Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Понятие контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из функций правового государства являются защита граждан от преступных посягательств и обеспечение их безопасности. Эта задача в полной мере возлагается на правоохранительные органы, которые призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, обеспечивать общественный порядок, защищать собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Среди многообразия форм и методов реализации указанной функции в борьбе с преступностью особое место занимает оперативно-розыскная деятельность.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ОРД представляет собой вид деятельности, которая осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий с целью защиты жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.[1]

Вместе с тем со всей остротой встает вопрос о законности в деятельности органов, наделенных правом осуществлять ОРД, в связи с многосторонними функциональными обязанностями по борьбе с преступностью и обеспечению безопасности государства. Это обусловлено тем, что наряду с очевидно позитивными сторонами их деятельности есть множество прямо противоположных фактов.

Вопросы обеспечения законности, прав и свобод личности при осуществлении ОРД во многом подведомственны руководителям органов, наделенных правом осуществлять эту деятельность. Ведомственный контроль обладает наибольшими, по сравнению с другими видами контроля, возможностями по непосредственному воздействию на реализацию прав человека.

Вышестоящий орган, осуществляющий контроль, в случае нарушения прав и свобод человека, допущенных подчиненным органом, может изменить или отменить акты этого органа, вмешаться в оперативную деятельность, принять конкретные меры для восстановления нарушенного права или пресечения противоправных действий должностного лица.[2]

Природа контроля в целом и ведомственного, в частности, особо зримо обнаруживается в его основных проявлениях как функции различных институтов системы управления общественными процессами. Это касается в основном социального управления, одной из разновидностей которого является управление ОРД.


Объектом данной курсовой работы являются общественные отношения, возникающие при реализации контроля за оперативно-розыскной деятельностью.

Предметом исследования выступает законодательство Российской Федерации, регулирующее контроль за оперативно-розыскной деятельностью.

Цель курсовой работы заключается в анализе особенностей осуществления контроля за оперативно-розыскной деятельностью и исследовании функций органов его осуществляющих.

Задачи курсовой работы:

- дать современное научное определение понятия контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

- проанализировать нормы действующего законодательства, определяющих предмет прокурорского надзора и ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью;

- охарактеризовать проблемы эффективности контроля за осуществлением оперативно-розыскной деятельности.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение и список используемых источников.

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ НАУЧНОЕ ПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1. Понятие контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Контроль является весьма важной составляющей в любой сфере деятельности. Его осуществление, с одной стороны, являет собой гарантию соблюдения установленных правил.

С другой стороны, наличие контроля позволяет субъекту понять все недостатки и скорректировать свое поведение. Нетрудно также и предположить, что бесконтрольность деятельности не может дать желаемого результата, а в некоторых сферах деятельности, в том числе и в оперативно-розыскной, вообще привести к злоупотреблениям. Понятие контроля изучается не только юридической наукой, но и также многими другими. Например, в теории управления контроль занимает одно из значимых мест.


Однако, больше всего трудов посвящено понятию контроля именно в праве. Ведь деятельность, которая непосредственно связана с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также с обеспечением других прав и свобод участников общественных отношений, реализацию которой статья 2 Конституции Российской Федерации возложила на государство, является наиболее важной и охватывающей абсолютно все сферы жизни современного общества.[3]

Этимология термина «контроль» понятна уже при углублении в природу его происхождения. В переводе с французского языка контроль означает проверку. В словаре С. Ожегова дается похожее определение. Контроль — проверка, а также наблюдение с целью проверки.[4]

Согласно определению авторов Современного экономического словаря, контроль является составной частью управления экономическими объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, положениями, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями.

Все рассмотренные определения схожи. Под контролем понимают проверку. Однако, такая проверка осуществляется в основном со стороны, то есть сторонними участниками процессов. При этом, контролер лишь наблюдает, тем самым проверяя соответствие деятельности установленным в этой сфере правилам.

Схожие определения дают и исследователи в сфере права. Например, говорят о контроле, как одной из форм правовой деятельности. При ее осуществлении органы и должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями в целях получения юридически значимых результатов, а также регулирования деятельности подконтрольных объектов, осуществляют сбор и проверку информации о фактическом выполнении нормативных предписаний. В случае же нарушения — принимают своевременные меры по превенции.

Контроль, по мнению исследователя, осуществляется в целях обеспечения охраны интересов общества и государства, защиты прав и свобод граждан. Особенностью контроля, с точки зрения рассматриваемого примера, является возможность вмешательства в деятельность объекта в целях корректировки его деятельности. [5]Получается, что контроль позволяет вмешиваться в текущую деятельность в случае отклонения от установленных правил поведения.


Это обстоятельство является одним из отличий контрольной деятельности от надзорной. Не все ученые разделяют подобную позицию. Например, некоторыми юристами понятия «контроль» и «надзор» в их функциональном назначении не разделяются, а назначение контроля, по его мнению, состоит в обеспечении дисциплины, законности и государственного управления в целом.

Получается, что между этими терминами нет различий. В то же время в множестве законодательных актов России содержатся термины «надзор» и «контроль», которые употребляются в качестве самостоятельных сфер деятельности.

Например, Глава VI Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» под названием «Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью» содержит три статьи, которые не только различают контроль и надзор как понятия, но и возлагают осуществление контрольных и надзорных функций на абсолютно разные по своему отношения к ветвям власти органы.[6]

Функции надзора возложены на главный надзорный орган в Российской Федерации, который обладает самыми широкими полномочиями по его осуществлению. Разумеется, речь идет о прокуратуре. Контроль же, согласно статье 20 Закона об ОРД, возложен на куда большее число органов государственной власти, в том числе и, так называемых, высших. Наверняка законодатель не ради использования банальных приемов юридической техники разграничил эти понятия. А значит все же они могут быть отличными друг от друга. Соотношение контроля и надзора было и остается актуальным вопросом современной юриспруденции.[7]

Некоторые признаки у контроля и надзора совпадают. К сходным характеристикам контроля и надзора можно отнести:

– основная цель контрольной и надзорной деятельности – обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

– основной принцип гласности в осуществлении;

– методы осуществления – проверки, ревизии, мониторинг и т.д. Однако существуют между этими понятиями и дифференциация.

К различным характеристикам контроля и надзора тот же автор относит:

– распространение контроля на более широкий круг правоотношений подконтрольных объектов;

– проведение контроля только в отношении организационно подчиненных объектов, надзора

– в отношении неподчиненных объектов;

– применение мер воздействия при контроле носит дисциплинарный характер, а при надзоре – административный;


– вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность объекта при надзоре не допускается, при контроле – допускается[8].

Различают три главных различия контроля и надзора.

Во-первых, надзор осуществляется вне объекта. Контроль же может осуществляться внутри системы. То есть, орган контроля может совпадать с объектом контроля.

Во-вторых, надзорный орган обладает большими полномочиями, но может лишь указывать на нарушение и требовать его устранения и привлечения к ответственности, в том числе от контрольного органа. Отсюда автор выводит и третье различие. Контрольный орган может привлечь лишь к дисциплинарной ответственности, тогда как, надзорный может поставить вопрос даже об уголовной.

Исходя из приведенных выше подходов, можно сформулировать основные особенности государственного контроля. Контроль является деятельностью органов государственной власти. При этом органы наделяются соответствующими полномочиями.[9]

Например, согласно Закону об ОРД, контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент России, Правительство, Федеральной Собрание Российской Федерации, а также руководители соответствующих органов, подразделения которых призваны в силу положений закона осуществлять указанную деятельность. Еще одной особенностью контроля является его цель — обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также интересов объектов оперативно-розыскной деятельности.[10] Указанная цель, как выше отмечалось, совпадает с целью осуществления надзора.

Хотя прокуратура России осуществляет проверку деятельности оперативно-розыскных подразделений и в рамках общего надзора (надзора за соблюдением законов на территории Российской Федерации).

Контроль осуществляется, как и надзор, путем проведения гласных проверок, ревизий и иных мероприятий. Это положение может вызвать споры, ведь в полномочиях высших органов государственной власти России функций контроля не заложено.

Да и сложно представить себе Президента Российской Федерации, который запланировал проверку или ревизию, например, в оперативных подразделениях МВД России.

Тем не менее, Закон об ОРД ссылается на полномочия, которые содержатся в Конституции Российской Федерации, где каждый высший орган государственной власти, осуществляя свою непосредственную функцию, фактически и контролирует и корректирует деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.[11]