Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор (Обзор литературы по проблеме профессионального самоопределения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 327

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возможности профильного обучения, направленного на личностно-ориентированную подготовку учащихся к выбору будущей профессии, рассматриваются в работах Л.М. Аболина, Э.А. Аксеновой, Л.К. Артемовой, И.С. Артюховой, Л.В. Байбродовой, А.И. Влазнева, Б.С. Гершунского, М.И. Губановой, В.Г. Каташева, В.С. Леднева, П.С. Лернера, Н.Ф. Родичева, М.М. Фирсовой, А.В. Хуторского, И.Д. Чечель, С.Н. Чистяковой и др.

А.В. Мудрик, И.С. Кон, Л.И. Божович видят переход от подросткового к раннему юношескому возрасту как устремленность человека в будущее.

Б.С. Волков отмечает, что школьное обучение ориентировано на выбор профессии, упор в изучении делается на предметы необходимые для поступления в средне-специальные и высшие учебные заведения. Новые знания, ассоциации ведут к развитию связей между отдельными нервными клетками. И в процессе работы совершенствуется строение центральной нервной системы [8].

Индивидуализация обучения, самостоятельность и специализация умственных операций определяют индивидуальный стиль умственной работы как постоянную совокупность индивидуальных отличий в способах запоминания, восприятия и мышления, на основе которых формируются пути накопления, обработки и использования информации [4].

И.С. Кон раскрывает самоопределение как процесс двусторонний: с одной стороны, субъект выбора, с другой - профессия как объект выбора. Самоопределение связывает прошлый опыт личности и будущее, формирует образ «Я». Самоопределение включает интересы, способности человека, уровень личных притязаний, равнозначный оценке своих возможностей [20].

В работах А.В. Батаршева [3] раскрываются психологические аспекты, составляющие основу профессионального самоопределения:

  • понимание ценности общественно-значимого труда;
  • представление о социально-экономической обстановке в стране;
  • осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для самореализации человека;
  • ориентировка в многообразии профессионального труда;
  • определение профессиональной цели;
  • согласование мечты с другими важными жизненными приоритетами (личными, семейными);
  • знание о выбираемых целях;
  • представление о препятствиях на пути к цели и др.

Самоутверждение учащихся встречает сопротивление в виде всё возрастающей конкуренции на рынке труда, высоких требований к работнику. Поэтому в настоящий момент огромное значение имеет оказание педагогического сопровождения личностного выбора, оказания помощи школьникам в выборе профессии[60].


По замечанию М.В. Ясюкевич и Е.И. Фадеева [43] важна умеренная корректировка профессионального выбора учащихся, когда выдаются не готовые рекомендации, а постепенно у школьников вырабатывается способность к самостоятельному планированию, осознанию своего жизненного пути.

Есть опасность затягивания старшеклассником профессионального выбора в связи с не проявлением устойчивых интересов, считает Г.В. Резапкина [30]. В данном случае необходима помощь в постоянном расширении кругозора, интересов учащегося, ознакомлении с разными видами деятельности. С одной стороны, раннее самоопределение –положительная перспектива, но с другой, - однозначность выбора – это психологический защитный механизм, способ не мучиться сомнениями, а в будущем возможны разочарования.

По мнению автора Л. Шеховцой [39] уровень информированности о профессии, личные притязания, оценка своих возможностей важны в первую очередь. У 15-17-летних уровень притязаний бывает завышен, что способствует успешному преодолению трудностей. Влияют и половые различия: выделение профессиональных интересов происходит раньше у мальчиков, они способны критично выбирать будущую профессию, для девушек характерно быстрое примирение с неудачей, большее внимание уделяют устройству личной жизни.

Следует также упомянуть уровень сформированности системы осознанной психической саморегуляции деятельности, непосредственно влияющий на профессиональный выбор [56].

Согласно подтвержденным данным [43], индивидуальные особенности осознанной психической саморегуляции связаны с определенным набором личностных свойств, проявляющимся в деятельности. Одни проявляют целеустремленность, концентрацию, самоконтроль, уверены в себе. Иначе, такие люди в любой деятельности проявляют комплекс, обозначенный как «эффективная самостоятельность» [46].

Примечательно, что самореализация личности будет происходить при условии достижения адекватного самоопределения (С.В. Кондратьева, Л.А. Коростылев, Е.Ю. Пряжникова, В.Т. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова, В.М. Русалов, и пр.).

Чтобы принять решение о профессиональном выборе, школьнику предстоит определить, кем он является. Поскольку в обществе профессиональная деятельность подразумевает разные стили жизни, то выбор профессии, имеет цель определить свой образ жизни в целом. Правильный выбор у подростков сопряжен с адекватным пониманием себя, своего дальнейшего жизненного пути. Эриксон считал, что сомнения в профессиональном самоопределении у мальчиков связаны с фундаментальной неопределенностью их в сфере личностной идентичности [45]. Если молодой человек не может сделать профессиональный выбор до 18 лет, то есть альтернативный принудительный вариант - служба в армии по призыву, причем не имеет значения, насколько эта деятельность для юноши интересна. Поэтому важно проводить мероприятия по профессиональному самоопределению в старшей школе.


По степени профессиональ­ного, религиозного и политического самоопределения Джеймс Марша выделяет следующие этапы развития идентичности:

    1. «Неопределенная, размытая идентичность» (нет точных убеждений, профессия не выбрана, кризис идентичности ещё не наступил).
    2. «Досрочная, преждевременная идентификация» (индивид находится в указанной системе отношений, но не по своей воле, а в результате переживания кризиса, находясь под влиянием чужого мнения или примера).
    3. Этап «моратория» (индивид проживает норма­тивный кризис самоопределения и выбирает единственное направление развития).
    4. «Зрелая идентичность» (окончание кризиса, практическая самореализация человека).

Следует упомянуть характеристику личности - локус контроля. Психологический термин был введен американским ученым Дж. Роттером для обозначения факторов, которым приписываются успешные и неудачные события, это внутренний фактор (способности) и внешний (удача, случай). Таким образом, первая группа людей называется «интерналы», вторая – «экстерналы». Со вторым типом стратегии – внешним локусом контроля, необходимо работать психологу, так как возможно неполноценное развитие личности и пренебрежение способностями.

ВЫВОДЫ по главе 2

На сегодняшний день есть проблемы профессионального выбора у учащихся, соответствующего индивидуальным склонностям личности и запросам на рынке труда в кадрах [14, с.36]. Существуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их интересами, способностями и требованиями выбранной профессии, их амбициями и фактическими возможностями вакантных мест, несоответствием здоровья, характера, темперамента требованиям, предъявляемым профессией, склонностью и информацией о престиже профессии.

Заключение

Выделение понятия «профессиональное самоопределение» в качестве ключевой категории нашего анализа имеет весомые причины. Это обусловлено его смысловыми характеристиками, имеющими в отечественной психологии определенную устойчивость. Таким образом, обратимся к анализу психологического содержания феномена профессионального самоопределения в психологической традиции в контексте нашей проблемы.

Определение сущности профессионального самоопределения и до сих пор остается нерешенной проблемой, которая занимает важное место в творческом поиске представителей различных направлений науки. Особенную актуальность приобретает она в сфере психологического анализа. В отечественной психологии имеется немало наработок по теории профессионального самоопределения, которые и определяют современные подходы к проблеме. Здесь уместно вспомнить, например, поучительные исследования Е. Климова, Е. Головахи. Их особенностью является акцентирование внимания на личностных аспектах профессионального самоопределения.


В работе были выявлены закономерности и влияние личностных особенностей на профессиональное самоопределение человека. Чем больше подросток или взрослый человек осведомлены о чертах своего характера, своих интересах, увлечениях, если ими поставлены конкретные цели и расставлены приоритеты, учтены факторы и процессы, которые могут оказать влияние на карьеру будущего работника, и присутствует желание самого человека освоить выбранную специальность, в таком случае больше вероятность, что человек сделал правильный выбор. Никто не застрахован от ошибок, поэтому важно, несмотря на преграды, идти к своей цели, корректировать планы и учиться новому.

В работе освящены теоретические подходы и литература по проблеме профессионального выбора, изучены подходы к определению понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

Также мы исследовали личностные особенности, влияющие на профессиональное самоопределение. Во второй главе систематизировали методики, применяемые для диагностики личностной предрасположенности к профессии. Нами освящены этапы, периоды осуществления профессионального выбора, движущие силы, факторы профессионального самоопределения, а также трудности, к которым человек в любом возрасте должен быть готов, и знать, как справляться с проблемами.

Личностные черты, характер, особенности определяют выбор профессии. Можно сделать вывод, что чем лучше мы сами понимаем себя, свои положительные и отрицательные качества, чем эффективнее работает структура (психолог, классный педагог) в школе, способствующая самоопределению подростка, тем быстрее, успешнее произойдет вливание молодого человека в профессиональную среду. В случае необходимости стоит обратиться к специалистам за помощью для осуществления профессионального выбора и эффективного карьерного роста.

Начинается процесс профессиональной помощи с напутствия, внимания семьи, родителей, самых близких людей, которые находятся в непосредственном контакте с ребенком. Они отмечают действия, которые производятся ребенком с большим энтузиазмом, где он готов проявить себя, совершенствует свои навыки, действует по собственной инициативе. Родители на этом этапе должны рассказать о профессиях, совместимых с трудом ребенка. Возможно, почитать книги, показать фильмы, картинки, чтоб ребенок мог вообразить себе модель своего будущего. Ведь даже в детском возрасте важно стремиться к достижениям, раскрытию своих талантов. Обсудить, ответить на вопросы ребенка, рассказать о нюансах, проблемах, с которыми предстоит столкнуться в жизни.


Обучение в школе помогает определиться более конкретно со своими предпочтениями в деятельности и интересах. Ребенку и подростку придут на помощь дополнительные занятия, кружки, секции. Главное, предоставить возможность ребенку выбрать и поощрять за достижения. В старшей школе классный руководитель и школьный психолог проводят исследования, тесты с подростками, помогают справляться с возникающими трудностями и противоречиями. Затем следует выбор профессиональной сферы и возможность развития, совершенствования, смены деятельности взрослым человеком, повышение квалификации.

Многочисленные исследования показывают, что для развития познавательного интереса к предмету имеет значение качество преподавания, особенно в старших классах. Отношение к предмету складывается через отношение к личности учителя, качество его преподавания. Учитель выступает как наставник в интеллектуальном пробуждении, в приобретении навыков познавательной деятельности и развитии интереса к науке.

Процессы на рынке труда, связанные с изменениями в нашей стране, способствуют тому, что человеку важно соответствовать времени, состояться в жизни, быть конкурентоспособным работником и достойным гражданином.

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека ООН [Текст]. – М.: «Народное образование», 1998. – 112 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. М., 2001.-376с.
  3. Батаршев А.В., Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Издательство: Речь 2009.
  4. Бернс, Р. Развитие Я-концепция и воспитание. М.: Прогресс, 1986. – 324 с.
  5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. М.: «Апрель - Пресс», 1995. – 320 с.
  6. Бондарев, В.П. Выбор профессии: Из опыта работы центра профориентации молодежи. М.: «Педагогика», 1989. – 165 с.
  7. Бондаревская, Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 421 с.
  8. Волков Б.С., Психология юности и молодости. Учебное пособие. М.: Академический Проект: Трикста, 2006.
  9. Голерова О.А., Гурова Е.В., Выбор профессии - дело семейное? Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.
  10. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Издательство АН УССР, институт философии, 1991. – 142 с.
  11. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., Практикум по возрастной психологии. Учебное пособие - СПб: Питер, 2006.
  12. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: «Педагогика», 1999. – 120 с.
  13. Дружинин В.Н. Психология. – СПб.: Питер, 2002. -672с.
  14. Жуковская, В.И. Изучение личности ребенка в связи с выбором профессии [Текст] / В.И. Жуковская. – Минск: «Альянс», 1999. – 165 с.
  15. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Деловая книга, 2003. -336с.
  16. Кадыров, С. Профориентационная работа с подростками [Текст] / С. Кадыров. – Душанбе: Издательство ДГУ, 1990. – 269 с.
  17. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст] / Е.А. Климов. – М.: «Просвещение», 1994. – 347 с.
  18. Климов Е.А., Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. Издательство: Академия, 2004. - С 40, 509 с.
  19. Кон И. С Психология старшеклассника. –М,: Просвещение. 2004 – 207с.
  20. Кон И.С., Социология личности. – М.: Политиздат, 1967.
  21. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. -512с.
  22. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: Просвещение, 1986. — 368 с.
  23. Михалева Т.И., Современный подросток в современном мире. – М.: русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
  24. Немов Р.С. Психология. Словарь-справочник. Ч.2. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003. -352с.
  25. Павлова Т.Л., Профориентация старшеклассников (Диагностика и развитие проф. зрелости) М.: Творческий центр, 2005.
  26. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М.: МПСИ, 2002. -400 с.
  27. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – М.: Институт практической психологии, 1997. -352с.
  28. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2001. -480с.
  29. Пряжников Н.С. Психология элитарности. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. -512с.
  30. Резапкина Г.В., Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2005.
  31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. М., 1989. Т. 2. 328 с.
  32. Рыбалко Е.Ф., Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л., 2003.
  33. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: ТАНДЕМ, 2000. -384с.
  34. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2003. -224с.
  35. Сапогова Е.Е., Психология развития человека – М.: Аспект пресс, 2005.
  36. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М.: «Педагогика», 1991. – 95 с.
  37. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. – М.: АСП, 2004. - 734с.
  38. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. Ч.3. – М.: ВЛАДОС, 2003. -336с.
  39. Шеховцова Л., Шеховцов О., Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. Ростов н/Д: «Феникс», 2006.
  40. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. - Москва: Сфера, 2006.
  41. Шубкин В.Н., Чередниченко Г.А. Ценностные ориентации в структуре профессионального самоопределения старшеклассников; Рос. акад. образования, Центр социологии образования. - М.: Центр социологии образования, 1994.
  42. Щедровицкий Г.П., Лекции по педагогике / Из архива Г.П. Щедровицкого. Т.П. - М.: Центр социологии образования 2007.
  43. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. От выбора профессии к успеху в жизни: учебное пособие / Е.И. Фадеева, М.В. Ясюкевич. М.: УЦ Перспектива, 2008.
  44. Франкл В. Человек в поисках смысла. Издательство: М.: Прогресс: 1990.
  45. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис/ Э. Эриксон.-М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 344 с.
  46. Волкова, О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи [Текст] / О.А. Волкова; под ред. Т.П. Дурасановой. – Балашов: Издательство «Николаев», 2000. – 66 с.
  47. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации [Текст] / Под ред. А.Ф. Кудряшова. – М.: «Академия», 1999. – 300 с.
  48. Алашев, С.Ю. Система профессионального образования / С.Ю. Алашев // Первое сентября. – 1998. – № 5. – с. 10 – 12.
  49. Андреенкова, В.П. Проблемы социализации личности [Текст] / В.П. Андреенкова // СОЦИС. – 1996. – № 9. – с. 24 – 28.
  50. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения, Текст. / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. -1994. -№3.- С. 43-52.
  51. Крягжде С.П. Управление формированием профессиональных интересов.// Вопросы психологии, 1985. №3. С.23-30.
  52. Кудрявцев, Т.В., Сухарев, А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения Текст. / Т.В. Кудрявцев, А.В. Сухарев // Вопросы психологии. 1985. - №1. С.86-93.
  53. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения.// Вопросы психологии. 1983. №2. С.50-55.
  54. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях.// Вопросы психологии. 1997. №4. С.28-30.
  55. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопр. психологии. 2004. № 2.С. 105-147.
  56. Прыгин М.К. и др. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников. Вопросы психологии. 1987. №4. С.45-51.
  57. Шапкина Е.А., Абрамова А.Н., Агеева Л.Г. «ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57706.
  58. Выбор профессии: Мотивы и их реализация/ Составитель С.В. Кузнецова. – М.: «Апрель - Пресс», 1996. – 169 с.
  59. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. -528с.
  60. Практическая психодиагностика: методики и тесты. – Самара: Бахрах –М, 2003, -672с.
  61. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. – СПб.: Изд-во СПб. Университета, 1991. -151с.
  62. Байтингер О. Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: Дис … канд. психол. наук / О. Е. Байтингер. СПб., 2006.-117с.