Файл: Современные проблемы финансов предприятий (Сущность, состав, принципы финансов предприятия).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
глава 1. Теоретические основы управления финансами предприятия
1.1.Сущность, состав, принципы финансов предприятия
1.2.Факторы, влияющие на систему управления финансами предприятия
глава 2.А актуальные проблемы формирования и использования финансов предприятия
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ХИМАРТИС Про»
2.2. Оценка финансового состояния предприятия
К собственным финансовым ресурсам малого предприятия относятся прибыль и амортизационные отчисления. Но нужно помнить, что не вся прибыль, остающаяся в распоряжении у малого предприятия, находится у него, перечисляется в виде налогов в бюджеты бюджетной системы РФ. Чистая прибыль после уплаты налогов используется по решению собственников малого предприятия на собственное усмотрение.
Прибыль, которая направляется на накопление, используется на собственное развитие процесса производства, тем самым обеспечивает рост имущественного потенциала малого предприятия.
Прибыль, которая направляется на процесс потребления, распределяется на решение социальных задач.
Амортизация представляет собой стоимость износа основных производственных фондов и нематериальных активов в денежном выражении. Она включается в себестоимость готовой продукции и возвращается на расчетный счет малого предприятия в составе выручки от реализации продукции.
Амортизация является внутренним источником финансирования процесса производства в области простого или расширенного воспроизводства.
К внешним источникам формирования финансовых ресурсов можно отнести заемные средства. Данное деление может быть определено различными формами вложений в капитал малого предприятия.
Заёмный капитал малого предприятия - это капитал, который передаётся хозяйствующему субъекту в виде кредитов, займов на время на условиях платности, срочности и возвратности.
Поэтому необходимо в следующем пункте рассмотреть механизм управления финансами малого предприятия, требующего детального анализа, и позволяющего точно оценивать сложившиеся ситуации при помощи различных методов исследования [10].
Главной целью системы управления финансами малого предприятия выступает механизм формирования финансовых ресурсов для цели их применения и использования в своей финансово-хозяйственной деятельности и дальнейшего развития на перспективу. Характерными особенностями для малых предприятий является то, что оно сталкивается с проблемой формирования финансовых ресурсов, т.е. у них может возникнуть дефицит в финансах на собственное развитие, а так же может возникнуть недостаток в оборотных средствах денежного характера, не выгодные условия при получении кредитных ресурсов.
1.2.Факторы, влияющие на систему управления финансами предприятия
На систему управления финансами малого предприятия влияет множество факторов, с помощью которых определяется финансовая устойчивость малого предприятия.
К ним можно отнести внешние и внутренние факторы.
- Внешние: общеэкономическая конъюнктура и конкурентоспособность, экономические условия и социально - демографические условия.
- Внутренние: личные качества предпринимателя, организационно - экономические условия и финансовое состояние.
Ключевыми причинами низкой конкурентоспособности отечественных производителей являются отсутствие системного подхода к управлению предприятием, низкая инновационная активность, недостаточная направленность на конечного потребителя. Кроме того, недостаточно проработаны вопросы комплексного подхода к оценке конкурентоспособности, как отдельных товаров, так и компании в целом. В результате возникают сложности с определением текущих позиций на рынке, и с прогнозированием динамики конкурентоспособности [15].
Трансформация подходов к управлению финансов малых предприятий позволит повысить социально-экономическую значимость данного сектора экономики, и что не менее важно, обеспечить российского потребителя высококачественной, отвечающей современным требованиям, конкурентоспособной продукцией.
Необходимо отметить, что большинство авторов, работающих в данном направлении, указывают на существенное различие понятий конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия. Безусловно, эти понятия неотделимы друг от друга и находятся во взаимосвязи, однако большинство определений конкурентоспособности продукции сводятся лишь к его способности удовлетворять потребности потребителя и быть для него привлекательным.
Внешние факторы, в большинстве случаев не поддаются влиянию со стороны предприятия и в свою очередь их можно разделить на две составляющие группы:
- факторы макроуровня - это факторы национального характера, касающиеся экономической, международной, социальной политики государства, уровня развития научно-технического процесса, антимонопольной, финансово-кредитной политики государства, наличия и совершенствования федеральных программ поддержки развития малого бизнеса и т. д.;
- факторы мезоуровня - факторы регионального характера, к числу которых можно отнести природно-климатические и экологические условия, уровень развития образования в регионе, особенности экономических механизмов регулирования регионального рынка, развитие и возможности сырьевой базы, емкость рынка отдельных сегментов и степень их насыщения, активность конкурентов, уровень спроса на отдельные группы товаров, наличие родственных и поддерживающих отраслей и т. д.
Так большинство авторов среди внутренних факторов выделяют следующие группы:
- факторы материально-технические, среди которых: обеспеченность качественными сырьевыми ресурсами, производственными помещениями и современным технологическим оборудованием, необходимыми для производства качественной продукции заданного ассортимента, уровень развития инфраструктуры и т.д.;
- факторы научно-технические: уровень развития инновационной- деятельности предприятия; наличие и уровень взаимоотношений с научными организациями - источниками инновационных разработок; наличие собственных разработок, позволяющих получать конкурентоспособную продукцию; возможность внедрения наукоемких технологий и т. д.
- факторы экономические, в том числе: величина уставного капитала - предприятия; стабильность экономических показателей развития; уровень развития инвестиционной деятельности; возможность осуществлять финансовые вложения; используемая политика в области управления рисками; эффективность управления капиталом и т. д.;
- факторы организационно-управленческие, в числе которых: уровень - организационной структуры предприятия; степень мотивации персонала; эффективное распределение обязанностей внутри предприятия; уровень организации труда; наличие и эффективность системы менеджмента качества; организация системы контроля качества выпускаемой продукции; уровень развития логистической сферы деятельности предприятия и т. д.
- факторы маркетинговые: наличие собственной стратегии сбытовой- политики и уровень ее ориентации на конечного потребителя; степень развития аналитической работы; использование эффективных методик расчета конкурентоспособности и анализа портфеля товаров; качество и экономическая эффективность используемых технологий продвижения и т. д.;
- факторы кадровые: обеспеченность необходимыми кадрами; уровень квалификации персонала; заинтересованность и степень направленности предприятия на высокий уровень профессиональной подготовки кадров; наличие собственных центров обучения; качество социального пакета и т. д.
Таким образом, можно видеть, что малое предприятие - это более устойчивые структуры в условиях нестабильности и кризисных явлений российской экономики. Выявленная тенденция свидетельствует о развитии этого сектора экономики.
Факторами, ограничивающими инвестиционную деятельность малого предприятия, прежде всего в 2015 г. являлся недостаток финансовых средств. Это обусловлено много причинами, как внутреннего, так и внешнего характера. Таким образом, мы можем говорить о неэффективности института предпринимательства, и связанными с ним «институциональными ловушками», под которыми понимается ряд проблем или барьеров, препятствующих развитию этой деятельности.
Только комплексный подход к управлению финансами малого предприятия позволит, обеспечить предприятию устойчивое положение на рынке, четкое понимание сильных и слабых сторон, как в своей деятельности, так и в работе конкурентов, что в совокупности позволит обеспечить предприятию конкурентное преимущество в любой момент времени. Анализ тенденций развития предпринимательства в последние годы выявил ряд таких негативных явлений, как значительное снижение численности средних предприятий, в том числе и большая доля банкротства. Для хозяйственной деятельности характерен перекос в сторону торгово - посреднической деятельности, что не вносит положительного эффекта в развитие национальной экономики.
глава 2.А актуальные проблемы формирования и использования финансов предприятия
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ХИМАРТИС Про»
ООО «ХИМАРТИС Про» - предприятие химической промышленности, действующее на международном рынке.
Основная сфера деятельности ООО «ХИМАРТИС Про» заключается в разработке и производстве специальных химических продуктов для окрашивания бетона, архитектурного бетона, тротуарной плитки, искусственного камня, кладочных смесей, а также придания различным материалам-основам определенных функциональных свойств.
ООО «ХИМАРТИС Про» действует с 21 декабря 2001 г., ОГРН присвоен 15 января 2003 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве.
Руководитель организации: генеральный директор Ходаковский Николай Витальевич.
Юридический адрес ООО «ХИМАРТИС Про» - 117519, город Москва, Варшавское шоссе, дом 138, офис №10.
Основным видом деятельности является «Производство красителей и пигментов».
Сильной стороной ООО «ХИМАРТИС Про» является производство печатных красок для печати по бумаге и по упаковке, пластизолей, применяемых для производства обоев и технического текстиля, клеев для промышленного склеивания бумаги и дерева, а также микрокапсулирование ароматических запахов.
Инновационные идеи, индивидуальный и системный подход к принятию решений по разработке и выпуску продукции с учетом интересов заказчика, комплексное обслуживание и, что немаловажно, современный менеджмент составляют залог успеха ООО «ХИМАРТИС Про».
ООО «ХИМАРТИС Про» успешно сотрудничает с предприятиями строительной и лакокрасочной промышленности, производителями кабельной продукции, строительными смесями, тротуарной плиткой, искусственного камня, изделий из пластмасс и др.
Производство осуществляется на основе авторских разработок предприятия по следующим основным направлениям:
- концентраты пигментов для ПВХ-систем;
- препараты пигментов для полимеров, лакокрасочной и строительной промышленности.
- водоразбавляемые концентраты пигментов – пасты для окрашивания строительных изделий и колерования красок на водной основе
В распоряжении ООО «ХИМАРТИС Про» собственные лаборатории со штатом квалифицированных сотрудников, опытные и производственные установки.
Вся продукция ООО «ХИМАРТИС Про» изготавливается в соответствии с технической документацией предприятия, отличается высоким качеством и экологической чистотой.
На предприятии постоянно ведутся научно-исследовательские работы, разрабатываются новые продукты. ООО «ХИМАРТИС Про» - динамично развивающееся предприятие, расширяющее ассортимент и реализующее новые идеи.
Таким образом, основными преимуществами ООО «ХИМАРТИС Про» является:
- продукция ООО «ХИМАРТИС Про» отвечает требованиям экологичности, безопасности и качества, указанным в международных стандартах;
- ООО «ХИМАРТИС Про» всегда готово изучить, реализовать идеи заказчика и предложить особые условия сотрудничества. Основными причинами, по которым клиенты выбирают концентраты пигментов производства, являются:
- оперативность выполнения заказа и доступные цены на продукцию;
- оснащенная оборудованием лаборатория с квалифицированным персоналом;
- работа с ведущими мировыми производителями сырья;
- возможность заказа с индивидуальными параметрами цвета и любой выпускной формы;
- индивидуальный подход к каждому клиенту;
- соответствие европейским и мировым стандартам качества;
- возможность заказа неограниченной по объему партии товара;
- оперативность решения проблем с приобретением и доставкой.
Схема структуры управления ООО «ХИМАРТИС Про» приведена на рис. 5.