Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор (Обзор литературы по проблеме профессионального самоопределения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 331

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, для того чтобы сделать верный выбор профессии, необходимо обладать навыками самооценки и прогнозирования своего будущего.

Мы рассмотрели этапы и уровни профессионального самоопределения с точки зрения отечественных психологов (М.Р. Гинзбург, С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников) и зарубежных авторов.

1.3. Цель, смысл, детерменирующие профессиональное самоопределение

Важной проблемой является определение смысла для самоопределяющегося человека. Профессиональное самоопределение можно имеет общий смысл: поиск профессии и деятельности, в которых затраченные усилия соответствуют получаемому вознаграждению за труд. Существует смысл, которого придерживаются желающие «хорошо устроиться», с высоким уровнем притязаний, не зависимо от полученного образования и опыта.

Н.С. Пряжников раскрывает профессиональное самоопределение через поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения [27, c.10].

Отмечаются главные цели, способствующие успешной карьере: добиться высокого положения в обществе и высокого дохода. Элитарные ориентации в профессиональном самоопределении предполагают не только престиж и высокий заработок, но и творческое построение своей жизни, ориентацию на высшие человеческие идеалы и ценности [28, c.331].

Понимание успеха неоднозначно, по мнению Н.С. Пряжникова, и различается на каждом возрастном этапе. На ранних ступенях развития субъекта труда многое определяется тем, насколько воспитатели и родители сумеют сформировать у ребенка позитивное отношение к честному и творческому труду. Для абитуриента успех нередко связан с поступлением в престижное учебное заведение. Для студента на первый план выходит успешная учеба, а также учебно-профессиональные контакты с наиболее авторитетными преподавателями [29, c.85].

С.Л. Рубинштейн выделяет существенным элементом самодетерминацию, когда центральным моментом самоопределения является собственная активность и сознательное стремление занять определенную позицию.

Упомянем и другие теории, затрагивающие цели профессионального выбора, например пирамида потребностей А. Маслоу, взгляды Ш. Фукуямы, значение выбора профессии для человека в работах В. Франкла, стадии жизни личности Э. Эриксона, теория профессионального развития Д. Съюпера.


К.А. Абульханова-Славская профессиональное самоопределение связывает с жизненным самоопределением. Как она отмечает, из связи личности с профессией вытекает перспектива и ретроспектива личности, а от характера этой связи зависит выбор профессии [2]. Эта идея нашла подтверждение у Л.М. Митиной: «…развитие личности (ее интегральных характеристик) определяет выбор профессии и подготовку к ней, и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности» [54].

Е.И. Головаха анализирует взаимосвязь ценностей и жизненных приоритетов молодых людей и приходит к выводу, что несогласованность жизненной перспективы (как целостной картины будущих событий, наделенных социальной ценностью и связанных с индивидуальным смыслом жизни) негативно влияет на особенности протекания процесса профессионального самоопределения; профессиональная ориентация учащихся должна быть органически увязана с их жиз­ненными перспективами и ценностными ориентациями[10].

Проблема самоопределения у М.Р. Гинзбург раскрывается с точки зрения временной перспективы: отношения личности к психологическому настоящему и психологическому будущему. Успешное самоопределение характеризуется:

1. Наличием компонентов психологического настоящего, выполняющих функцию саморазвития (самопознания и самореализации) и включающих:

- сформированное ценностно-смысловое ядро (широкий спектр личностно значимых позитивных ценностей, переживание осмысленности собственной жизни, экзистенциальная ориентация),

- самореализацию, которая должна носить творческий характер, иметь широкий диапазон областей.

2. Наличием компонентов психологического будущего, обеспечивающих смысловую и временную перспективу и включающих:

- личностное проецирование себя в будущее, когда молодой человек, рассчитывая в основном на собственные силы, видит широкий спектр ценностей будущего в эмоционально привлекательном свете. Выбор профессии (его устойчивость, определенность на конкретной профессии, наличие профессиональных требований к профессии) существенным образом характеризует смысловое будущее и успешность самоопределения в юношеском возрасте,

- собственно планирование, характеризующееся, прежде всего, позитивным отношением к планированию и наличием планов, представлением о средствах достижения целей, протяженностью во времени [50].

Автор связывает ценностно-смысловые и пространственно-временные аспекты, выводит нас на ситуацию будущего с построением жизненного плана.


По мнению И.С. Кон, «жизненный план, в точном смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план – это план деятельности» [20].

К. Бройер, Ф. Седлак, В. Зовинец характеризуют подростков, выбирающих профессию, по типам:

– безразличный, меркантильный;

– нерешительный, фантазирующий;

– послушный, безответственный;

– целеустремленный, уверенный.

Т.И. Михалева отмечает, что успешному профессиональному самоопределению помогут следующие психологические предпосылки: сформированный интеллектуальный, эмоциональный уровень, самоконтроль, адекватная самооценка [23].

Е.Е. Сапогова отмечает, что второе по значимости место у старшеклассников при определении факторов влияния на профессиональный выбор, по приведённым данным И.В. Дубровиной (1997г.), занимает мотивация саморазвития (а именно, развитие воли, целеустремленность, общий кругозор) [35].

Важное значение в учебной деятельности имеют мотивы самоопределения и в выборе профессии – мотивация «на себя» [61, с.134]. Примечательно, что преобладающая мотивация выбора профессии у молодых людей не подвержена изменению с возрастом. У девушек мотивация перестраивается от ориентации на общественные нужды к мотивации на профессию.

Молодых людей, осуществляющих свой профессиональный выбор, характеризует стремление познать себя и оценить свои способности, соотнося их с требованиями окружающего мира, пишет В.Р. Шмидт [40].

В книгах некоторых авторов названы объективные условия, способствующие профессиональному выбору (материальное благосостояние семьи, социальное положение, уровень образования родителей, престижность профессии). Конечно, дети обеспеченных и образованных родителей стремятся остаться в своей социально-профессиональной группе. Но есть и другой вариант, заключающийся в стремлении улучшить своё социально-профессиональное положение, что поощряется и родителями. Образовательный уровень даже имеет большее значение, чем их материальное благосостояние.

1.4. Факторы, воздействующие на выбор профессии


Отметим следующие факторы, определяющие выбор профессии:

1) профессиональные интересы и склонности;

2) профессиональные способности, способствующие достижению успеха в выбранной сфере деятельности;

3) темперамент (нейродинамические особенности);

г) характерологические свойства;

д) профессиональная мотивация;

е) эмоционально-волевые качества.

В связи с происходящими процессами в нашей стране - социально-экономическими, профессиональная компетентность, интеллектуальный потенциал граждан имеют определяющее значение, так как основными факторами экономического благосостояния нашей страны являются высоко технологичная и инновационная продукция [23, с. 17].

Важна психолого-педагогическая работа с школьниками на этапе их самоопределения. В наше время положительное влияние появления психологов в школе выражено в переходе от «педагогики знаний, умений и навыков» к педагогике развития:

- индивидуальная работа с каждым ребенком;

- разработка развивающих, коррекционных программ для психического воспитания детей.

Е.А. Климов выделяет восемь психологических факторов, влияющих на выбор профессии:

1. Позиция родителей. Родители могут предоставить ребенку полную свободу выбора профессии, полагаясь на их самостоятельность, или подталкивают к своим установкам, не учитывая интересы подростка.

2. Мнения друзей (сверстников), в том числе выбор своего жизненного пути, чтоб дружить и дальше.

3. Установки педагогов, классного руководителя. Учитель наблюдает за учащимися, «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель транслирует своё мнение, помогая сделать выбор или, наоборот, сбивая с пути.

4. Личные профессиональные цели - представления о грядущем.

5. Способности, таланты в учебной и социальной сферах.

6. Притязания на общественное признание.

7. Информированность.

8. Склонности (проявляются и формируются в деятельности) [18, с. 112].

Интересы традиционно считаются самым значимым и осознаваемым мотивом выбора профессии. В основе системы интересов лежат познавательные интересы. В дальнейшем к познавательным интересам добавляются интересы к профессии [16, с.10]. Интересы и склонности человека являются мотивами, движущими профессиональное самоопределение. При этом интересы - «хочу знать», а склонности – «могу сделать».

С.П. Крягжде разделяет профессиональный интерес на три разновидности: интерес потребителя, интерес деятеля и сам профессиональный интерес. В первом случае проявляется малая активность, наблюдение. На втором уровне на основной план выходит воля субъекта. Человеку не достаточно интереса, вызванного у него другими людьми, а он сам стремится определять свою деятельность. И наконец, интенсивность внимания, усилия воли, эмоциональные переживания, осознанность интересов, человек стремится стать профессионалом определенной сферы [51, с.26].


Отметим 4-хкомпонентную структуру личности по Э.Ф. Зееру:

1) социально-профессиональная направленность (интересы, ожидания, мотивы);

2) профессиональная компетентность (профессиональные знания, умения и навыки);

3) профессионально-значимые качества (внимательность, решительность, ответственность, самостоятельность);

4) профессионально важные психофизиологические свойства (нейротизм, координация движений)[15, с.52].

Достаточно много факторов влияют на выбор своей будущей профессии: особенности личности, объективные, культурные, социальные.

В первую очередь это способности (обеспечивают успех в определенной деятельности), интересы, свойства характера, темперамент.

К объективным факторам относятся состояние здоровья, уровень подготовки к профессии, информированность о разнообразии профессий.

Социальные факторы: окружение, условия жизни, образованность родителей[57].

К.М Гуревич выделяет 3 типа профессий на основе требований, предъявляемых к человеку:

- профессии, в которых здоровый человек достигает успеха;

- профессии, в которых не каждый человек может показать свою работоспособность;

- 100% профпригодность - профессии, которые требуют высокого результата и полной отдачи сил, потому что работодатель предъявляет высокие требования к личностным характеристикам человека[17].

Н.С. Пряжников раскрывает понятие личного профессионального плана, который понимается им как мысленный образ и бывает 4 типов:

1. Нет самостоятельно выстроенного профессионального плана, то есть другие люди – родители, друзья, учителя повлияли на сделанный выбор;

2. Личный профессиональный план сложен самостоятельно, но на неполной ориентировочной основе (не учтены многие факторы);

3. Личный профессиональный план сложился с учетом большинства важных обстоятельств конкретной ситуации;

4. В дополнение к первому типу проявляется готовность самостоятельно выстраивать новые личные профессиональные планы в изменившихся условиях (болезнь, переезд) [28].

Последнюю точку зрения одобряет и Л.А. Головей [11], он пишет, что психологическая и социокультурная обстановка определяют развитие личности, формирование ее жизненных ценностей и профессиональный выбор. Но главное обстоятельство для развития - семья.

Сегодня наблюдается тенденция - выбор на основании престижности профессии, желании быстрого богатства, об этом пишут Е.В. Гурова, О.А. Голерова. Сложность в том, что престиж профессии находится в обратной зависимости от её массовости: чем престижнее профессия, тем больше в ней будет соискателей на одно место[9].