Файл: Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности (Специфика развития налоговой системы России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время в России принцип справедливости уплаты налогов серьезно нарушается, и для того, чтобы Россия вышла на уровень Германии, необходимо обеспечить соблюдение данного принципа. Все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании государства соразмерно получаемым доходам. При увеличении дохода лица, должна повышаться налоговая ставка, налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

Я считаю, что прогрессивное налогообложение более справедливо, так как обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков. Таким образом, России есть куда стремиться.

2.2. Проблемы налоговой системы России и основные направления их решения

Способствовать росту жизненного уровня населения. Существующая налоговая система страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций. С одной стороны, она должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны, налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий. В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать.[28]

Снижение высокого фискального характера налоговой системы России, затрудняющего реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой, завышенной, по сравнению с развитыми странами, ставкой налога на прибыль (20 %) и налога на добавленную стоимость (14-18 %), вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц).

В условиях рыночной экономики это анахронизм. Необходимо постепенно переносить основную тяжесть налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет.[29]

Сокращение высокого удельного веса, по сравнению с зарубежными странами, и растущей доли косвенных налогов (налога с оборота, продаж, различных сборов), а не прямых, что не способствует стимулированию экономики и увеличению сбора налогов, скорее, наоборот, их снижению.


Значительный и постоянно увеличивающийся разрыв между группами физических лиц с минимальными и максимальными доходами (составляющий 1:25) и ставками налогообложения (составляющий только 1:3), что привело к неоптимальной шкале ставок подоходного налога с физических лиц. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых. [30]

Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, приводящий к сокрытию доходов (т.е. к увеличению и так большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50 % налогов. Особенное значение, в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного "черного налога" – в результате наличного оборота денежных средств, доля которого, по разным источникам, достигает 40 % денежного оборота страны, вследствие чего расчѐты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25 %. [31]

Сокращение неэффективных существующих льгот сделает налоговую систему нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности и поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но, однако, при этом расширит налогооблагаемую базу.

При этом льготы, связанные со структурной перестройкой экономики, сохранением и даже развитием малого предпринимательства и стимулированием инвестиций, необходимо расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер и даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям.

Необходимо существенное упрощение налоговой системы страны, имеющей на данный момент в России свыше 100 различных налогов и сборов, при существенном снижении их общего числа.

Требуется отменить ряд "нерыночных" налогов, которые взимаются с выручки, а не с прибыли (это транспортный налог, сбор на содержание жилищного фонда и др.), а также ряд налогов с целевым назначением (налог на пользователей автомобильных дорог для развития дорожного хозяйства, целевые налоги на содержание милиции).[32]

Требуется объединение налогов, имеющих сходную налогооблагаемую базу (например, платежей за право пользования природными ресурсами, акцизов на минеральное сырье и платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Есть предложение ряда экономистов вместо действующих сейчас имущественных налогов ввести единый налог на недвижимость.[33]


Следует отказаться от налогов-двойников, т.е. от одноименных налогов, поступающих в разные бюджеты (например, налог на прибыль). Более оправданным является наличие единых налогов с законодательным разделением долей, зачисляемых в федеральный и территориальные бюджеты. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов. Можно также предложить ввести единый адвалорный налог на цену реализации, выплачиваемый из прибыли (доходов) предприятий по единой шкале. Это позволит ввести и учитывать деятельность всех производителей по единой схеме и не давать им возможность отходить от принятой единой системы налогообложения страны или обходить ее.

Необходимо резкое снижение частого или постоянного изменения налогового законодательства и ставок налогообложения, т.к. это не способствует долгосрочному вложению капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь, это федеральные регулирующие налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также некоторые другие).[34]

Необходимо сокращение сроков окончательного принятия нового Налогового кодекса, затягивание которого ведѐт к несовершенству Законодательства (Единого свода налоговых законов), противоречивости и запутанности нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствию оперативной связи исполнительной и законодательной властей.

По различным оценкам, сейчас в России действует от 600 до 800 различных законов и иных нормативных актов, в той или иной степени затрагивающих налогообложение. Требуется их унификация и объединение в Едином своде налоговых законов. Для эффективного взимания налогов на недвижимость необходимо создание кадастра земли, кадастра недвижимости, автоматизированной системы управления недвижимостью и т.д. 8. Необходимо сокращение большой доли различных видов налогов в общей структуре сбора налогов.

В первую очередь, необходимо постепенное прекращение в регионах любых форм зачетов по федеральным регулирующим налогам, а затем и по всем остальным. В определѐнной степени интересна работа, проведенная департаментом финансов Министерства экономики РФ в 1998–2014 годах по определению оптимального уровня отчислений в федеральный и территориальные бюджеты от трех основных налогов – налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц.[35]


С точки зрения максимального увеличения не дотационных регионов, перспективным является решение, при котором доли отчислений в федеральный бюджет по НДС составляют до 50 %, по налогу на прибыль – до 75 %, по подоходному налогу – 5-7 %.

Если же речь зайдѐт о возможности уменьшения суммы поступлений в федеральный бюджет, например на 5 %, в пользу территориальных бюджетов, тогда наиболее перспективным является вариант оптимизации, при котором доля отчислений в федеральный бюджет по НДС – 50 %, по налогу на прибыль – 56 %, по подоходному налогу – 20 %. При этом число регионов, для которых отношение доходов к расходам улучшилось по сравнению с существующим распределением, составляет 72.

Любое государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и реализует соответствующую политику – экономическую, военную, социальную, международную, финансовую, налоговую и другие.

Необходимо отметить, что наиболее важной является налоговая политика государства, т.е. система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленная на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.

Налоговая политика любого государства определяется в первую очередь тем, что государство само выступает в качестве активного участника процесса общественного воспроизводства. Кроме того, одной из целей существования государства является решение экономических и социальных задач, стоящих перед обществом, что формирует его налоговую политику. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах. [36]

Современная налоговая политика исходит из двух концепций налогообложения: от его экономической и социальной целесообразности. Первая их них (концепция экономической целесообразности) предполагает, что физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг, должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. [37]

Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог. Во второй концепции (концепции социальной целесообразности) налогообложения используется зависимость налога от размера получаемого дохода и размера расходов. Т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы и расходы, выплачивают больше налогов и наоборот.


Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что пока нет надежных механизмов измерения чьей-либо возможности платить налоги. В истории развития налоговой политики современной России можно выделить следующие шесть этапов. На первом этапе в начале 90-х годов (с 1990 по1993 годы) государство, на периоде резкого перехода к новым экономическим, политическим и социальным условиям жизни общества, вело фискальную политику по принципу "взять все, что можно взять". При этом государство практически попало в "налоговую ловушку", когда повышение налоговой нагрузки вело к снижению государственных доходов. Второй этап (с 1994 по 1998 годы) снизил ставки налога на прибыль и НДС с 28 до 20 % и 10 % и характеризовался глубокими кризисами в экономике и в бюджетно- финансовой системе, неплатежами, падением собираемости налогов, нарастанием огромной задолженности, разработкой и применением комплекса правовых, организационных и административных мер по преодолению кризисного состояния.[38]

Третий этап формирования налоговой политики России (с января 1999 по 2001 годы) принял первую часть НК РФ, которая характеризуется периодом осознания обществом необходимости и неизбежности налогообложения и принятием со стороны государства ряда практических мер по формированию устойчивой, долговременной, либеральноориентированной и понятной налоговой системы. К сожалению, четвѐртый этап налоговой реформы, в 2002–2006 годах характеризовался усилением сложности и эклектичности налоговой системы, связанной с экономическим кризисом.

Последующий пятый этап, начавшийся с 2007 года и продолжающийся практически до настоящего времени (до 2015 года), ещѐ более усилил эту негативную тенденцию. На пятом этапе налоговая политика государства связана с международным экономическим кризисом, с определением национальной идеи общества, сложна и ищет пути стимулирования налогов. На шестом этапе развития (начиная с 2015 года и по настоящее время) принятое новое налоговое законодательство учитывает: пресечение налогового произвола властей, особенно на местах; упорядочение количества налогов; понижение ставок подоходных налогов физических и юридических лиц, совершенствование системы налогового администрирования, воспитание налогового правосознания граждан и укрепление гарантий соблюдения налоговой законности, и, наконец, рассмотрение и введение новой системы прогрессивного налогообложения, соответствующее ускоренному развитию страны и международным стандартам. [39]