурентного преимущества на рынке (полезный срок использования объекта оценки, в течение которого сохраняется конкурентное преимущество, достигнутое за счет использования объекта оценки) |
Лет |
5 |
6 |
Производство ВВП и валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности, образование |
2,6% |
|
Число образовательных организаций высшего образования в РФ |
817[12] единиц |
||
Численность студентов в РФ |
4379,0 , тыс.человек |
||
Принято на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в РФ |
1151,4 , тыс.человек |
||
Выпущено бакалавров, специалистов, магистров в РФ |
1150,9 , тыс.человек |
||
Рейтинг эффективности национальной системы образования России (Pearson: Global Index of Cognitive Skills and Educational Attainment 2016) |
34 место 49.1 из 100 баллов[13] |
8. описание процесса оценки объекта оценки
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы.[14] При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.
Таблица 17
Выбор используемых при проведении оценки подходов
Подход |
Затратный |
Сравнительный |
Доходный |
Цели и задачи оценки |
+ |
+ |
|
Определение рыночной стоимости |
|||
Предполагаемое использование результатов оценки |
+ |
+ |
|
Купля-продажа объекта оценки |
|||
Полнота исходной информации |
+ |
+ |
|
Достоверность исходной информации |
+ |
+ |
|
С точки зрения цели оценки и предполагаемого использования результатов оценки основным в оценке стоимости исключительных прав МФПУ «Университет» на товарный знак № 491065 должен быть сравнительный подход. Однако ввиду неразвитости рынка товарных знаков применение этого подхода затруднено. С точки зрения полноты и достоверности исходных данных результаты использования доходного и затратного подходов являются более обоснованными.
Таблица 18
Предпочтительность применения подходов к оценке стоимости товарных знаков[15]
Вид неосязаемого актива |
В первую очередь |
Во вторую очередь |
Слабо Применим |
|
Право на товарный знак (ТЗ), знак обслуживания |
Доходный |
Затратный |
Сравнительный |
|
Право на фирменное наименование |
Доходный |
Сравнительный |
Затратный |
|
Право на наименование места происхождения товаров (услуг) |
– |
– |
– |