Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор (Обзор литературы по проблеме профессионального самоопределения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 324

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Всякий человек есть история,

не похожая ни на какую другую

Карлейль

Проблема самоопределения личности является актуальной в условиях современных социально-экономических и культурных процессов в нашей стране.

Для исследования мной выбрана тема «Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор», считаю тему актуальной и важной, поскольку необходимо учитывать черты характера человека, его особенности, воспитание, статус и семейное положение при выдаче практических рекомендаций, воздействующих на профессиональный выбор. В рамках государственной политики требуется единая унифицированная и доступная программа помощи подросткам, начинающим карьеру, и взрослым людям, желающим продолжить своё обучение. И с обратной стороны, работодатели разрабатывают методики по отбору кандидатов при приеме на работу, которые позволяли бы с большей вероятностью делать выбор в пользу наиболее подходящего соискателя. Важность проблемы прослеживается в тот момент, когда человек сталкивается с неприятием процесса труда, не готов работать с максимальной отдачей, имеет трудности в связи с отсутствием у него необходимых для данной работы свойств.

Проблема профессионального самоопределения личности изучается значительным количеством исследователей. В частности разрабатывали данную проблему Р.С. Немов, И.М. Кондаков, В.Б. Шапарь. Процесс профессионального самоопределения начинается со школьной скамьи, а заканчивается чаще всего уже в пенсионном возрасте. На каждом этапе человек может сделать выбор, который повлияет на его жизнь.

Объект исследования данной работы – личностные особенности.

Предмет исследования – личностные особенности, влияющие на выбор профессии.

Цель исследования: выявить зависимость личностных особенностей и профессионального самоопределения человека.

В соответствии с поставленной целью, а также объектом и предметом можно выделить следующие задачи исследования:

  1. Изучить теоретические подходы к проблеме профессионального выбора.
  2. Изучить подходы к определению понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение».
  3. Изучить психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
  4. Исследовать личностные особенности, влияющие на профессиональное самоопределение, и выделить те качества, которые встречаются у людей, испытывающих трудности при выборе профессии.
  5. Систематизировать методики, применяемые для диагностики личностной предрасположенности к профессии.

Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что у большинства юношей и девушек имеет место противоречие между желаемой в будущем профессии и личностной предрасположенностью к ней.

Методологическим основанием изучения профессионального самоопределения в юношеском возрасте в работе является личностно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Теоретическим основанием исследования являются работы в области психологии личности А.В. Петровского; теории профессионального самоопределения (Е.А. Климов, Л.И. Божович, С.П. Крекже и др.); исследования психологии юношеского возраста И.С. Кона, Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной, И.В. Дубровиной.

Теоретическое значение нашего исследования состоит в том, что мы рассмотрели особенности развития профессионального самоопределения в юношеском возрасте, особенности влияния личностных качеств на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

Практическое значение нашего исследования: в главе 2 предлагаются игры, упражнения, способствующие самопознанию и помогающие специалистам исследовать испытуемых.

Научная новизна. Наша работа показывает особенности влияния личностных качеств на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте, освященные в работах исследователей.

В работе использовались следующие методы работы с материалом, научной литературой: исторический метод при изучении развития взглядов авторов на проблему во времени, сравнение, анализ, синтез, обобщение и другие.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте - сознательный выбор профессии, прогнозирование вариантов своего профессионального будущего.
  2. У большинства старшеклассников имеет место противоречие между желаемой в будущем профессии и личностной предрасположенностью к ней.
  3. Профессиональное самоопределение обусловливается личностными качествами молодых людей, такими как интересы, самооценка, мотивация.

В данной работе будут освящены вопросы, касающиеся профессионального выбора учащихся старших классов, чем чреваты ошибки в определении своего предназначения. Рассмотрим выбор профессии в зрелом возрасте. На что, на какие качества своего характера следует обратить внимание, к каким специалистам обратиться за помощью в диагностике профессиональной предрасположенности.

Исследуем типологию характеров, темпераментов, на основании которых происходит осознанный выбор направления профессиональной карьеры.


В первой главе рассмотрим литературу, взгляды, точки зрения авторов, исследователей на вопрос влияния особенностей личности на профессиональный выбор, цели и факторы профессионального самоопределения, во второй главе - методики, рекомендуемые при определении своего пути и изучения своих деловых качеств.

Глава первая курсовой работы посвящена проблеме профессионального самоопределения, освященной в отечественной и зарубежной литературе. Ознакомимся с различными точками зрения, взглядами, классификациями причин и характеристик и факторов, влияющих на профессиональный выбор.

Здесь же рассмотрим цели и мотивы, направляющие человека по пути личностного выбора. А также следует упомянуть факторы, влияющие на профессиональное самоопределение.

Вторая глава посвящена практической помощи общественных институтов в выборе профессии, раскрываются активные методы в профориентации. Затем следует обзор литературы, которая была использована при написании данной работы.

Итак, существует разнообразие профессий, причем одни исчезают, другие возникают в результате научно-технического прогресса. Чтобы разобраться в них и помочь подросткам сделать релевантный выбор, необходимо идти в ногу со временем, изучать ситуацию на рынке труда, следить за последними новостями, прогнозами, повышать квалификацию, если профессия уже выбрана.

ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1. Профессиональное самоопределение в работах исследователей

Существуют разные подходы к понятию профессионального самоопределения. Р.С. Немов профессиональное самоопределение обозначает как сознательный выбор человеком профессии для себя [25, с.200].

И. М. Кондаков говорит о профессиональном выборе как отдельном этапе профессионального развития, проходимого индивидом после окончания общеобразовательного обучения и перед собственно профессиональным обучением [22, с.282].

Иной точки зрения придерживается В.Б. Шапарь. Он полагает, что профессиональное самоопределение – это процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности [37, с.395].


В.Н. Дружинин совмещает оба взгляда на понятие и отмечает, что профессиональное самоопределение – выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъектом выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее его формирование как профессионала и субъекта труда [13, с.421].

В отечественной психологической литературе существует подход, согласно которому самоопределение понимается как естественный процесс, возникающий в старшем подростковом и младшем юношеском возрастах и проявляющийся как личностное новообразование. Об этом писали авторы Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, М.М. Бахтин, В.Ф. Сафин, А.В. Мудрик, К.А. Абульханова-Славская. Исследователи Е.И. Головаха, П.А. Шавир, С.Н. Чистякова уделяют внимание личностному аспекту профессионального самоопределения.

Вторым подходом рассматривается процесс самоопределения как искусственно созданный. Описанию юношеского возраста в контексте профессионального самоопределения посвящены труды М.Р. Гинзбург, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Н.С. Пряжникова.

Педагогическая энциклопедия рассматривает профессиональное самоопределение как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Оно является частью жизненного самоопределения, то есть вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии[59, с.224].

Следует упомянуть и Э.Ф. Зеера, который профессиональное самоопределение понимал как самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации [15, c.13].

В.Т. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова высказывают мнение, что «выбор профессии – это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития» [53].

В процессе профессионального самосознания различаются «идентичные профессионалы и профессиональные маргиналы». Маргинала характеризует внутренняя непричастность к профессиональному сообществу, он не стремится к достижению профессиональных целей. Профессиональная идентичность проявляется, «если признаки, используемые для идентификации, полностью совпадают у человека, как у потребителя профессии, общества, как заказчика и профессионала как исполнителя» [1].


Об успешности профессионального самоопределения свидетельствует, по мнению Н.С. Пряжникова, «самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [28].

П.Г. Щедровицкий метко замечает: «…неправильно понимать самоопределение как «определение относительно себя» [42]. Понятие самоопределения предполагает наличие не только самого процесса и включенного в него субъекта (эмпирического или трансцендентального), но и некоторого пространства или некоторых пределов, относительно которых или в которых самоопределение происходит. Но нельзя ориентироваться и на однозначные «пределы» и «пространства», иначе исчезнет сам смысл слова «самоопределение». И смысл самоопределения в данной концепции заключается в способности человека воспитывать самого себя, осознать и осмыслить себя в мире.

Похожую идею высказывает Е.А. Климов, говоря, что самоопределение не только выбор профессии, но и личностное, психическое развитие [18]. В более общем виде профессиональное самоопределение здесь понимается «как деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда».

В общем, можно утверждать, что самоопределение как процесс понимается в двух вариантах: ценностно-смысловом и деятельностном и предстает на двух уровнях у Е.А. Климова: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознание) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе социальных отношений) [17].

А.К. Осницкий пишет, что профессиональное самоопределение учащихся взаимосвязано с собственной активностью личности. Вот почему сформированность субъективной активности и жизненной позиции учащихся имеет большое значение.

Н.С. Пряжников выделяет следующие типы профессионального самоопределения:

1) самоопределение в конкретных трудовых функциях, операциях, когда человек существенно ограничен рамками своей деятельности, но здесь возможны настоящее мастерство и нахождение определенных смыслов труда;

2) самоопределение в рамках определенного трудового процесса, где возможности самореализации несколько расширяются. Однако рамки деятельности еще недостаточны для более полноценного самопроявления и саморазвития;

3) самоопределение в рамках специальности, которая позволяет человеку выбирать не только конкретные места работы, но и различные организации при сохранении своей основной специальности;