Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор (Обзор литературы по проблеме профессионального самоопределения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Е.А. Климов отмечает, что есть устойчивые, практически не поддающиеся коррекции личные качества, имеющие значение для успешной карьеры.

Примечательно, что юношеский возраст, по мнению Эриксона, связан с кризисом идентичности, то есть индивидуаль­но-личностных и социальных выборов и самоопределений. Может сформироваться неадекватная идентичность, если не удастся разрешить эти задачи, которая проявляется в следующих характеристиках:

  1. уход от близких межличностных отношений;
  2. боязнь взросления и изменений, неспособность строить самостоятельные жиз­ненные планы;
  3. отсутствие концентрации, неэффективное использование творческих способностей;
  4. нежелание делать профессиональный выбор, подражание отрицательным образцам.

П.А. Шавир выделяет личностные предпосылки самоопределения[36]:

1) особенности личности, способствующие решению проблемы выбора профессии, но прямо не активизирующие этот процесс. (например, воля, трудолюбие).

2) компоненты личностной направленности, движущие процесс профессионального самоопределения и определяющие его избирательность[39] (осознание потребности выбора, интересы и склонности, ценности, принципы.

Немаловажную роль в профессиональном самоопределении личности играет самооценка, насколько адекватно соотносит человек свои возможности с профессией. Самооценка формируется на каждом жизненном этапе, и рассматривать ее необходимо в возрастном аспекте [25].

Часто школьники не понимают собственные возможности, это чревато неправильным выбором жизненного пути [40].

Объективно оценить себя сложно. Встречаются как завышенная самооценка, так и заниженная.

Самооценка значительно оказывает влияние на положительное восприятие себя как субъекта профессиональной деятельности ( авторы Г.В. Акопов, А.А. Бодалев, Л.А. Анцыферова, Я.Л. Коломинский, В.А. Бодров, Б.Ф. Ломов, П.Г. Щедровицкий, С.Л. Рубинштейн и пр.).

Самооценка у старшеклассников способствует самовоспитанию и прогнозированию своей будущей профессиональной деятельности. [41]

ВЫВОДЫ по главе 1

В основном, психологические исследования направлены на изучение факторов и условий, способствующих выбору профессии, и самого процесса выбора (авторы Л.И. Божович, И.С. Кон, П.А. Шавир) [5], [20], [36]. Это однобокий подход, он ограничен анализом подготовки подростков к выбору профессии (В.Ю. Шегурова) [53]. А ведь процесс профессионального выбора продолжается в течение всей жизни человека, как отмечает Е. А. Климов [18]. Наоборот, опыты и наблюдения показывают, что большинство выпускников школы выбирают профессию случайно, не обдумывая и не мотивируя своё решение.


Таким образом, профессиональное самоопределение чаще всего понимается как длительный процесс, занимающий значительную часть жизни человека. В настоящее время главной проблемой профессионального самоопределения является не только реализация своих интересов, способностей и склонностей, но и получение достойного заработка, занятие высокого положения в обществе. Все это осложняется нестабильной и чрезвычайно изменчивой ситуацией на рынке труда.

Профессиональное самоопределение состоит из нескольких этапов и имеет разветвленную структуру. В процессе профессиональной переориентации безработный сознательно определяет личностные приоритеты в смысле выбора профессиональных ориентиров и реализует их в деятельности путем усвоения специальных знаний, формирования умений и навыков, релевантных избранной профессиональной специализации. Поэтому профессиональная переориентация квалифицируется как самостоятельный этап жизненного и профессионального самоопределения, необходимый для продуктивного (неконфликтного) преодоления негативных эффектов (социально-психологических и психологических) профессионального исключения, сознательного принятия избранной профессии и нахождения личностно значимых смыслов деятельности, дальнейшего личностного и профессионального развития молодежи.

ГЛАВА 2 Практическая помощь в выборе профессии

2.1. Активные методы в профориентации

Самым распространенным методом профориентации является профессиональная консультация.

Необходимо рассказать учащемуся о наличии, достоинствах и недостатках профессий, помочь адекватно оценить свои личные характеристики и направить подростка в соответствии с требованиями профессий к человеку.

Профессиональная ориентация направлена на содействие подростку в профессиональном самоопределении с учетом его интересов, возможностей и способностей. Профессиональная консультация призвана обеспечить психологическую поддержку при возникновении трудностей.

Профессиональная консультация состоит из следующих обязательных элементов: диагностика человека для выявления наличия и степени выраженности профессионально важных качеств, соотношение личных свойств подростка с требованиями, предъявляемыми выбранной профессией к нему, рекомендация по выбору профессий, педагогическое воздействие, психологическая поддержка.


Профессиональная психологическая консультация проводится, как правило, в форме групповой или индивидуальной работы с клиентом. Групповая профконсультация - это беседа на общую тему - о личной мотивации профессионального выбора, пользе труда, о выявлении профессиональных склонностей и интересов. Групповая профконсультация способствует в свою очередь определению тех молодых людей, кто нуждается в индивидуальной консультации.

Индивидуальная профконсультация имеет следующие уровни проведения:

  1. Первичная:

область проведения – в небольшой группе, консультация направлена на выявление главных мотивов выбора профессии, степени выраженности профессиональных интересов каждого человека. Помогает уточнить профессиональный выбор, выяснить степень осознанности в процессе самоопределения.

  1. Индивидуальная психологическая профконсультация:

проводится, когда первичная консультация не даёт конкретного результата, необходимо дальнейшее изучение личности.

В работах Е.А. Климова и С.А. Боровиковой проведена типизация и рассмотрены варианты профконсультационных ситуаций, среди которых наиболее распространенные:

1. Выбирающий профессию человек хорошо ознакомлен с профессиями, выбрал себе специальность в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями, ознакомлен с путями получения профессии, в то же время обращается к профконсультанту за помощью с целью убедиться в правильности своего выбора.

2. Имеется несколько вариантов профессиональной перспективы и нужно сделать выбор, выяснить степень обоснованности его выбора, мотивы, уточнить область интересов, степень общего развития и выраженности профессионально важных качеств, степень притязаний.

3. "Конфликтная ситуация" - когда вопрос профессионального выбора вызывает разногласия (внутренние - недооценка себя, завышенный уровень притязаний, внешние - с родителями, учителями, окружающими).

4. Неопределенность выбора, неуверенность подростка, но присутствует проявленная склонность к определенному виду деятельности.

5. У учащегося нет ни профессиональных предпочтений, ни представленных склонностей к определенной деятельности - необходимо провести диагностическую работу для выяснения его индивидуально-психологических свойств, причин отсутствия склонностей, помочь в нормализации самооценки, процессе самопознания и профессионального выбора.

Первичную профконсультацию удобнее проводить в группе 3-7 человек, в ходе консультации подростков обучают механизмам выбора профессии, предоставляется актуальная информация о профессиях. Результатом мероприятия выступает осознание и ответственность учащегося по отношению к профессиональному самоопределению. На основании результатов первичной профконсультации выявляются те подростки, которым необходима индивидуальная беседа с психологом.


Данные при проведении первичной консультации могут быть получены с помощью психологического тестирования.

Традиционно к активным методам в психологии относят деловые игры, тренинги, упражнения с элементами игры. Вот несколько примеров профориентационных игр и упражнений:

1. Профориентационные интерактивные игры с классом:

- для учащихся средней школы, применяются для участников в группах до 25 человек;

- игры, разработанные Н.С. Пряжниковым: «Ассоциации», «Советчик», «Остров», «Спящий город», «Пять шагов», «Угадай профессию», рассчитаны на школьный урок, целесообразнее применять их в качестве дополнительной методики к лекционной профориентационной работе.[26]

2. Профориентационные игровые упражнения:

работа в малых группах до 7 человек, упражнение с элементами профессионального общения. По сравнению с играми, предназначенными для работы со всем классом, игровые профориентационные упражнения просты и динамичны.

Существуют условия для успешного проведения профориентационных игровых упражнений:

• мобильность игр, это укрепляет дисциплину в группах, потому что все участники задействованы в процессе игры;

• акцентировать внимание на положительные, инициативные действия и предложения участников;

• добровольность участия в играх, – возможность быть просто наблюдателем процесса при условии, что остальная часть группы не возражает.

При проведении игры следует соблюдать нормы культурного поведения, традиции - соблюдение правил игры, открытое общение, уважительное и доверительное отношение к остальным участникам игры.[58]

Таким образом, важно использовать методики профессиональной ориентации подростков:

- система профориентации (знания о профессиях и способность оценить свои индивидуальные особенности) (предлагает Б.А. Федоришин),

- проведение диагностики личности для содействия в профессиональном самоопределении (у В.Д. Шадрикова),

- профессиональная консультация, банк профессиокарт (Е.А. Климов);

- выявление общественно-значимых мотивов профессионального выбора (Е.М. Павлютенков),

- особенности профориентации студентов в высших учебных заведениях (Н.Н. Чистяков, Н.Ш. Шадиев, П.А. Шавир),

- духовное совершенствование в ходе всего процесса сознательного выбора профессии (Г.П. Шевченко).

В условиях динамичных социально-экономических перемен учащиеся старших классов особенно нуждаются в психологическом сопровождении и оказания содействия в профессиональном самоопределении.


Игра как метод обучения обладает мощным потенциалом. Такие методики, как тренинги, упражнения с элементами игры доказали свою эффективность.

Психолог Эльконин Д.Б. называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека», а Н.С. Пряжников много времени посвятил разработке профориентационных игр и задач, которые применяются в современной психологии.

    1. Трудности профориентации

Н.И. Шевандрин выделил типичные трудности, с которыми сталкиваются при профессиональном самоопределении:

1) выбор профессии всей жизни, предпочтение профессии высокой квалификации, предполагающей наличие у работника высшего образования;

2) предрассудки, в случае когда важные для общества сферы труда считаются недостойными;

3) выбор профессии «за компанию», чтобы продолжить дружить;

4) перенос личного отношения к человеку-представителю профессии на саму эту профессию;

5) увлечение частной, внешней стороной профессии;

6) интерес к школьному учебному предмету и соответствующий выбор профессии;

7) неактуальные представления о характере труда в отдельных сферах производства;

8) непонимание своих личных свойств;

9) неучитывание физических особенностей, имеющих значение при выборе профессии;

10) незнание порядка действий при выборе профессии [38].

Проблема формирования профессиональной направленности учащихся в теории профессиональной ориентации рассматривается в трудах А.Е. Голомштока, Л.А. Йовайши, Е.А. Климова, Е.М. Павлютенкова, К.К. Платонова, В.А. Полякова, Н.Н. Щедровицкова, С.Н. Чистяковой, определяющих концептуальные положения, условия и педагогические технологии подготовки обучающихся к жизни и выбору профессии. Разработка теоретических и методологических основ профориентации представлена в работах П.П. Блонского, С.И. Вершинина, В.И. Журавлева, Е.А. Климова, Н.Н. Чистякова, С.Т. Шацкого и др.

Гуманистические идеи развития личности и формирования готовности растущего человека к принятию решения о профессиональном выборе нашли отражение в работах А.Г. Асмолова, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. Пути профессиональной ориентации учащихся в условиях общеобразовательной школы раскрыты в исследованиях М.А. Добрынина, Н.К. Елаева, В.В. Кревневича, В.Р. Ленгвинаса, П.Т. Магмузова, Г.П. Никова, А.П. Сейштева и др., в которых определены содержание, формы и методы профориентационной работы.