Файл: Органы местного самоуправления ( История развития местного самоуправления).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Место органов местного самоуправления в системе управления
1.1 Понятие и сущность местного самоуправления
1.2. История развития местного самоуправления
ГЛАВА 2. Компетенция органов местного самоуправления
2.1 Функции местного самоуправления
2.2 Основные проблемы развития системы местного самоуправления в РФ
Введение
Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями.
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Правовую основу местного самоуправления составляют:
Конституция Российской Федерации,
общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
федеральные конституционные законы,
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
уставы муниципальных образований,
решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
иные муниципальные правовые акты.
Европейская хартия местного самоуправления
В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Р Ф и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.
Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ и субъектов РФ с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:
местный референдум
муниципальные выборы
голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
сход граждан
правотворческая инициатива граждан
территориальное общественное самоуправление
публичные слушания
собрание граждан
конференция граждан (собрание делегатов)
опрос граждан
обращения граждан в органы местного самоуправления
наказы избирателей
Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.
В РФ существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:
муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений
сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов
городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа
городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района
внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).
Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:
представительный орган муниципального образования
глава муниципального образования
местная администрация
контрольный орган муниципального образования
ГЛАВА 1. Место органов местного самоуправления в системе управления
1.1 Понятие и сущность местного самоуправления
Статья 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» гласит что, местное самоуправление в Российской Федерации это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ и федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учётом исторических и иных местных традиций.
Субъектом местного самоуправления является само местное население.
Формы осуществления: либо непосредственное, либо через органы.
С какой целью учреждено местное самоуправление? Для решения различных вопросов на местном уровне. Это – основной смысл, назначение местного самоуправления.
Сущность местного самоуправления.
- Местное самоуправление как институт в системе российского государства, как часть системы российского государства. Такие взгляды основываются в соответствии со статьей 12 Конституции (в РФ как в государстве есть такой институт – местное самоуправление).
- Местное самоуправление – неотъемлемая часть нынешнего демократического государства. Эта сущность подчеркивается преамбулой Европейской хартии о местном самоуправлении, что любое демократическое государство обязано иметь местное самоуправление.
- Местное самоуправление – это форма д. На основе статье 3 Конституции (там указано, что народ – единственный источник власти).
- Местное самоуправление – это одна из основ конституционного строя России. Такой вывод мы делаем на основе того, что главные нормы (статьи 3, 12) – закрепляются в первой главе Конституции.
- Местное самоуправление есть средство обеспечивания децентрализации государственного управления.
- Местное самоуправление есть средство для развития институтов гражданского общества.
Отличие государственной власти от муниципальной:
а) Характер власти. В отличае от государственной власти муниципальная имеет четкие пределы возможностей, которые прописаны законами государства.
б) Сфера компетенции. Местная власть отличается тем что, охватывает те вопросы, которые не требуют широкомасштабного решения.
в) Источники финансирования. Это говорит о том, что каждая ступень власти финансируется своими источниками.
г) Территориальное распространение власти. Муниципальная власть распространяется только в пределах конкретного муниципального образования, тогда как государственная власть распространяется по всей территории Российской Федерации и обязательна для все жителей страны.
- Статья 32 Конституции закрепляет право граждан на участие в управление делами государства, отсюда следует, что местная власть – это субъективное право гражданина на участие в местном самоуправлении. Каково содержание этого субъективного права гражданина?.. Прежде всего – это право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Анализ других положений законодательства позволяет дополнить: право занимать должности муниципальной службы, право обращаться с заявлением, обращением в органы местного самоуправления, право на информирование о той или иной деятельности органов.
С одной стороны – объективно существующий институт, с другой – субъективное право граждан.
4. Основные теории о сущности и природе власти местного самоуправления.
Спор идёт по вопросу характеру власти: общественная ли это (негосударственная) или государственная власть?..
Таким образом, существуют государственная и общественная концепция власти по природе власти местного самоуправления.
Практический смысл: представители общественной концепции считают недопустимым вмешательство государства, а государственной – наоборот, что государство в любой момент может вмешиваться, контролировать…
Общественная концепция.
Исторически первой теорией была «Теория свободной общины». Возникла в первой половине (ближе к середине)XIXво Франции и Бельгии. За основу брался исторический подход. Они говорили, что община исторически возникла раньше государства, общины (в процессе объединения) породили государства и передали ему часть своих прав, вместе с тем у каждой общины остались свои неотчуждаемые права и свободы. Эти общинные дела по своей природе отличаются от государственных дел, поэтому вмешательство государства в дела общины недопустимо. Должностные лица, служащие общины являются представителями населения, а не государственными чиновниками. Они предлагали дополнить четвёртой ветвью власти – власти свободной общины.
Критика данной доктрине: данная доктрина одевает отвлеченный нрав, нельзя приписать реалии передового страны закономерностями первобытнообщинного строя, создание данной доктрине на практике превратило бы правительство в единение суверенных общин, собственно что неприемлемо, вследствие того собственно чтогосударству не индифферентно, как живут его жители на отдельных землях, как принимают решение вопросы на местах… Нельзя поделить непролазной гранью дела страны и дела общины.
Когда данную концепцию раскритиковали, она некоторое количество видоизменилась и на её пространстве была замечена иная, также в XIXвеке… Ныне упор делался не на ситуацию, а на тех делах, собственно что проделывают на пространствах. Это«Хозяйственная теория». Ключевое в домашней доктрине – оглавление коммунальной работы, оглавление районных дел, вопросов, которые принимают решение на пространствах.
Их аргументы: местное самоуправление есть заведывание хозяйственными вопросами, в силу неполитического характера этой деятельности она безразлична для государства. Они считали, что местное самоуправление – это корпорация не публичного, а частного права и им же должно регулироваться.
В рамках данной же домашней доктрине есть иной вариант: Самоуправляющиеся единицы как юридические лица. Самоуправляющиеся единицы обязаны раскаиватьсяюридическими лицами. Отсель эта система аргументов: коммуна, община – простое юридическое личность, правительство воспринимает закон, по коим живут и трудятсяюридические лица, оно уточняет критерии их работы, но во внутренние дела их правительство не вмешивается. Община – что-нибудь вроде акционерного общества.
Критика этой теории:
- Вопросы местного самоуправления нельзя полностью считать только хозяйственными вопросами, в местном самоуправлении решаются вопросы о муниципальной власти (выборы…), это публичное право в том числе.
- Если акционерные общества создаются добровольно, то местное самоуправление – это обязательная форма решения местных дел.
- Не может государство быть безразличным наблюдателем за тем, как живут его жители…
В Российской империи профессор Васильчеков отстаивал такую систему, сейчас наиболее развита в странах с англо-саксонской системой права (США, Великобритания, Австралия…).
Государственная концепция, представители этой концепции доказывают, что власть местного самоуправления носит государственный характер.
Была замеченаПоявилась буквально в одно и тоже время с социальной, родоначальником гос доктрине стала Германия середины XIXвека, основатели доктора Штейн и Гнейс. В собственных работах они гласили, собственно что в современном государстве каждая общественная администрация есть муниципальная администрация и другой быть не имеет возможность, а автономия объединяется к что, собственно что ему передаются кое-какие муниципальные возможности, на их возлагается некоторый круг муниципальных задач. Практически никаких особенных задач и ничего такового не есть, да, выборность, имеют все шансы формироваться общественностью, но… Районноеавтономия подконтрольно и подчинено правительство, правительство по собственному управлению имеет возможность изъять вопрос из их зону ответственности, подключитьсвежий вопрос в него… Всякий раз есть примат муниципальных интересов над районными, то есть правительство превалирует над пространствами.