Файл: Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности (Специфика развития налоговой системы России).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Налоговая система России
1.1. Специфика развития налоговой системы России
1.2. Основные принципы налоговой системы России
Глава 2. Проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы РФ
2.1. Сравнительный анализ налоговой системы России и Германии
2.2. Проблемы налоговой системы России и основные направления их решения
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время тенденции развития экономической политики в России имеют четкую направленность на совершенствование налоговой системы страны. Налоговая система государства далека от оптимального состояния в части механизма взаимодействия между ним, хозяйствующими субъектами и населением. Проблемы налогообложения традиционно относятся к числу наиболее дискуссионных, находящихся в центре внимания государства и общества. Устойчивость налогового механизма всегда есть компромисс участвующих в отношениях власти сил на определенный период времени. Одновременно выбор конкретного варианта того или иного налога, его элементов есть способ решения посредством налогов проблем общества. Для любого государства, в том числе российского, необходимо решать проблему распределения налогового бремени между отдельными видами объектов налогообложения: доходами, объектами недвижимости, оборотом товаров и другими.
С одной стороны, в результате осуществления приватизации и перехода государственных предприятий в частные руки, государство теряет большую часть своих доходов, и налоги возвращают себе функцию главного источника формирования доходов бюджета. Поэтому для обеспечения исполнения государством его функций в процессе экономического перехода должна быть создана новая налоговая система, соответствующая изменившимся экономическим реалиям.[1]
С другой стороны, налог является одним из инструментов государственного перераспределения национального дохода, при этом рынок рассматривается как более эффективный способ первичного распределения ресурсов и доходов (по сравнению с плановой экономикой). Поэтому эффективная налоговая система в этом смысле неотделима от рыночной экономики и выполняет социальную функцию повышения справедливости распределения доходов.[2]
Налоги, являясь основным источником образования государственных финансов, известны с незапамятных времен. Государства не могут обходиться без налогов, так как для выполнения своих функций по удовлетворению общественных нужд и потребностей требуется определенная сумма денежных средств. Налогообложение, является элементом экономической культуры, присущей всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.
Минимальный размер налоговых сборов определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, а также формирует материальную базу социальной ответственности государства и правопорядка в обществе.
В условиях рынка налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоговая система, являясь мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка, предопределяя эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.
Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики. Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов. При этом налоговая система затрагивает интересы всех налогоплательщиков.[3]
Успешность взимания налогов завязана на ментальность населения, которая в данном аспекте воплощается в уровне налоговой культуры. Исторически так сложилось, что в России во все времена существовало крайне неприязненное отношение к налогам, в отличие от западноевропейских стран. Высокая налоговая культура этих стран проявляется в том, что уплата налогов здесь считается даже предметом гордости налогоплательщиков.
В отличие от развитых стран Запада, где практика налогообложения имеет историю, а совершенствование ее шло исключительно эволюционным путем, в России практика налогообложения имела преимущественно революционный путь развития.
Оценивая состояние и степень разработанности темы исследования, следует отметить, что к изучению налоговой системы обращалось большое количество отечественных и зарубежных ученых. Проблемы формирования налоговой системы рассмотрены в работах Б.Х. Алиева, В.Б. Исакова, В.С. Карагод, В.А. Кашина, В.М. Пушкаревой, В.Б. Христенк, В.В. Худолеева и многих других.
Цель данной курсовой работы – анализ особенностей совершенствования налоговой системы России.
Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:
- изучить теоретические основы формирования государственной налоговой системы;
- рассмотреть налоговую систему Российской Федерации;
- исследовать проблемы российской налоговой системы;
- проанализировать направления совершенствования налоговой системы РФ.
Объектом исследования курсовой работы выступает налоговая система Российской Федерации.
Предметом исследования являются особенности совершенствования налоговой системы РФ.
При проведении исследования использовались такие методы научного познания, как сбор и анализ эмпирических данных, обработка и анализ статистической информации, а также анализ теоретической базы путем изучения научной, учебной, монографической и периодической литературы.
Глава 1. Налоговая система России
1.1. Специфика развития налоговой системы России
Налогообложение проделало огромный путь развития. Налоговая система возникает ещё на раннем этапе развития государства и является неотъемлемой частью его функционирования. Характеризуя первый период допетровской эпохи, можно сказать о том, что налоги являются неотъемлемой частью любого государства, поэтому они зарождаются и начинают активно развиваться ещё на ранних этапах разделения общественного труда.
В древнерусском государстве налоги являлись основным источником доходов казны, и носили название «дань» или «погост». Дань могла свозиться в Киев (такая форма взимания налога называлась повозом) или князья со своими дружинами сами ездили за ней (полюдье). [4]
На этом этапе развития не существовало определённых правил, по которым изымались налоги у разных слоёв населения с разными доходами. Этот · вопрос решался исходя лишь из потребностей самого государства, нужды его в пополнении казны.
Во времена господства монголо-татар помимо уже существующих налогов на население был наложен ряд других, шедший в пользу золотоордынских ханов. Одним из основных был «выход», который взимался с души мужского пола и с головы скота. При этом в казну русского государства дохода от прямых налогов почти не поступало. Более совершенной налоговая система Российского государства стала при Иване III: подати становятся регулярными, и устанавливается всеобщая единица обложения (соха). А при Иване IV происходит поземельная перепись, которая позволяет чётко фиксировать соху как единицу обложения и установить её величину в зависимости от сословий и плодородия земли. [5]
В XIV в. В Московском государстве сложилась система кормлений. Она давала право управлять определённой территорией, получаемой за службу великому князю. Кормленщик собирал налоги и пошлины со своих земель и часто злоупотреблял своим временным положением, поэтому с XV в. Доходы кормленщиков регулировались уставными грамотами. Позже система кормлений была совсем ликвидирована.[6]
В ходе налоговой реформы Петра I подворное налогообложение было заменено подушной податью, а также введены новые виды налогообложения. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. Всё это время основными налогоплательщиками были низшие классы (крестьяне, ремесленники, купцы, посадские люди и низшее духовенство). После Смуты, когда у власти встала династия Романовых, казна была практически пуста, и это повлекло за собой наложение на высшее, неподатное сословие временных запросных и пятинных денег.
В XIX в. более 50% доходов государства составляли косвенные налоги. Это влекло огромную напряжённость в обществе из-за того, что одни и те же налоги были установлены для людей с разным уровнем дохода. Кроме того, они неустанно росли, что тоже не вызывало положительных настроений среди населения страны. Преобладающим над всеми другими видами косвенных налогов был акцизный налог, налагаемый на алкогольные напитки (так называемый, «питейный налог»).
Парадокс заключается в том, что одновременно с этим власти пытались бороться с пьянством в стране. Средства от продажи крепких напитков поступали в казну путём монополизации государством питейного дела, либо сдачи его «в откупа».
Помимо этого, вводились акцизы и на другую продукцию, особенно на товары народного потребления, такие как сахар, табак, керосин, крупу и т.д. Крестьянство, отдававшее таким образом больше половины своих доходов в казну, не могло мириться с несправедливостью действовавшей в России налоговой системы.
Это послужило возникновению недовольства податных слоёв населения и массового отказа уплачивать данные налоги. Как бы там ни было, чины податного надзора требовали от них немедленной уплаты установленных сборов, а в случае сопротивления, согласно циркулярам Министерства внутренних дел и Министерства финансов, имели право вызывать воинские части. Существует утверждение, что после Октябрьской революции «закончилась эпоха совершенствования налогообложения», и оно не безосновательно, так как в это время налоговая система практически уничтожена, а всю тяжесть налогов несли на себе имущие слои населения.
В XX в. приход к власти большевиков ознаменовал изменения в налоговой системе России. В её основе лежал ярко выраженный классовый принцип. Это выражалось, например, в установлении необлагаемого минимума в размере минимальной заработной платы при введении подоходного налога. Так, бедные слои крестьянского населения полностью освобождались от уплаты податей, а непманы и кулаки, наоборот, испытывали на себе жёсткое давление со стороны правительства в сфере налогообложения. Из этого можно сделать вывод, что такая политика была направлена на вытеснение частного сектора из экономики страны.[7]
Позже удар был нанесён по всему крестьянству в целом. Они вынуждены были делать непомерно высокие поставки почти за бесценок. Вследствие этого в 1932-1933 гг. это вызвало в стране массовый голод. [8]
Во время Великой Отечественной войны налоги были заметно подняты, а также введены новые налоги, что являлось непосильным бременем для населения страны. В послевоенный период происходило постепенное замещение налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета.
Перестройка была направлена на попытки изменения существующего уклада экономики, но, к сожалению, с появлением всё большего количества новых налогов не всегда давало положительных результатов. Поэтому можно сказать о том, что в XX в. не была построена система налогообложения, подходящая под ту экономическую ситуацию, которая существовала в СССР.[9]
1.2. Основные принципы налоговой системы России
Налоги являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной жизни. От них зависит благополучие граждан, предприятий и государства в целом. Налоги – это важная экономическая категория. Они исторически связаны с появлением государства и выполнением ряда общегосударственных функций. К ним относятся управление, оборона, суд, охрана порядка и другие.[10]
В процессе исторического развития совершенствовались формы взимания налогов, а потому названия их неоднократно изменялись в зависимости от экономических и социальных условий. Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением требований и принципов налогообложения. Одним из первых (1776 г.) принципы построения налоговой системы были сформулированы А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» в виде четырех основных принципов налогообложения: