Файл: Нотариальные действия (Совершение нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Основах законодательства о нотариате не содержится легального определения правовой природы протеста векселя как публичного акта, подтверждающего факты неисполнения лицом, названным в векселе в качестве обязанного, действий, предусмотренных вексельным законодательством. Этот пробел приводил в ряде случаев к спорным выводам и служил основанием для неправильного толкования как норм Положения о переводном и простом векселе, так и норм общегражданского законодательства.

Действовавшим законодательством не урегулирован достаточно определенно порядок предъявления нотариусом обязанному по векселю лицу подлинного экземпляра векселя. Вексельное законодательство предполагает, что любые действия, связанные с платежом, акцептом, отметкой, должны совершаться против подлинного экземпляра векселя или в соответствующих случаях против составленной в соответствие с его требованиями копии векселя. Как уже было отмечено, требование об акцепте или платеже должно быть заявлено плательщику в день принятия векселя к протесту. Однако заявить требование не означает предъявить вексель. Форма, в которой нотариус должен заявить требование о платеже или акцепте, специально законодательством не оговаривается. На практике допускаются «как направление плательщику письменного извещения, так и личное предъявление требования самим нотариусом либо сотрудником нотариальной конторы по его поручению». Остается неясным, в какой момент и в каком порядке нотариус обязан предъявить обязанному лицу подлинный экземпляр векселя. По нашему мнению, в законе о нотариате необходимо закрепить обязанность лица, которому заявлено требование по векселю, прибыть в нотариальную контору для ознакомления с подлинным экземпляром векселя (с его копией) и выполнения возложенных на него обязанностей либо отказа от их выполнения. При этом неявка в контору в течение дня, в который заявлено требование, должна расцениваться как отказ выполнить необходимые действия.

Нельзя не отметить и такую проблему, как обжалование действий (бездействия) нотариуса в случае, если нотариус отказывает в совершении нотариального действия.

Согласно статье 48, нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если:

  • совершение такого действия противоречит закону;
  • действие подлежит совершению другим нотариусом;
  • с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий;
  • сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении;
  • сделка не соответствует требованиям закона;
  • документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства;
  • факты, изложенные в документах, представленных для совершения нотариального действия, не подтверждены в установленном законодательством Российской Федерации порядке при условии, что подтверждение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нотариус по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, должен изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его обжалования.[40] В этих случаях нотариус не позднее чем в десятидневный срок со дня обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия.

В постановлении об отказе в совершении нотариального действия нотариус должен изложить причины отказа и разъяснить порядок его обжалования.[41]

Постановление составляется в двух экземплярах, заверяется подписью нотариуса с приложением его печати и регистрируется в книге исходящей корреспонденции. Один экземпляр вручается или направляется лицу, которому отказано в совершении нотариального действия. Другой экземпляр постановления с подписью лица, которому вручено постановление, или с отметкой о направлении по почте (вручении) лицу, которому отказано в совершении нотариального действия, оставляется в делах нотариуса.В тех случаях, когда в совершении нотариального действия отказывают должностные лица органов исполнительной власти, они также по просьбе лица, которому было отказано, должны изложить причины отказа в письменной форме.

В судах общей юрисдикции и арбитражных судах дела об отказе нотариусом в совершении нотариального действия, рассматриваются в порядке особого производства с вызовом в суд нотариуса, вынесшего постановление.

Особое производство – это такой вид гражданского судопроизводства, в порядке которого рассматриваются гражданские дела, по которым подтверждается наличие или отсутствие юридических фактов или обстоятельств в целях создания для заинтересованного лица условий осуществления им личных или имущественных прав или подтверждается наличие или отсутствие бесспорного субъективного права. В нем нет материально-правового требования одного лица к другому.

Таким образом, нотариальные действия совершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а в случае нарушения могут быть обжалованы в судебных органах.


2.2. Реформа нотариального законодательства: перспективы правового регулирования новых нотариальных действий

В условиях неутихающих споров теоретиков и практиков о необходимости системного обновления действующего законодательства и, в целом, нормативных правил о нотариате в Российской Федерации. Наиболее системному и, в некоторой степени, революционному реформированию подверглись «Основы законодательства РФ о нотариате» в 2015-2016 годах, что, безусловно, явилось следствием усложнения гражданского оборота, развития внедренной системы электронного нотариата. Новеллы законодательства существенно расширили перечень нотариальных действий с целью обеспечения дополнительных гарантий «юридической чистоты» сделок, защиты прав граждан и правовой защищенности информации.[42]

Заслуживает особой юридической характеристики и комплексного анализа основные законодательные изменения в сфере компетенции органов нотариата в России на современном этапе.Федеральным законом от 29.12.2015 года No 391-ФЗ были внесены изменения в Семейный кодекс РФ, согласно которым:

-обязательному нотариальному удостоверению подлежит соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака;

-одному из супругов для заключения сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, вменено в обязанность получение нотариально удостоверенного согласия другого супруга. Федеральным законом от 02.06.2016 г. No 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 No 361-ФЗ) введена обязательная нотариальная форма для:

-сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе, при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда;

-сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделок по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным. Следует согласиться, что «эти правила, конечно, усложняют подобные сделки, но следует подчеркнуть, что они направлены прежде всего не на усложнение гражданского оборота, а на более высокий уровень защиты интересов указанных лиц в силу их особенной дееспособности ... это даст только положительный эффект в будущее.[43]


Перечисленные нововведения уже можно признать апробированными юридической и, в особенности, нотариальной практикой. Продиктованные общей целью минимизации возможных злоупотреблений на рынке недвижимости новеллы законодательства действительно направлены на обеспечение дополнительных гарантий для наименее защищенных групп субъектов данного сегмента рынка: участников общей собственности, несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных. Защищая их права и законные интересы органы нотариата, тем самым, реализуют возложенные на них законом функции, свою профессиональную компетенцию.

В то же время с 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 г. No 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Новый закон направлен на упрощение и унификацию правил о регистрации прав на объекты недвижимости и объекты, подлежащие кадастровому учету. Здесь необходимо отметить, что в обновленной редакции правил об обязательной квалифицированной нотариальной форме для сделок с недвижимостью законодателем исправлены некоторые пороки их первоначальной формулировки, на которые абсолютно справедливо неоднократно обращалось внимание в юридической литературе.[44]

Так, законодатель существенно расширил перечень подлежащих нотариальному удостоверению сделок с недвижимым имуществом несовершеннолетнего или ограничено дееспособного лица, отнеся к их числу не только куплю-продажу, но и иные сделки, направленные на отчуждение такого имущества. Кроме того, из текста закона исключен термин «постороннее лицо» как лицо, не являвшееся ранее участником долевой собственности.[45]

Проведенный анализ законодательных изменений, позволяет сделать вывод о реализации в правоприменительной деятельности наметившейся законодательной тенденции усиления позиций нотариата при оформлении сделок на рынке недвижимости.

Это находит свое дальнейшее развитие и в прочих положениях закона «О государственной регистрации недвижимости». Так, при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется.[46]

Полагаем, что такого рода правила подчеркивают значимость нотариального удостоверения, тем самым, увеличивается отвественность отдельно взятого нотариуса при совершении вышеназванных нотариальных действий. Нотариус, как профессионал, обязан проверить «юридическую чистоту» сделки, и совершенно обоснованно, несет полную ответственность за совершение нотариального действия.


А государственный регистратор при такой ситуации лишь «ставить печать государства» надействия, совершенные нотариусом, подтверждая их законный характер, легитимируя права участников сделок. Достоверность нотариально удостоверенного документа проверяется государственным регистратором прав через единую информационную систему нотариата (ст. 59)[47].Сделки по распоряжению недвижимым имуществом, находящимся в доверительном управлении, со 2 июня 2016 года выведены из под обязанности проводить их через нотариуса– в закон многократно в этой части вносились изменения, таким образом, сделки доверительными управляющими с переданным им в управление имуществом необходимо было нотариально удостоверять только с 29 декабря 2015 года по 2 июня 2016 года, это следует учитывать при проверке юридической чистоты последующих сделок.

То же касается сделок по отчуждению земельных долей: они подлежали нотариальному удостоверению с 29 декабря 2015 года по 4 июля 2016 года, сейчас они могут быть совершены в простой письменной форме, обязательное нотариальное удостоверение отменено (п. 3 ст. 24.1Закона о регистрации).Необходимо обратить внимание, что действующая редакция закона признает нотариуса лицом, уполномоченным обратиться с заявлением о государственной регистрации права на объект недвижимости, возникшего на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия (п. 5 ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», ст. 86.2 Основ законодательства о нотариате в редакции Федерального закона от 03.07.2016 No361-ФЗ). При этом закон оставляет за правообладателем право выбора: обратиться в орган регистрации прав самостоятельно либо просить о совершении данного действия нотариуса. [48]

Необходимость установления презумпции обращения в регистрирующий орган нотариуса, удостоверившего сделку, с оговоркой, что иное может быть предусмотрено соглашением сторон, аргументируя свою позицию тем, что «по сути, нотариус как бы сопровождает сделку»и при подписании заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество нотариус действует от собственного имени. Как представляется, действующий порядок видится вполне обоснованным, соответствующим принципу диспозитивности и согласуется с тенденцией обеспечения правообладателям максимума условий для беспрепятственной регистрации прав в кротчайшие сроки.