Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования ( Понятие и принципы налоговой системы РФ ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
Водный налог уплачивается юридическими и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование. Сумма налога исчисляется самостоятельно и определяется по аналогичной формуле [9, С. 82-83].
Федеральные налоги являются основным источником доходов федерального бюджета.
Региональные налоги и сборы (устанавливаются законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях субъектов):
налог на имущество организаций (регулирующий налог, частично зачисляемый в местные бюджеты);
транспортный налог;
налог на игорный бизнес.
Поступления от налогов субъектов либо зачисляются в бюджет субъекта, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами.
Местные налоги и сборы (устанавливаются актами представительных органов местного самоуправления):
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- местные лицензионные сборы.
Местные налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов являются их регрессивность и множественность. Перечень местных налогов и сборов устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Кроме этих налогов предусмотрены специальные налоговые режимы:
единый налог при применении упрощенной системы налогообложения;
единый налог на вмененный доход;
единый сельскохозяйственный налог.
Региональные и местные налоги имеют большое значение в бюджетной системе РФ, так как они аккумулируются в региональных и местных бюджетах и используются субъектом РФ для выполнения своих функций. Однако главной проблемой в настоящее время является недостаточность финансовых ресурсов у региональных и местных властей. В настоящее время федеральный центр проводит политику снижения налоговой нагрузки на бизнес и население, поэтому возникает такая проблема регионального и местного налогообложения, как компенсация выпадающих доходов региональных и местных бюджетов.
Региональные власти начинают испытывать недостаток финансовых ресурсов, что обуславливает проблему финансовой зависимости региональных и местных властей от федерального центра [7, С. 90].
На начальном этапе становления современной российской налоговой системы количество местных налогов было очень большим. Перечень местных налогов включал в себя 23 местных налога и сбора, однако в процессе реформирования налоговой системы России количество налогов, относимых к этому уровню налоговой системы, сократилось до трех: земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор.
Местные бюджеты имеют большое значение в осуществлении обще государственных экономических и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества [8, с. 78]. Местные органы власти за интересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет. Однако поступления местных налогов и сборов в местные бюджеты незначительны - их доля за последние 5 лет не превышала 12-15% общей суммы доходных источников местных бюджетов [9, С. 83].
Одним из показателей децентрализации доходов служит доля доходов местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета страны. Однако общая сумма доходов, поступающих в бюджетную систему, не учитывает реальной степени самостоятельности местных бюджетов в вопросах регулирования обеспеченности собственными доходами, на которые местные органы власти могут влиять, изменяя ставку либо устанавливая льготы по налогам.
3. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ
3.1 Недостатки налоговой системы РФ
В последние годы российская экономика демонстрировала стабильную динамику роста, однако изменение тенденции произошло в 2014 году. Западные санкции, дополненные существенным снижением цен на нефть, продемонстрировали уязвимость национальной экономической системы. Существенным фактором, влияющим на экономику страны остается действующий режим санкций. ключевой проблемой отечественной экономики остается внутренняя несбалансированность, к которой относится нестабильная налоговая система.
Существующая налоговая система страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.е. с одной стороны она должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий [2, С. 4].
Рассмотрим основные проблемы современной налоговой системы.
По мнению Б. Х. Алиева, можно выделить такие слабые стороны налоговой системы России, как:
1. Преимущественно фискальный характер данный системы, что усложняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения.
2. Неоптимальный уровень ставок НДФЛ.
3. Слабый контроль за реализацией сбора налогов, следствием которого является сокрытие доходов, и в конечном счете, недостаток в бюджетной системе РФ от 30 до 50 % налоговых платежей.
4. Рост неэффективности существующих льгот.
5. Процесс постоянного изменения налогового законодательства и ставок налогообложения, который не обеспечивает долгосрочные вложения капиталов и рост экономики.
6. Закрепление за региональными и местными бюджетами налогов, которые не имеют существенного фискального значения для соответствующих бюджетов. Их удельный вес не превышает 15-20 % всех доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Из этого вытекает важность регулирования бюджетов с помощью нормативных отчислений от федеральных регулирующих налогов [18,С.181].
В.М. Резбаев поднимает проблему «теневого бизнеса». По его мнению, «нужно создать ситуацию, в которой осуществляется вывод бизнеса из тени, так как существующая сегодня официальная налоговая нагрузка на самом деле падает на тех, кто честно платит налоги и таким образом реально для них уровень нагрузки становится больше, чем та средняя цифра, которая выводится официальной статистикой.» [7, С. 92].
Также он определяет, что снижение нагрузки на фонд оплаты труда – это важная задача по снижению фискальной нагрузки. Поэтому если переложить администрирование страховых взносов на налоговую службу, то администрирование налогов улучшится и уменьшится административная нагрузка на плательщиков в связи с уменьшением количества проверок. А повышение эффективности администрирования создаст реальную возможность для снижения уровня фискальной нагрузки [6, С. 277].
В свою очередь И. А. Майбуров говорит о неприемлемости кардинального изменения существующей налоговой системы. Он считает, что принципиально важно обеспечивать преемственность и стабильность налоговой системы, а налоговые эксперименты зачастую приводят к неопределенным результатам" [4, С. 144].
Также представляет интерес точка зрения Л.П. Лыковой. Она считает, что при проведении налоговых реформ или менее значительных корректировок налогового законодательства объективно требуется контроль результата, реально достигнутого. Кроме того, в итоге экономического развития и совокупности разнообразных факторов, корректирующих поведение экономических агентов, могут возникнуть незапланированные эффекты. По ее мнению, «Далеко не всегда предпринимаемые меры налоговой политики с точки зрения параметров и динамики налоговой нагрузки приводят в конечном итоге к заявленным результатам» [3, С. 433].
Одной из главных проблем является то, что присущий преимущественно фискальный характер налоговой системы России затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это видно, если рассмотреть ставки налогов. Высокой завышенной по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль и налога на добавленную стоимость оказывают существенное влияние на формирование бюджета государства. Вследствие чего приоритетным направлением по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц). В условиях рыночной экономики это пережиток прошлого.
Ещё одной проблемой налоговой системы РФ считается непостоянность имеющегося налогового законодательства, что проявляется непрерывным внесением в НК изменений и поправок, какие приводят к обострению экономического кризиса и неустойчивому положению экономики государства. Кроме того, акцентируется вопрос, сопряженный с непонятной формулировкой законодательных и нормативных актов, что задерживает результативную деятельность налоговой системы и дает вероятность бесчестным налогоплательщикам манипулировать общепризнанными мерами НК Российской Федерации согласно собственному усмотрению.
Следующей из проблем является усложненность налоговой системы. Это проявляется в том, что в налоговой системе существуют различные налоги, акцизы отчисления, сборы, которые практически ничем друг от друга не отличаются, но такая масса платежей вносит путаницу в работу какого – либо предприятия в результате чего возникают ошибки при отчислениях налогов, в итоге приходится платить за несвоевременную уплату налога [18, С. 183].
Возможно, конечно, усовершенствовать ее, например, реструктурировать некоторые налоги, некоторые объединить с родственными в одну общую группу. А государство уже будет дальше расщеплять по отдельным категориям. К тому же, необходимо изменить сам налоговый кодекс: одни законы структурировать, другие, имеющие неточности, дополнить, какие-то изъять.
В-третьих – нестабильность налогового законодательства. Это обусловливается тем, что в налоговый кодекс периодически вносятся изменения и поправки, что приводит к неустойчивому положению экономику страны, тем самым еще более обостряя экономический кризис [3, С. 432].
Следующей проблемой налогообложения Российской Федерации является способ расчета налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Большинство экономистов сходятся во мнении, что прогрессивная процентная ставка, вместо действующей в настоящее время пропорциональной, по НДФЛ заметно смягчила бы расслоение общества на «бедных» и «богатых», способствовала бы расширению «среднего класса», численность которого в России достаточно мала. К тому же, прогрессивная система налогообложения позволяла бы более эффективно пополнять бюджет государства.
Еще одна проблема заключается в неравномерном распределении налогов между плательщиками. Так, если центральный офис (ЦО) предприятия зарегистрировано в одном районе, а основная производственная мощь находится в другом, то налоги уплачиваются организацией по месту нахождения главного офиса, следовательно, все налоговые доходы поступят в город, где зарегистрирован ЦО. И получается, что в России основная часть компаний зарегистрирована в Москве и Московской области, несмотря на то, что работают в этих организациях люди с абсолютно различных областей. Таким образом, различные регионы РФ развиваются неравномерно, и с каждым годом такое отставание бедных от богатых только усиливается.
Также, достаточно серьезной проблемой, в настоящее время, в РФ является преобладание теневой экономики, которая оперирует огромными суммами денег. Предприятия, незаконно уходящие от налогов, обогащаются, а обычные налогоплательщики должны покрывать «дыру» в бюджете из собственного «кармана». Отсюда вытекает еще большее расслоение общества. Как совершенствование налоговой системы в этом направлении может служить усиление налогового контроля. Необходимо предоставить налоговым органам производить проверки как физических, так и юридических лиц по степени их доходов и соответствующих расходов. К примеру, можно воспользоваться опытом Франции в этом направлении [9, С. 84].
Так, если физическое лицо не согласно с налоговой службой в предоставленном расчете дохода гражданина, он обязан будет доказать неправоту служб и раскрыть источники своих доходов. Также, нужна будет серьезная проверка юридических лиц в области движения капитала, так как многие компании выводят свои денежные средства в оффшорные зоны.
В основном утечки капитала происходят через страны СНГ, в частности, через Белоруссию и Казахстан. А перевод денег осуществляется следующим образом: организации РФ подделывают документы якобы приобретенных товаров за границей государства, далее переводят денежные средства на зарубежные счета, а оттуда в оффшоры, при этом товар в страну не поступает.
Таким образом, предотвращение оттока капитала за пределы страны станет возможным тогда, когда государство усилит контроль над поступающими товарами через границу, а также обязует проверять межгосударственные переводы денег.
Немаловажную проблему составляет взимание налоговых задолженностей. По последним данным налоговая задолженность составляет 827,3 млрд. рублей [4, С. 144]. Такие цифры не случайны. Дело в том, что государство лояльно относится к налоговым должникам, и будь то это физические или юридические лица, они не торопятся погашать задолженность. Штрафы за просрочку в настоящее время невелики, и налогоплательщику проще заплатить штраф, нежели платить вовремя. А юридические лица, кроме того, за период просрочки пускают эти деньги в оборот и получают новую прибыль.