Файл: Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности (Специфика развития налоговой системы России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– Принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

– Принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

– Принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

– Принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов[11].

Принцип всеобщности и равенства – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Принцип экономической обоснованности – налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Принцип единства экономического пространства РФ – не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.[12]

В результате применения принципов построения Российской налоговой системы, можно сказать, что эти принципы приобрели особую актуальность в настоящее время. Нарушение принципов ведет, к обременительности налогов и расслоению общества.

В настоящее время в практике налогообложения установлены следующие элементы налоговой системы РФ:

Налогоплательщик – российские организации, иностранные организации, их российские фирмы и представители, международные организации, их российские филиалы и предприятия, физические лица, индивидуальные предприниматели.

Налоговый агент – лицо, которое обязано исчислять за налогоплательщика налог, удержать его и перечислить в соответствующий бюджет.[13]

Объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход.

Налоговая база – характер объекта налогообложения: стоимостная, физическая, юридические лица исчисляют налоговую базу, по итогам каждого налогового периода, на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

Физические лица исчисляющие налоговую базу: на основе данных собственного учета получения доходов, объектов налогообложения осуществляется по произвольным формам.


Налоговый период – период по окончанию которого: завершается процесс формирования налоговой базы; окончательно определяется сумма налога к уплате. [14]

Налоговая ставка – величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы; по федеральным налогам установленным НК РФ; по региональным налогам устанавливаются законами субъектов РФ; по местным налогам устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Порядок исчисления налога – совокупность действий по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период.

Сроки уплаты налога – устанавливается применительно к каждому налогу и сбору. Определяется: календарной датой, истечением периода времени, указанием на события, которые должны произойти. Уплата налога в наличной и безналичной форме – разовая уплата всей суммы налога; в течении налогового периода уплачивания авансовым платежом. [15]

Порядок уплаты – федеральный, региональный, местный. По каждому налогу, вышеперечисленных элементов принимаются статьи в налоговом законодательстве. [16]

Кроме того, устанавливается порядок исчисления и сроки уплаты налогов, определяются налоговые санкции за нарушение законодательства. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

На сегодняшний день продолжают вноситься изменения в обе части НК РФ. Прежде всего, они направлены на улучшение взаимоотношений государства и налогоплательщиков, уменьшение неопределенностей в нашем налоговом законодательстве.

Глава 2. Проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы РФ

2.1. Сравнительный анализ налоговой системы России и Германии

Глобализация мировой экономики подразумевает под собой процесс образования единого международного экономического, правового и культурно-информационного пространства. Таким образом, процесс глобализации оказывает заметное влияние на все основные сферы общественной жизни и играет определяющую роль в мировой экономике, тем самым придавая значение формированию новой системы международных экономических и политических отношений. Одним из важнейших звеньев экономических отношений являются налоги, которые представляют собой один из основных источников денежных средств государства, собираемые в его бюджет, и позволяющие свободно и беспрепятственно осуществлять его деятельность[17].


В большинстве государств налоги являются основным источником дохода и предназначены для реализации государством социальных, экономических, правоохранительных, военных и других функций. Современную экономическую жизнь в большинстве зарубежных стран можно определить по степени ее налогово-правовой обстановки. Отличительное значение налоги и налоговое право получают в развитых странах, или странах высокого налога. [18]

К числу таких стран относят Германию. Россия и Германия стоят на разных уровнях экономического развития и занимают неравные положения в мировом хозяйстве. В связи с этим невозможно не отметить сходства и различия в налоговых системах этих двух стран.

Налоговые системы Германии и России схожи, так как это два федеративных государства. Системы налогообложения здесь трехуровневые: в России это федеральный, региональный и местный бюджеты, в Германии – федеральный, земельный (региональный) и общинный (местный) бюджеты. Налоги в рассматриваемых странах являются основным средством расходов и главным источником доходов государства, около 80% бюджета в этих странах составляют налоговые поступления.[19]

В основе налоговой системы Германии лежит принцип множественности налогов, их насчитывается более 50, в отличие от России, где всего насчитывается 13 основных налогов. В отличие от России, налоги Германии, обладают большим налоговым бременем, особенно в отношении лиц с высоким доходом.

В России же все налогоплательщики равны между собой, они оплачивают в бюджет одинаковые пропорции от своих доходов. Таким образом, в Германии прогрессивная налоговая система.

В России, я думаю, такое невозможно, так как увеличение налогового бремени негативно скажется по среднему и низшему классу людей, а лица с высоким доходом, будут стараться скрыть свои доходы, тем самым поступления в бюджет могут уменьшиться, что ударит по малоимущим семьям, которым государство помогает за счет налоговых поступлений. [20]

В Германии принята сложная и разветвленная налоговая система, все наиболее крупные налоговые поступления формируются сразу в два или три бюджета: центральный (федеральный), бюджет соответствующей земли и местный бюджет. Например, подоходный налог с физических лиц распределяется таким образом: 42.5% поступлений направляются в федеральный бюджет, 42.5% – в бюджет соответствующей земли и 15% – в местный бюджет.


Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами. В России действует похожая налоговая система, все налоговые поступления формируются в федеральный, региональный и местный бюджеты, но в России отсутствует распределение налогов одновременно по трем бюджетам.[21]

Большинство налогов в России распределяются между двумя бюджетными уровнями, между федеральным и региональным. В местные бюджеты зачисляются такие налоги, как налог на имущество физических лиц, земельный налог, 15% от поступлений НДФЛ и часть государственной пошлины.

Таким образом, в России отсутствует трехуровневое бюджетное распределение налогов, в отличие от Германии. Основные виды налогов в Германии: подоходный налог с физических лиц, налог на доходы корпорации, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, поземельный налог, промысловый налог, налог, уплачиваемый при покупке земельного участка, страховые взносы, налог с наследства, налог с дарения, автомобильный налог, акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, таможенные пошлины, сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории Германии. [22]

В налоговую систему России, в соответствии с принципом гарм ставки колеблются от 13% до 35%. Сумма налога в обеих странах исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В обеих странах налогоплательщиками являются физические лица, которые являются, как резидентами, так и нерезидентами. Но и здесь присутствуют свои отличия, например, в России статус резидента или нерезидента определяется количеством дней, проведенных в стране, а в Германии статус налогового резидента приобретается при таких обстоятельствах, как: покупка жилья или постоянное пребывание в Германии. Также интересно то, что при потере физическим лицом статуса резидента Германии, лицо может сохранять обязанности по уплате подоходного налога, а также обязанности по уплате других услуг.[23]

Налоговый период в Германии, как и в России составляет календарный год. В Германии подоходный налог удерживается с семи источников доходов, которые можно разделить на две группы. В первую группу включаются три вида доходов: доходов от сельского и лесного хозяйства, промысловых предприятий, самостоятельной работы.

Для этой группы основополагающей для налогообложения частью дохода является разница между общим доходом и затратами на деятельность предприятия или на самостоятельную профессиональную деятельность. Вторая группа включает в себя такие доходы, как, доход от работы по найму, доходы от капитала, доходы от сдачи в наем и аренду, другие доходы.[24]


Для этой группы из величины дохода вычитаются издержки, связанные с получением доходов. Затраты на жизнь (питание, одежда) не должны вычитаться как производственные издержки или как издержки при получении доходов. Общая сумма доходов получится суммированием положительных результатов по отдельным источникам доходов. После вычитания из общей суммы доходов специальных затрат (церковный налог, страховые взносы и другие), непредвиденных расходов и налоговых льгот получается налогооблагаемый доход.

Специальные затраты могут вычитаться полностью или дифференцировано до максимальной суммы. Налог на заработную плату не является самостоятельным налогом. Это только форма удержания подоходного налога. Основными видами доходов в России являются: дивиденды и проценты, полученные страховые выплаты, доходы от сдачи в аренду имущества, доходы от реализации движимого и недвижимого имущества, вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей и другие. Применяются группы вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.[25]

При определение налогооблагаемой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной и натуральной формах, или право на распоряжение, которое у него появилось, а также доходы в виде материальной выгоды.

Исходя из приведенного сравнения двух налоговых систем и порядка исчисления подоходного налога в Германии и России, можно сделать вывод, что общие сходства подоходного налога этих стран существуют, но они невесомы, так как уровни развития данных стран различные. Налоговая система Германии показательна, так как при правильном сочетании всех ее элементов Германии удалось достичь высокого уровня экономического развития государства, а также обеспечить высокую степень социальной защиты для своих граждан. Германия является прогрессивной страной налогообложения, то есть, чем больше доходов получаешь, тем больший налог уплачивается в бюджет.[26]

В нашей стране применение прогрессивной ставки налогообложения, на мой взгляд, является невозможным. Многие обеспеченные слои населения не захотят оплачивать налог по большей ставке и будут пытаться скрыть свои доходы. Это приведет к тому, что государство будет получать еще меньшее количество налогов, чем сейчас.

В налоговой системе Германии имеет большое значение принцип справедливости распределения доходов в обществе, который, как было сказано выше, объясняется тем, что ставка уплаты налога зависит от дохода, получаемого лицом. Также в Германии супруги и многодетные семьи платят меньшую сумму налога, чем бездетные и одинокие лица.[27]