Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования ( Понятие и принципы налоговой системы РФ ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
– принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов [3, С. 430-431].
Следует отметить, что принципы налогообложения А. Смита положены в основу разработанных принципов построения налоговой системы в Российской Федерации, что сформулированы в части I Налогового кодекса. Действующая сегодня в Российской Федерации система налогообложения была введена в 1991-1992 году. Проводившая налоговая реформа была необходимостью экономических преобразований, что потребовало разработки новой налоговой политики. Одним из элементов, была попытка ввести налоговое регулирование, как наиболее действенного инструмента общей системы регулирования развивающихся рыночных отношений. Но действующая с 1992 года налоговая система РФ, оказалась несовершенной из-за отсутствия единой законодательной и нормативной базы налогообложения.
Реформа налоговой системы России была очевидной. Принятый Государственной Думой налоговый кодекс РФ ч.1, был введен с 1 января 1999 года для решения важных задач. Важное место в создании системы налогообложения занимают принципы ее построения. В конце 1991 года был принят закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 1992 года. В современных условиях в РФ, налоговый кодекс РФ (ст.3) устанавливает основные принципы Российской налоговой системы [4]. Принципы функционирования налоговой системы России представлены на рисунке 1 [16, С. 152].
Принцип законности – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом Российской федерации.
Рисунок 1 – Принципы налоговой системы РФ
Принцип всеобщности и равенства – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Принцип экономической обоснованности – налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Принцип единства экономического пространства РФ – не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
В результате применения принципов построения Российской налоговой системы, можно сказать, что эти принципы приобрели особую актуальность в настоящее время. Нарушение принципов ведет, к обременительности налогов и расслоению общества [12, С. 45-46].
Представляется необходимым, для придания целостности и полноты системе принципов налогообложения в нее должны быть включены с учетом современных реалий еще несколько важных принципов, а именно:
- принцип равнозначности всех налогов и сборов, согласно которому должна сохраняться эффективность каждого налогового канала, то есть доли поступлений по конкретному налогу в общей сумме налоговых доходов бюджета должны быть соизмеримы между собой;
- принцип невмешательства во внутренние дела налогоплательщиков, т.е. установление той грани, когда действия должностных лиц налоговых органов наносят ущерб налогоплательщику [10, С. 268].
Названные принципы налогообложения учитывают основные проблемы построения налоговых систем в историческом разрезе, обобщают положительный опыт РФ и зарубежных стран. Совершенствование налогового законодательства в соответствии с этими принципами позволит создать устойчивую систему налогов и сборов, отвечающую объективной цели существования государства в целом и системы налогообложения в частности - построение социально благополучного общества.
2. Элементы налоговой системы РФ
Проанализировав нормативно-правовую базу Российской Федерации в области налогообложения, в структуру налоговой системы РФ на сегодняшний день включены следующие элементы: субъекты обложения налогами и сборами; объект налогообложения; налоговое законодательство; государственные налоговые органы власти.
Теперь рассмотрим каждый элемент более подробно.
Субъект налогообложения - это физическое или юридическое лицо, на котором лежит законодательно установленная обязанность уплатить налог за счёт собственных средств.
Объектом налогообложения являются юридические факты, обуславливающие обязанность субъекта в уплате налога (владение имуществом, вступление в наследство, совершение сделки купли- продажи недвижимости) [11, С. 29].
Налоговое законодательство - совокупность норм, которые содержатся в законах РФ, законах субъектов РФ и актах представительных органах местного самоуправления, устанавливающих систему налогообложения, общие принципы, основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений. Рассмотрим уровни налогового законодательства Российской Федерации в таблице 2.
Таблица 2 – Уровни налогового законодательства РФ
Федеральное |
Региональное |
Местное |
1. Конституционные нормы и принципы налогообложения и сборов |
1. Конституции (уставы) субъектов Федерации |
1. Уставы муниципальных образований |
2. Налоговый кодекс РФ |
2. Законы субъектов Федерации |
2. Решения представительных органов местного самоуправления |
3. Законы РФ о налогах и сборах |
||
4. Иные законы РФ, содержащие нормы о налогах |
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство законодательных актов в области налогообложения устанавливаются на федеральном уровне. В свою очередь, уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.
К государственным налоговым органам РФ относятся: Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба РФ. Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики государства, прогнозирует налоговые поступления, а также вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.
В свою очередь, ФНС РФ выполняет следующие важные функции: учёт плательщиков налогов и сборов; контроль за выполнением требований налогового законодательства; надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.
Существует и другое мнение относительно элементов налоговой системы, которое основано на практике налогообложения (рисунок 2) [14, С. 67].
Рисунок 2 – Элементы налоговой системы РФ
Налогоплательщик – российские организации, иностранные организации, их российские фирмы и представители, международные организации, их российские филиалы и предприятия, физические лица, индивидуальные предприниматели.
Налоговый агент – лицо, которое обязано исчислять за налогоплательщика налог, удержать его и перечислить в соответствующий бюджет.
Объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход.
Налоговая база – характер объекта налогообложения: стоимостная, физическая, юридические лица исчисляют налоговую базу, по итогам каждого налогового периода, на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Физические лица, исчисляющие налоговую базу: на основе данных собственного учета получения доходов, объектов налогообложения осуществляется по произвольным формам.
Налоговый период – период по окончанию которого: завершается процесс формирования налоговой базы; окончательно определяется сумма налога к уплате.
Налоговая ставка – величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы; по федеральным налогам установленным НК РФ; по региональным налогам устанавливаются законами субъектов РФ; по местным налогам устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Порядок исчисления налога – совокупность действий по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период.
Сроки уплаты налога – устанавливается применительно к каждому налогу и сбору. Определяется: календарной датой, истечением периода времени, указанием на события, которые должны произойти. Уплата налога в наличной и безналичной форме – разовая уплата всей суммы налога; в течении налогового периода уплачивания авансовым платежом [17, С. 712-713].
В Российской Федерации налоговая система является трехуровневой. Она подразделяется на федеральный, региональный и местный уровни - статья 12 Налогового Кодекса РФ [1]. Это объясняется специфическими особенностями государственного устройства России, которые заключаются в федеративном государственном управлении и разделении органов власти на три самостоятельных уровня: федеральный, региональный и местный.
Рассмотрим более подробно федеральные налоги в РФ, способы их взимания, налоговые ставки и др.
Федеральные налоги устанавливаются и регулируются Налоговым Кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории РФ [1]. На данный момент ставки основных российских налогов таковы: НДС–20%, причём для некоторых продовольственных товаров ставка снижена до 10%, а для экспортируемых товаров составляет 0%; подоходный налог – основная налоговая ставка 13%; налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для различных ресурсов варьируется от 0 до 30%, по ряду полезных ископаемых в рублях за единицу полезного ископаемого.
Федеральные налоги РФ: НДФЛ (налог на доходы физических лиц), налог на прибыль организаций, НДС (налог на добавленную стоимость), акцизы, НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), водный налог.
Налог на доходы физических лиц – это прямой налог, взимаемый с доходов физических лиц. В РФ выделяют 4 налоговые ставки (13%, 15%, 30%, 35%), которые можно рассчитать по формуле: сумма НДФЛ = Налоговая база × Налоговая ставка. Различные налоговые ставки установлены как в отношении видов доходов, так и в отношении категорий налогоплательщиков.
Налог на прибыль также является прямым налогом, который начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами. Он составляет 20%, без учета льготных положений некоторых организаций. Но деньги в бюджет фирмы перечисляют двумя платежами: 17 процентов в региональный бюджет, 3 процента в федеральный бюджет. Такое распределение будет длиться до конца 2020 года [14, С. 237-238].
Налог на добавленную стоимость – это федеральный налог, взимаемый на всей территории Российской Федерации и являющийся основным источником налоговых поступлений в федеральный бюджет. Распространение налога на добавленную стоимость вызвано некоторыми преимуществами этого налога в сравнении с другими. НДС облагается доход, идущий на конечное потребление. Доход, направленный на инвестирование и накопление, освобождается от налога, что косвенно стимулирует данные процессы.
В отличие от других косвенных налогов государство получает часть дохода на каждой стадии цикла производства. Конечный доход страны от данного налога не зависит от количества промежуточных производителей. В соответствии с налоговым законодательством НДС рассчитывается по трем ставкам: нулевая, 10 и 20 процентов.
Налог не взимается при экспорте товаров, реализации товаров космической сферы, транспортировке газа и нефти, экспорте драгоценных металлов и др. Полный перечень товаров, облагающихся
НДС по ставке 0%, приведен в 164 статье НК РФ. Ставка 10 % применяется при продаже ряда продуктов питания (молоко, овощи, мясо и др.), детских товаров (одежда, кроватки, коляски и др.). Кроме того,
НДС 10% применяется при реализации медицинских препаратов, периодики, научной и образовательной литературы. НДС 20% – самый распространенный налог, которым облагаются все товары и услуги неподходящие под первые две ставки (0% и 10%) [5, С. 44-45].
Согласно Налоговому Кодексу, налогоплательщиками НДПИ признаются «организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу полезных ископаемых на основании лицензии на право пользования недрами». Ставки налога на добычу полезных ископаемых установлены в статье 342 НК РФ, которая варьируется от 0 до30% в зависимости от вида добываемых полезных ископаемых. Также по ряду полезных ископаемых установлены твердые ставки.
Акциз — это косвенный налог, который взимается при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации. Акцизы взимаются с табачной продукции, легковых автомобилей, автомобильного бензина и т.д.