Файл: Органы местного самоуправления ( История развития местного самоуправления).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Место органов местного самоуправления в системе управления
1.1 Понятие и сущность местного самоуправления
1.2. История развития местного самоуправления
ГЛАВА 2. Компетенция органов местного самоуправления
2.1 Функции местного самоуправления
2.2 Основные проблемы развития системы местного самоуправления в РФ
Функции районного самоуправления выделяются конкретной стабильностью и устойчивостью, ибо в их имеет место быть систематическое, целенаправленное влияниенаселения, органов районного самоуправления на городские дела в целях более действенного заключения вопросов районного смысла. В собственной совокупы они демонстрируют способности и эффективность системы районного самоуправления, охарактеризовывают общественное назначение районного самоуправления (должное) и процесс его воплощения (сущее).
С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие социально-целевые функции самоуправления:
- 1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ муниципальные образования правомочны принимать и корректировать свои уставы, контролировать их соблюдение; определять формы, порядок и гарантии непосредственного участия граждан в решении вопросов местного значения; образовывать выборные и иные органы местного самоуправления, определять их структуру и полномочия; проводить выборы депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления; определять условия и порядок организации муниципальной службы;
- 2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности. Представительные органы устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственность, порядок и условия ее приватизации; утверждают местный бюджет и отчет о его исполнении; устанавливают местные налоги и сборы; разрабатывают планы и программы развития муниципального образования и утверждают отчеты об их исполнении; принимают общеобязательные правила по вопросам местного значения; учреждают межмуниципальные хозяйственные общества; контролируют деятельность иных органов местного самоуправления и должностных лиц в соответствии с уставом муниципального образования. Иные органы и должностные лица местного самоуправления осуществляют оперативное, текущее управление муниципальной собственностью и местными финансами. Они в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, совершать с муниципальным имуществом иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности. Они обеспечивают исполнение местного бюджета. Местное население может принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан для целевого финансирования вопросов местного значения;
- 3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования, что означает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; управление местными финансами; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; хозяйственная деятельность, создание и управление муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; координирование участия предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности, в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования; создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству; осуществление предусмотренной законом экономической деятельности;
- 4) обеспечение прав и интересов населения и местного самоуправления – это наиважнейшая функция местного самоуправления, вытекающая в формально-юридическом плане из норм ст. 1, 2, 7, 18 и 130 Конституции РФ. В качестве основной, приоритетной она прямо обозначается в уставах целого ряда муниципальных образований[2]. Создание условий жизнедеятельности населения – это и самая обширная функция. В нее входит: обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время; регулирование планировки и застройки территории муниципальных образований, муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территорий, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация транспортного обслуживания населения; создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация библиотечного обслуживания населения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов; обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; формирование муниципальных архивных фондов;
- 5) охрана общественного порядка и обеспечение безопасности населения. Сюда входят вопросы организации охраны общественного порядка на территории муниципального образования, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма; разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов РФ, проживающих на территории муниципального образования, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; обеспечение первичных мер пожарной безопасности; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;
- 6) представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами. Эту функцию осуществляют органы и должностные лица местного самоуправления при взаимодействии с органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями. Они наделены для этого соответствующими полномочиями. Представительные органы муниципальных образований в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ. Органы и должностные лица местного самоуправления вправе в установленных законом случаях обращаться в органы государственной власти, к администрациям предприятий, учреждений и организаций, в том числе по вопросам соблюдения прав местного самоуправления, учета интересов населения муниципальных образований при решении тех или иных вопросов общественной и государственной жизни. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению. Граждане, население муниципальных образований участвуют в реализации данной функции, используя прежде всего институты и формы прямой демократии, в некоторых случаях учет мнения населения государственными органами является обязательным (например, при изменении границ муниципального образования). Граждане могут предъявлять в суд общей юрисдикции или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, а также предприятий, учреждений, организаций, они могут обращаться с жалобами в Конституционный Суд РФ в случае нарушения их конституционных прав и свобод (в том числе права па местное самоуправление). Одной из организационных форм, с помощью которой осуществляется функция представительства и защиты интересов и прав местного самоуправления, являются советы муниципальных образований и иные межмуниципальные организации. Представительство и защита прав местного самоуправления обеспечиваются и на международном уровне, например муниципальные образования могут обращаться в Конгресс региональных и местных властей Европы. При этом в палату местных властей Конгресса, формируемую из представителей национальных местных сообществ, входят 18 представителей из числа лиц, избранных в органы местного самоуправления РФ. Их состав определяется на основе принципов сбалансированного географического представительства муниципальных образований, справедливого представительства органов местного самоуправления муниципальных образований различных видов, справедливого представительства различных политических партий, представленных в органах местного самоуправления муниципальных образований, а также справедливого представительства мужчин и женщин.
Изучение задачпроблем отношений органов гос власти с государственными органами животрепещуще как в научном, например и в практическом намерениях, потому что, в конечном счете, определяет не лишь только сами возможности становления районного самоуправления как институционального появления, но и судьбу демократических преобразований в РФ.
Признавая районное автономия в качестве автономного значения, самостоятельной формы воплощения народом являющейся собственностью ему власти, закрепляя организационную изолированность районного самоуправления, его органов в системе управления социумом, государством, Конституция Русской Федерации, федеральное законодательство ставят меру свободы городских образований, предназначают отношения органов районного самоуправления и органов гос власти.
Значит, всякие поползновения сократить данную установленную Конституцией и законодательством меру свободы, применяя региональное законодательство, идет по стопампринимать как не правовые, антиконституционные. Заболеванием регионального законодательства считается нечеткое установление возможностей муниципальных органов и должностных лиц, за пределы коих они не вправе выходить под опасностью юридической ничтожности принятых актов; слабенькая регламентация обликов и форм юридической ответственности за несоблюдение городского законодательства. Во отношениях органов гос власти и городских органов обязаны внятно работать 2 надлежащиеправовые теоремы.
В отношениях, когда органы гос власти и городские органы выступают равными субъектами права, трудится ИСТИНА “разрешено все, собственно что не запрещаетсязаконом”, а в отношениях, основанных на способе повеления-подчинения, используется ИСТИНА “вышестоящему субъекту запрещается все, собственно что напрямик не разрешается законом”.
Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации не должно ограничиваться только принципами законности, самостоятельности, разграничения компетенции. Анализ нормативной базы позволяет выделить еще ряд принципов, на основе которых строится взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
- - пропорциональность при распределении финансовых потоков,
- - принцип организационной обособленности органов местного самоуправления от органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
- - принцип взаимного согласования принимаемых решений и действий, затрагивающих интересы друг друга,
- - двусторонняя ответственность за соблюдение договоров и соглашений,
- - принцип приоритетности интересов населения, учет исторических и иных местных традиций.
- В реальное время кое-какие возможности поселений и субъектов РФ имеют все шансы переходить на степень городских районов, и напротив.
В целом по Русской Федерации на степень городских районов наибольшее численность поселений передает надлежащие вопросы районного смысла: - - формирование и исполнение бюджетов поселений;
- - организация библиотечного обслуживания населения;
- - создание условий для организации досуга;
- - обеспечение условий для развития на территории поселений физической культуры и массового спорта;
- - утверждение генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки;
- - создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб;
- - осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке;
- - организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью.
СовместноВместе с тем, эти вопросы как установление, перемена и отмена районных налогов и сборов поселения; владение, использование и постановление имуществом, оказавшимся в городской принадлежности поселения; обеспечивание изначальных мер пожарной защищенности в границах населенных пунктов поселения; организация сбора и вывоза домашних отходов и мусора городские и сельские поселения воплотят в жизнь автономно.
Тест навыка субъектов Русской Федерации по делегированию отдельных муниципальных возможностей органам районного самоуправления дозволили отметить главныетрудности и предложить механизмы их заключения:
- - необходимо определить номенклатуру государственных полномочий фактически исполняемых органами местного самоуправления и обеспечить соответствие порядка их передачи условиям части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации;
- - целесообразно закрепить на федеральном уровне процедуру передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, общие принципы реализации переданных полномочий и порядок осуществления государственного контроля за их реализацией. Новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» посвятила наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями отдельную главу.
И в первый раз на федеральном уровне довольно детально зафиксировано: какими нормативными актами передаются отдельные муниципальные возможности, каким органам районного самоуправления, какие положения обязан держать сообразный закон, а еще денежные гарантии, обязанность и муниципальный контроль.
Но в то же время отсутствует укрепление причин (реальная дееспособность, финансовое обоснование) для наделения возможностями и процедуры, предыдущей принятию соответственного закона о наделении отдельными муниципальными возможностями (кто выступает зачинателем наделения возможностями, в какой орган и какие как разсервируются заключения и документы);
- - следует разработать методику по определению нормативов бюджетных ассигнований, необходимых для реализации переданных отдельных государственных полномочий, а также направляемых на обеспечение решений, принятых органами государственной власти, исполнение которых возложено на органы местного самоуправления;
- - требуется наделить муниципальные образования правом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобами на нарушения конституционных прав граждан.
Собственно что касается задач поселений. На нынешний денек не решен вопрос обеспечивания финансирования тех функций органов районного самоуправления, которые к ним по закону не относятся, но которые им улаживать нужно (жилищные, земляные, градостроительные). К примеру, разработка генеральных намерений, правил землепользования и застройки выжны любому муниципалитету, но данная работа настятельно просит большущих денежных расходов.
Предстоит провести также работу по приведению границ муниципальных образований в соответствие с требованиями земельного законодательства.
Очень часто поднимается вопрос формирования налоговой базы. Сегодня местные налоги составляют незначительную часть в местном бюджете. Таким образом, софинансирование из вышестоящих бюджетов ограничивает органы местного самоуправления в реализации собственных финансовых программ. Главы органов местного самоуправления предлагают пересмотреть нормативы отчисления от налогов в федеральный бюджет, в том числе НДФЛ.
Этим образом, назло замыслам законодательной реформы, самостоятельность и экономическая самоуправление городских образований не обеспечены, городскиеобразования оказываются включенными в единственную вертикаль исполнительной власти.
2.2 Основные проблемы развития системы местного самоуправления в РФ
Произведенные крупным навыком основы децентрализации управления, субсидиарности, самоорганизации людей для заключения вопросов районного смысла ещё не абсолютно правильно отражены в русском законодательстве. Нешуточную беспокойство задачами районного самоуправления многократно высказывают руководителисубъектов Федерации. Общая направление их концертов касается усиления подотчетности и подконтрольности органов районного самоуправления органам гос власти, соблюдения законодательства и расходования экономных средств, а еще закрепления ответственности органов и должностных лиц районного самоуправления перед общественностью и государством.
1 из самых острых задач – несоответствие размера возможностей органов районного самоуправления имеющимся в их постановлении материально-финансовым ресурсам. Финансовая и экономическая основа большинства городских образований недостаточна для воплощения функций районного самоуправления.
Не снабжена абсолютная осуществление поставленной Конституцией и законами Русской Федерации системы залогов районного самоуправления, этих, как запрещение на лимитирование прав районного самоуправления, обязательность заключений, принятых горожанами методом прямого волеизъявления, органами и должностными лицами районного самоуправления, судебная оборона районного самоуправления.
В согласовании с конституционно-правовыми почвами районного самоуправления нормативные правовые акты, регулирующие эту сферу, принимаются на федеральном, субъектном и городском уровнях. Но при том, собственно что на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации законодательная основа районного самоуправления в значимой степени уже сформирована, все еще приняты ещё не все беспристрастно нужные законы, регулирующие всевозможные нюансы районного самоуправления, в чтоколичестве законы, напрямик предусмотренные в базисном законе о районном самоуправлении: об особенностях около постановления, владения и использованиягосударственными территориями, о порядке наделения органов районного самоуправления отдельными муниципальными возможностями. В обозримое время нужноурегулировать эти значимые трудности, как порядок передачи объектов федеральной принадлежности в государственную имущество, составление городского заказа, порядок остановки возможностей органов районного самоуправления и выборных лиц районного самоуправления, порядок воплощения органами районного самоуправления наружных связей.
Есть неувязка внутренних противоречий нормативных положений, превышения зонам ответственности и присвоения "не собственных" предметов ведения органами и должностными лицами субъектов Федерации и городских образований.
Имеющиеся проблемы в правоприменительной практике можно систематизировать следующим образом:
– размытость и неконкретность многих правовых норм, вызванная прежде дефицитом собственного опыта в построении системы новых демократических отношений общества и государства в условиях рыночной экономики.
– юридическая некорректность уставов муниципальных образований. Важной функцией местного самоуправления является нормотворчество. Однако органы местного самоуправления, как правило, испытывают дефицит специалистов, необходимых для глубокой проработки юридических вопросов.
– отсутствие четких принципов разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это тормозит решение социальных проблем, затрудняет решение собственных задач местного самоуправления, порождает ситуацию безответственности.
– недостаточная проработанность процедур обеспечения ответственности и контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Действующее законодательство не предусматривает конкретных форм ответственности органов местного самоуправления перед гражданами, за исключением выборов, местного референдума и процедуры отзыва должностного лица.