Файл: Собственная торговая марка как инструмент коммерческой деятельности на примере торгового предприятия X5 Retail Group сети магазинов «Пятерочка».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16

Глава 2. Политика собственной торговой марки на примере торгового предприятия X5 Retail Group сети магазинов «Пятерочка»

2.1 Организационно-экономическая характеристика коммерческой деятельности магазина «Пятерочка»

«Пятёрочка» - российская торговая сеть продовольственных магазинов формата «у дома», находится в управлении компании Х5 Retail Group.

Учредительными документами ООО (общество с ограниченной ответственностью) «Торговая сеть Пятерочка» являются учредительный договор, подписанный учредителями, и утвержденный ими устав. В уставе отмечен размер начального капитала, указываются вид и сфера деятельности сети, установлена форма управления торговой сетью, указываются адреса и названия магазинов.

Согласно уставу, магазин «Пятерочка» обозначен в качестве филиала ООО «Торговая сеть «Пятерочка», а следовательно, осуществляет часть функций общества и наделен имуществом, создавшим его юридическим лицом. Поэтому магазин «Пятерочка» действует не на основании Устава, а на основании положений, утвержденных ООО «Торговая сеть «Пятерочка». Руководитель магазина «Пятерочка» назначен генеральным директором ООО «Торговая Сеть Пятерочка», поэтому он осуществляет свою деятельность на основании его доверенности. Полное название магазина (в соответствии с учредительными документами): Магазин «Пятерочка».

«Пятёрочка» основана в 1998 г., первый магазин торговой сети открылся в 1999 г. в Санкт-Петербурге. В 2001 году вышла на московский рынок, в том же году начато строительство крупного офисно-логистического центра площадью около 30 тыс. м2. В 2002 году начато развитие сети по франчайзинговой программе.

История развития розничных торговых сетей свидетельствует, что продвижение «Пятёрочки» развивалось высокими темпами и уже по итогам 2002 года сеть вошла в число лидеров по всей стране, увеличила годовой


17

оборот до 430 миллионов долларов и насчитывала уже полторы сотни магазинов-дискаунтеров на российском потребительском рынке.

Торговая сеть активно продолжает завоевывать российский рынок.

Статистические данные свидетельствуют, что за 2003 год годовой оборот составил около миллиарда долларов с 260 магазинов.

В 2004 году через сеть, насчитывающую 440 магазинов к этому периоду объем товарооборота увеличился до 1,6 миллиардов долларов. При этом компания вышла на международное экономическое пространство, начав деятельность в Казахстане и Украине.

2005 год стал кульминацией самостоятельного и одиночного плавания торговой сети «Пятёрочка» в условиях жесткой конкуренции потребительского рынка. Торговый оборот за 2005 год превысил 2 миллиарда долларов, а число покупателей достигло более 200 миллионов человек, при этом акции торговой сети были достаточно успешно размещены на одной из самых престижных биржевых площадок мира - Лондонской фондовой бирже.

И далее магазин развивал высокие темпы и к 2017 году оборот магазина составил 1,026 трлн руб., а количество универсамов, работающих под управлением компании, составляет 9 002 (данные на 31.03.17 г.).

Повышение экономической эффективности создает необходимые условия для расширения и обогащения материальной базы народного благосостояния за счет роста производительности труда, повышения фондоотдачи, экономии средств производства и улучшения качества продукции. Таким образом, повышение экономической эффективности является решающим материальным фактором реализации высшей и конечной цели общественного производства. Экономическая эффективность включает в себя и качественную, и количественную стороны, которые в своей совокупности определяют меру данного вида эффективности. Мера экономической эффективности выражает целевую направленность развития общественного

производства, воплощается в фонде потребления общества.

18

Определение эффективности необходимо начинать с выбора критериев эффективности, т.е. установления показателя оценки эффективности, раскрывающего ее сущность. Смысл критерия эффективности вытекает из необходимости максимизации получаемых результатов или минимизации производимых затрат, исходя из поставленных целей развития предприятия. Такими целями могут быть обеспечение выживаемости, достижение устойчивого роста, социальная стратегия и др.[4;14]

Критерий - это целевой показатель, по которому можно судить о достижении определенного уровня эффективности. Для любого предприятия критерием экономической эффективности служит увеличение всего того, что представляет для него ценность в настоящем или будущем, т.е. увеличение богатства.


В качестве критерия эффективности может выступать как максимизация эффекта при заданных затратах, так и минимизация затрат на достижение заданного эффекта.

При оценке экономической эффективности товарного обращения следует проводить разграничение затрат и соизмерять соответственно эффективность использования авансированной и потребленной стоимости, так как необходимо знать как текущие затраты и соответственно себестоимость полученной единицы эффекта, так и то, как используются ресурсы и какова ресурсоемкость созданной единицы эффекта.

На предприятиях торговли ООО «Пятерочка» в качестве показателя реализованной продукции может приниматься товарооборот в ценах реализации, в качестве прибыли от реализации продукции - прибыль от продаж. Потребленные ресурсы (или затраты) в торговом предприятии рассматриваются как издержки обращения.

Ресурсный подход призван характеризовать эффективность использования всех видов ресурсов, которыми располагает предприятие торговли, или использования отдельных видов ресурсов: трудовых, материальных, финансо-

19

вых. Он отражает результат деятельности предприятия на единицу имеющихся ресурсов.

В общем виде показатель эффективности авансированных (примененных) ресурсов рассчитывается как отношение стоимости реализованной продукции, или прибыли от реализации продукции, к совокупной стоимости авансированных ресурсов. В качестве авансированных ресурсов выступает показатель валюты баланса, представляющий собой всю сумму хозяйственных средств, используемых в обороте предприятия. 

Таблица 1

Основные экономические показатели магазинов «Пятерочка» за

2016-2018 гг.

Показатели

2016

2017

2018

Отклонение 2018 от 2016(+;-)

Темп роста, %

Товарооборот, тыс. руб

199870,93

207170,12

214240,31

14360,38

107,19

Валовый доход, тыс. руб.

133910,91

145010,98

156390,75

22470,83

116,79

Уровень валового дохода, %

0,67

0,7

0,73

0,06

108,96

Издержки обращения, тыс. руб.

21110,47

2324055

23870,81

2760,34

113,09

Уровень издержек обращения, %

0,11

0,11

0,12

0,01

105,51

Прибыль от реализации, тыс. руб.

112800,44

121770,43

132510,94

19710,49

117,48

Рентабельность продаж, %

56,44

58,78

61,85

5,42

109,6


Увеличение издержек обращения в 2018 году можно объяснить тем, что увеличивался и общий товарооборот, а это значит, что увеличивались и затраты на перевозку товаров от поставщика в магазин и другие издержки, связанные с продажей товаров. Также, наблюдается увеличение прибыли от продаж. В 2018 году она увеличилась довольно значительно - на 17 % по срав-

20

нению с 2016 г. В связи с этим, увеличилась и рентабельность продаж (на 9,6 %).[2]

Что касается экономических показателей работы магазинов, мы наблюдаем тенденцию к увеличению всех показателей. Таким образом, можно сделать вывод, что экономические результаты работы магазинов из года в год улучшаются, магазины увеличивает свой товарооборот, становясь все более успешными.

В условиях рынка складывается ситуация, когда торговые предприятия понижают или повышают цены, что обусловлено вполне объективной причиной - изменением конъюнктуры рынка и является нормальной практикой в ценообразовании.

С экономической точки зрения снижение цены оправдано в том случае, если за счет роста продаж снизятся средние издержки на единицу продукции (товара) или произойдет рост спроса, перекрывающий уменьшение прибыли.

Все сотрудники магазина ООО «Пятерочка» несут коллективную материальную ответственность:

УМ - управляющий магазина (5 рабочих дней делает заявки на товар);

ЗУМ - заместитель управляющего магазина. Работает с персоналом, делает заявки на скоропортящиеся товары, осуществляет инкассацию денежных средств;

ПТ - приемщик - товаровед, осуществляет приемку товаров и является заместителем управляющего;

КЗП - контролер закассового пространства, контролирует работу кассиров. ОТЗ - оператор торгового зала, поддерживает ассортимент в торговом зале, на полках;

Продавец - осуществляет продажу товаров в отделах кулинарии, овощей и фруктов;

Фасовщица - расфасовывает весовой товар;

ОГ - оператор - грузчик, производит выгрузку товара и доставляет в торго-

21

вый зал.

Таблица 2

Организационная структура магазина «Пятерочка»

42

Бухгалтер магазина

Товаровед, приемщик

Управляющий магазином

Охранник магазина

Контролер закассового пространства

Заместитель управляющего магазина

Кассир

Оператор

торгового


зала

ззала

Продавец

Фасовщица

Оператор-грузчик

Целью коммерческой деятельности магазина «Пятерочка» является максимизация прибыли. Реализовать поставленную цель возможно лишь через максимальное удовлетворение спроса покупателей. «Пятерочка» ориентиру-

ется на интересы широких слоев населения, устанавливая минимальные цены на жизненно необходимые товары. В розничной торговой сети «Пятерочка» постоянно проводятся промо-акции, в рамках которых скидка на различные товары может достигать 30%.

22

Преимущества магазина «Пятерочка» перед другими сетями состоит в:

• удобно расположенных магазинах формата «мягкий дискаунтер», для людей, ориентированных на быструю покупку рядом с домом качественных продуктов;

• установлении минимальных цен на самые востребованные товары. Торгово - технологический процесс - комплекс последовательных операций по доведению товаров до потребителей, обеспечивающий обработку товарных потоков, начиная с поступления и заканчивая процессом купли -продажи.

Содержание торгово - технологических операций зависит от методов продажи, типа торгового предприятия, размера торговой площади и площади складских помещений, а также от видов оборудования, применяемого в организациях торговли.

Операция торгово - технологического процесса - отдельная законченная однородная часть торгово - технологического процесса.[10;136]

Таблица 3

Стадии торгово-технологического процесса и техноло-

гические операции в магазине

Стадии, связанные с процессом приемки и хранения товарных

запасов:

- разгрузка транспорта;

- приемка товаров по количеству и качеству;

- перемещение к месту хранения;

- размещение и укладка на хранение, соблюдение

Режимов и сроков хранения товаров на складах.

Стадии, связанные с процессом подготовки товаров

к продаже:

- распаковка, подсортировка, фасовка, упаковка,

маркировка, комплектование;

- оформление и прикрепление ярлыков цен;

- перемещение в торговый зал.

Стадии, обеспечивающие процесс обслуживания

покупателей:

- выкладка товаров в торговом зале, мерчандайзинг;

- формирование ассортимента;

- применение прогрессивных форм и методов продажи;

- использование рекламы, информирование покупателей;

- предоставление основных и дополнительных услуг;

- организация расчетов с покупателями.