Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования ( Понятие и принципы налоговой системы РФ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но государство, наоборот, не дополучает денежные средства с вовремя уплаченных налоговых сборов, следовательно, не дополучает прибыли с вложенных денег в оборот. А так как расходование денежных средств уже было определено, ему приходится корректировать свой бюджет, в частности, снижать затраты на социальные программы.

Решение этой проблемы может заключаться в том, что необходимо наделить налоговые органы РФ более широкими правами и полномочиями в области проверок и контроля. Ввести более существенные штрафные санкции к налоговым должникам. Все эти меры позволили бы значительно сократить уклонистов от уплаты налогов.

Еще одним существенным недостатком является высокий удельный вес, по сравнению с зарубежными странами, косвенных налогов, а не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает. Косвенные налоги и сборы в целом не способствуют стимулированию экономики и увеличению сбора налогов, скорее наоборот [2, С. 5].

3.2 Пути совершенствования налоговой системы РФ

К результативному формированию рыночных взаимоотношений выступают преградой имеющиеся трудности в налоговой системе, по этой причине она требует улучшения. Из этого следует, что одним из первостепенных вопросов страны считается формирование системы налогообложения, какая бы провоцировала финансовую деятельность компаний и финансовое развитие государства в целом.

Кроме того, с учетом перемен, совершающихся в общественно-финансовом формировании государства, должно реализоваться усовершенствование компонентов налогов и сборов. Осуществлению данной проблемы способен посодействовать налоговый механизм, какой способен стимулировать и активизировать капиталовложения в развитие сверх технологичных наукоемких производств новейшего поколения и мотивацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских исследований, что повергнет к формированию малого и среднего бизнеса и даст возможность существенно изменить имеющуюся налоговую систему.

Для выполнения налоговой политики в Российской Федерации одним из основных условий считается сохранение сбалансированности бюджетной системы с постоянной налоговой нагрузкой на те сферы, где это равновесие ранее было достигнуто [10, С. 269].

Помимо этого, необходимо привнести перемены в законодательство о налогах и сборах в доли мер налогового стимулирования, к каким принадлежит:


- обеспечение льготами по налогообложению прибыли физических лиц;

- формирование человеческого капитала и поощрение вложений;

- усовершенствование налоговых вычетов по НДФЛ;

- создание льготной системы налогообложения для учреждений, какие увлекаются новыми исследованиями в области науки и техники, для того чтобы заинтересовать капиталовложения в данный сектор.

Таким образом, с целью улучшения налоговой системы России следует:

1. Обеспечить экономическим органам и Правительству Российской Федерации возможность публиковать вспомогательные нормативно-правовые акты согласно проблемам регулирования в области налогообложения с детализацией и конкретизацией тех данных, что ранее находились в иных НПА в сфере налогообложения;

2. Внедрить особый налоговый порядок налогообложения для учреждений и ИП, занятых инновационной деятельностью в области высоких технологий, с абсолютным освобождением от налогов данных учреждений либо установлением для них льготных процентных ставок по всем типам налогов [12, С. 80-81].

К главным целям налоговой политики Правительства Российской Федерации возможно причислить поддержку инвестиционной и предпринимательской деятельности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность РФ на международной арене, и поддержка бюджетной стабильности, с помощью получения необходимого размера бюджетных доходов. Помимо этого, невозможно выпускать из виду то, что нововведения, в том числе и нацеленные на устранение уклонения от уплаты налогов, никак не должны нарушать конституционные права людей, отрицательно воздействовать на конкурентоспособность русской НС и усугублять имеющийся на этот период баланс прав налогоплательщиков и налоговых организаций.

Кроме того, для совершенствования некоторых налогов необходимо:

- с целью совершенствования налога на имущество организаций необходимо уделить особое внимание дисциплине, а также совершенствованию норм об ответственности организаций, которые скрывают свое имущество от государственной регистрации и уклоняются от уплаты имущественных налогов. Ужесточение дисциплины способствует устранению этой проблемы или, как минимум, улучшению состояния.

По налогу на имущество организаций необходима разработка законодательных инициатив по отмене льгот на федеральном уровне, установленных Налоговым кодексом РФ, либо по компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ от применения существующих льгот [17, С. 713].


В целях обеспечения эффективности налогового контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налога на имущество организаций необходимо наладить информационное взаимодействие налоговых органов со службами БТИ. Только строгий государственный учет способен обеспечить налоговые органы достоверной информацией об имуществе [15, С. 37].

- для решения проблем налогового администрирования земельного налога можно предложить следующие пути их решения:

1) посредством налогового регулирования необходимо создать условия, при которых будет невозможно иметь неиспользуемые земли или невыгодно их использовать, одновременно появятся надежные финансовые источники для проведения мероприятий по улучшению землепользования;

2) необходимо пересмотреть действующие ставки земельного налога в сторону увеличения и установить их в размере, соответствующем дифференциальной ренте, местоположению земель. Это будет способствовать лучшему использованию земли;

3) необходимо проводить в каждом муниципальном образовании мероприятия по взаимодействию налоговых органов и органов муниципальных образований по вопросу полноты учета объектов налогообложения по земельному налогу.

- к основным путям совершенствования налога на имущество физических лиц и повышения собираемости данного налога можно отнести следующие:

1) возможно, решением проблемы недостоверности кадастровой стоимости станет создание отдела оценки в самом Росреестре, который будет учитывать не только стандартные характеристики, но и этажность, вид из окна, близкое расположение различных промышленных объектов и отсутствие/наличие необходимой инфраструктуры. Таким образом, оценка объектов недвижимости будет максимально справедливой;

2) учитывая несоразмерность инвентаризационной и кадастровой стоимостей, необходимо пересмотреть ставки налога в сторону уменьшения, а не принимать их в размере ставок примерно 2014 г., когда налог считался от инвентаризационной стоимости. Таким образом, будет справедливое налогообложение, а граждане и юридические лица уменьшат активность в отношении оспаривания кадастровой стоимости для целей налогообложения [6, С. 277].

Реформирования также требует НДС, так как в последние годы наблюдается снижение его фискальной эффективности. Предлагаются следующие пути повышения фискальной эффективности НДС:

- отменить возмещения НДС из бюджета;

- изменить методологии расчета налоговой базы по НДС;


- ввести механизм электронных счетов-фактур;

- ввести систему регистрации плательщиков НДС;

- ввести специальные НДС-счета.

Таким образом, в целом российская налоговая система соответствует теоретическим принципам и экономическим законам построения налоговой системы, однако и присутствуют некоторые противоречия, которые, по своей сути, неизбежны, но, тем не менее, должны быть сведены к минимуму.

Заключение

Итак, обобщив все выше сказанное, можно сделать вывод, что налоговая система представляет собой систему отношений, которая включает в себя ряд элементов, каждый из которых обязателен и имеет самостоятельное юридическое значение. Именно от налоговой системы и налоговой политики зависит эффективность функционирования государства.

Налоговая система — это основанная на определенных принципах налогового права совокупность элементов (подсистем), сложившихся в сфере налогообложения в связи с установлением, введением, взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, перечислением их в соответствующий бюджет в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги и сборы, составляющие российскую систему налогообложения, классифицируются по различным признакам. В зависимости от уровня взимания: К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Действующие налоги в своей основе формировались в условиях экономического кризиса 90-х годов прошлого века, что не могло не отразиться на их количестве, структуре и ставках. Можно предположить, что во времена экономического кризиса налоги выполняли важнейшую роль - фискальную. С помощью прибыли от налогов государство планировало побороть экономический кризис в стране, пополнив федеральный бюджет. Вследствие чего появилось их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства. Таким образом, далеко не каждый гражданин был способен оплачивать завышенную ставку налога, из-за чего многие пытались уклоняться от налогов. Отсюда и появились значительные недочеты в бюджете государства, где прибыль ему приносили налоги.


Также стоит отметить нестабильность налогового законодательства, о которой мы уже упоминали ранее. Именно она создает большой риск для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности и жесткости налогов, а также правил их взимания, чего на данный момент не наблюдается.

Одним из недостатков налоговой системы является слабый контроль над сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов. Это означает, что будет происходить стремительное развитие теневой экономики. Следовательно, из-за теневой экономики, страна может недополучать 30-50 % доходов от налогов.

Большинство проблем налоговой системы обычно являются результатом непоследовательности и путаницы в нормативно-правовой базе, а также отсутствия эффективной коммуникации между исполнительной и законодательной властью.

Таким образом, можно выделить основные задачи совершенствования современной налоговой системы:

- обеспечение стабильности налоговой системы;

- максимальное упрощение налоговой системы;

- ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок;

- равномерное распределение между прямыми и косвенными налогами;

- совершенствование подоходного налогообложения физических лиц.

Также для совершенствования налоговой системы необходимо дать право руководству Российской Федерации создавать дополнительные нормативные правовые акты по налоговому регулированию, которые не затрагиваются или не в полной мере затрагиваются законодательством Российской Федерации в области налогов и налогообложения.

Для эффективного функционирования налоговой системы необходимо привести ее в полный порядок. Для этого нужно учесть все возможные недостатки и постараться сделать данную систему проще.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31 июля 1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998 г. — No 148. — Ст. 3824.
  2. Арцуев А.М. Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования // E-SCIO. – 2017. - №4. – С. 1-5.
  3. Борьянова В.А. Налоговая система России и пути ее совершенствования // Аллея науки. – 2018. - №5. – С. 430-433.
  4. Воронкова О.В. Некоторые вопросы совершенствования налоговой системы РФ // Наука и бизнес: пути развития. – 2018. - №3. – С. 142-145.
  5. Гаджимагомедова С.М. Роль НДС в формировании доходов бюджета Российской Федерации // Управление социально-экономическими системами: теория, методология, практика.- №8. – 2018. – С. 43-45.
  6. Геиева Л.А., Абушева Х.К., Гакашева А.А. Налоговая система Российской Федерации // European Scientific Conference сборник статей V Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 275-277.
  7. Горочова М.З. Проблемы совершенствования налоговой системы // Финансовые инструменты устойчивого экономического развития регионов РФ. – 2016. - №9. – С. 88-92.
  8. Ленцова С.В. Основные принципы налоговой системы России // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. – 2016. - №4. – С. 76-80.
  9. Маркина Ю.В., Скипина Е.С. Федеральные налоги РФ и их роль в бюджете // Современная модель управления: проблемы и перспективы. – 2018. - №3. – С. 80-84.
  10. Музафарова Т.Р., Путимцева К.Р. Налоговая система РФ: проблемы и пути совершенствования // Вестник современных исследований. – 2018. - №5. – С. 266-269.
  11. Мушкарова О.М., Михеева М.Ф. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. – СПб.: 2018. – 178 с.
  12. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / под ред. Г. Б. Поляка, Е. Е. Смирновой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 385 с.
  13. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Т.Я. Сильвестровой. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 531 с.
  14. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / В. Г. Пансков. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 436 с.
  15. Погодина И. В. Налоговая система: теория и тенденции развития : учеб. пособие / И. В. Погодина, А. С. Бакаева, Н. В. Аверин ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. ‒ Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. ‒ 88 с.
  16. Сапожникова Е.Ю., Мельник А.А. Понятие налоговой системы. Структура и принципы построения современной налоговой системы РФ // Актуальные вопросы развития современного общества. – 2017. – №3. – С. 151-154.
  17. Чернова А.С. Налоговая система Российской Федерации: сущность и структура // Социально-экономические и естественно-научные парадигмы современности. – 2018. - №3. – С. 711-714.
  18. Щеулова Е.И. Налоговая система РФ. Ее современное состояние и проблемы // Аллея науки. – 2018. - №5. – С. 180-183.