Файл: Нотариальные действия (Совершение нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
Начиная с 2011 г. законодатель стал последовательно расширять перечень нотариальных действий, которые могут совершать должностные лица местного самоуправления поселений и муниципальных районов.
Таким образом, на сегодняшний день при соответствующем обращении граждан должностные лица местного самоуправления обязаны совершать 13 видов нотариальных действий. К таковым относятся: удостоверение завещания и доверенности; принятие мер по охране наследственного имущества и в случае необходимости управление им; свидетельствование верности копий документов и выписок из них и подлинности подписи на документах; удостоверение сведений о лицах в случаях, предусмотренных законодательством, факта нахождения гражданина в живых, тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи, факта нахождения гражданина в определенном месте, тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии, времени предъявления документов, равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе и равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу. [11]
Однако нельзя не заметить, что, определяя столь широкий перечень нотариальных действий, которые могут совершать должностные лица местного самоуправления, законодатель не в полной мере учел такие важные факторы, как их распространенность и сложность совершения.
К тому же следует иметь в виду, что он не носит окончательного характера. Основы о нотариате не исключают возможности предоставления указанным лицам права на совершение и иных нотариальных действий. На сегодняшний день порядок и правила защиты интересов граждан и юридических лиц.[12]
Эта функция, согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате, осуществляется им путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий. Однако такую защиту путем совершения нотариальных действий осуществляют не только нотариусы, но и должностные лица местного самоуправления и консульских учреждений.
Совершение отдельных нотариальных действий органами местной власти было изначально закреплено в Основах о нотариате. Так, ст. 37 устанавливала, что при отсутствии в населенном пункте нотариуса уполномоченные на то должностные лица органов исполнительной власти совершают такие нотариальные действия, как удостоверение завещания и доверенностей; принятие мер к охране наследственного имущества; свидетельствование верности копий документов и выписок из них и свидетельствование подлинности подписи на документах.[13]
В ней же было определено, что в случаях, предусмотренных законодательством, указанные должностные лица могут совершать и иные нотариальные действия. Тем самым законодатель заранее предопределил, что в будущем вполне вероятно дальнейшее расширение перечня нотариальных действий, осуществляемых должностными лицами органов исполнительной власти на местах.
Предоставление права совершать отдельные нотариальные действия должностным лицам органов местной власти было вызвано объективными причинами, связанными с реалиями повседневной жизни. Оно было направлено на то, чтобы население, проживающее в сельской местности, в малонаселенных и труднодоступных районах имело возможность получить несложные нотариальные услуги. [14]
При этом следует иметь в виду, что приведенный перечень нотариальных действий не требовал каких-то особых профессиональных знаний и высокой квалификации должностных лиц. Право совершения нотариальных действий именно должностными лицами местного самоуправления (главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления) было закреплено путем внесения изменений Федеральным законом от 29.12.2006 г. в Основы о нотариате.
Поскольку Основы о нотариате не регламентировали тогда и не регламентируют сейчас порядок совершения нотариальных действий уполномоченными на то должностными лицами, то основными нормативными актами в этой сфере стали Инструкции о порядке совершения нотариальных действий.[15]
Были выдвинуты инициативы внести в Государственную Думу проекты законов о внесении изменений в федельных действиральный закон об общих принципах организации местного самоуправления, с тем чтобы наделить и органы местного самоуправления городских округов правом на совершение нотариальных действий.
Однако нет сомнения в том, что принятие такого закона не решит сложившуюся проблему оказания квалифицированных нотариальных услуг в труднодоступных районах.Анализ практики совершения отдельных нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, проведенный Федеральной нотариальной палатой совместно с нотариальными палатами субъектов РФ в 2016 г., наглядно показал, что расширение полномочий органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий не способствовало повышению качества оказания юридической помощи населению.[16]
Типичными нарушениями должностных лиц местного самоуправления стали следующие: совершение нотариальных действий, не относящихся к их компетенции; для лиц, не зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах; в населенном пункте, в котором имеется нотариус; в отношении себя лично или своих близких родственников. Также в ходе анализа нарушений действующего законодательства должностными лицами местного самоуправления в процессе совершения нотариальных действий были выявлены факты несоблюдения формы удостоверительных надписей при совершении нотариальных действий и правил регистрации нотариальных действий в реестре для регистрации нотариальных действий.[17]
Нередко указанные лица взыскивают государственную пошлину или нотариальный тариф в сумме, не соответствующей размеру, предусмотренному Налоговым кодексом РФ и Основами о нотариате, игнорируют обязанность направлять сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности в нотариальную палату либо предоставлять сведения в полном объеме, а также нарушают сроки предоставления сведений и др.
Одной из основных причин указанных нарушений прежде всего является отсутствие профессионального (юридического) образования у уполномоченных лиц органов местного самоуправления на совершение отдельных нотариальных действий.[18] Также отрицательное влияние на организацию их работы оказывает отсутствие доступа к информационно-правовым системам, ненадлежащее обеспечение специалистов оргтехникой (компьютеры, принтеры), недостаточный регулярный контроль за осуществления отдельных видов нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления установлен Инструкцией, утвержденной приказом Минюста России от 06.06.2017 г. No 97.
Она начала действовать с 27.06.2017 г. В соответствии с ней совершение нотариальных действий главами поселений возможно в том случае, если в уставах муниципальных районов и поселений, которые являются административными центрами муниципальных районов, закреплено образование местных администраций муниципальных районов, на которые возлагается исполнение полномочий местных администраций указанных поселений, а также в случаях, когда в поселениях являющихся административными центрами муниципальных районов, местные администрации не образованы.[19]
Процессуально совершение нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления ничем не отличается от действий, совершаемых нотариусами, и удостоверенные ими документы имеют такую же юридическую значимость, что и оформленные нотариусами. В вязи с этим представляется, что порядок совершения главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления нотариальных действий также должен быть прописан в законе, а не регламентироваться подзаконным актом в виде инструкции Министерства юстиции РФ. [20]
Это придало бы большее доверие и значимость документам, удостоверенным должностными лицами местного самоуправления. Федеральным законом от 06.10.2003 г. No 131-ФЗ право на совершение отдельных нотариальных действий закреплено исключительно за должностными лицами местного самоуправления сельского поселения и городского поселения, не являющегося городским округом, а также муниципального района.
Таким образом, на данный момент органы местного самоуправления городских округов какими-либо полномочиями в сфере нотариата не обладают. В настоящее время в отдельных регионах крайнего севера, в частности в Магаданской области и Чукотском автономном округе, в процессе реформирования местного самоуправления образовались городские округа, в состав которых вошли не только населенные пункты городского типа, но и сельские.
Причем последние нередко расположены на территориях с низкой плотностью населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях. Данное обстоятельство дало повод законодательным органам вышеуказанных субъектов РФ выступить в 2016–2017 гг. с законодательной инициативой. Федеральная нотариальная палата и нотариальные палаты регионов на протяжении многих лет проводят последовательную работу по решению проблем обеспечения защиты прав и законных интересов граждан на всей территории РФ, в том числе и в труднодоступных местностях. [21]
В этих целях Федеральной нотариальной палатой утверждены положения о порядке оказания поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях и о Фонде поддержки нотариата в этих районах, а на 2017 г. принята специальная Программа поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях. Значительный положительный эффект дает практика организации выездов нотариусов в труднодоступные и малонаселенные местности для совершения нотариальных действий.[22]
Вместе с тем следует иметь в виду, что решение всех вопросов нотариального обслуживания населения, в том числе и организационных, во многом зависит от конструктивного комплексного подхода и согласованного взаимодействия правительств соответствующих субъектов РФ, нотариальных палат и органов местного самоуправления.
Глава 2. Законодательное регулирование правил совершения нотариальных действий
2.1. правовое регулирование совершения нотариальных действий нотариусами, занимающимися частной практикой
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате закрепляют единство задач, принципов, содержания и порядка осуществления действий, выполняемых нотариусами, занимающимися частной практикой, и нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах. Основы законодательства о нотариате закрепляют единые требования к кандидату на должность нотариуса и единый порядок его назначения на должность.
Нотариусы по общему правилу имеют равные права, т. е. равным образом совершают все нотариальные действия и несут равные обязанности; документы, удостоверенные ими, имеют одинаковую юридическую силу.
Законодательством предусмотрено лишь два исключения из равного статуса частнопрактикующих и государственных нотариусов.
Во-первых, нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, обладают наиболее полной компетенцией – они вправе совершать абсолютно все нотариальны[23]е действия, предусмотренные действующим законодательством. Кроме нотариальных действий, перечисленных в статье 35 Основ, государственные нотариусы совершают следующие нотариальные действия:
- выдают свидетельства о праве на наследство;
- принимают меры к охране наследственного имущества;
- выдают свидетельства о праве собственности пережившему супругу.
В случае если в нотариальном округе отсутствует государственная нотариальная контора, совершение указанных нотариальных действий поручается одному из нотариусов, занимающихся частной практикой и осуществляющих свою деятельность в данном нотариальном округе.[24]
Решение о возложении на нотариуса, занимающегося частной практикой, полномочий по совершению перечисленных нотариальных действий принимается территориальным органом Минюста России совместно с нотариальной палатой.
Представляется, что в настоящее время формулировка статьи, предусматривающей поручение совершения указанных нотариальных действий одному из нотариусов, занимающихся частной практикой, уже нуждается в редактировании. Ранее такая необходимость возникала, как правило, в небольших нотариальных округах, где действовала одна государственная нотариальная контора, и в случае ее ликвидации можно было поручить ведение всех наследственных дел одному нотариусу.