Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор (Обзор литературы по проблеме профессионального самоопределения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 330

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) самоопределение в профессии позволяет человеку маневрировать в рамках смежных специальностей [26, с.83].

Проблему самоопределения старшеклассников, изучал С.Л. Рубинштейн. Профессиональное самоопределение рассматривается у него исходя из внутренних причин: «Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)». Таким образом, самоопределение выступает как самодетерминация, в ней отражаются «внутренние условия» [30, т. 2, с. 43].

Исследователи С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская понимают самоопределение как способность человека находиться под влиянием внешних обстоятельств, и в то же время выработать свое собственное отношение к реальности. Отношение человека к себе – важнейший момент в понимании процесса самоопределения.

Потребность в самоопределении, по мнению Л.И.Божовича, выступает как новообразование в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте.

А.Е.Голомшток, В.Д.Брагина, И.В.Михайлов, Е.А.Климов, отмечают, что профессиональный выбор определяют интересы подростка, сформировавшиеся во время обучения в школе.

Теория Дж. Холланда описывает выбор профессии как поиск окружения, которое соответствует его типу личности, личностной ориентации. Соответственно выделяют шесть типов личности: практический, интеллектуальный, общественный, обычный, предприимчивый, артистичный. Основана классификация на предпочитаемых видах деятельности людей.

По меткому выражению отечественного социолога В.Н. Шубкина [40] юность - судьбоносный период в жизни, в котором цена ошибки не двойка, а порой бесполезно прожитые годы. В современных условиях задача профессионального выбора осложнена тем, что родители и учителя сами часто не уверены в правильности своих советов и доводов.

В своих работах И.С. Кон [19; с. 163] пишет, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. Он считает главным психологическим новообразованием ранней юности открытие своего внутреннего мира, осознание своей уникальности. Это обстоятельство связано с обособлением личности.

По Виктору Франклу [43], самоопределение предполагает и "самореализацию", и расширение своих возможностей - "…полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность "выходить за рамки самого себя", а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни". Так, смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления. Но автор думает, что смысл нельзя построить, его можно только "найти". Здесь присутствует элемент предопределенности, что ограничивает настоящее творчество самоопределения.


Проблема профессионального самоопределения рассматривается в трёх направлениях.

Первое направление исследований базируется на идее постоянства индивидуальных черт, от которых зависит успех в карьере (авторы Д. Сьюпер, Э. Гинзберг, Дж. Холланд). Человек предпочитает работу, к которой наиболее приспособлен.

Второй подход опирается на возможность направленного развития способностей у любого человека. Ярким представителем данной точки зрения был С.Т. Шацкий, доказывающий, что педагоги способны содействовать школьнику в формировании способностей. Также и П.П. Блонский считал причинами профессионального самоопределения склонность и способность.

И третий взгляд поощряет упражнения в развитии способностей или же компенсацию их другими замещающими талантами или методами работы.

Р.С. Немов, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Л.А. Йовайша, А.Е. Голошток как представители возрастной психологии задачу выбора профессии рассматривают в контексте воспитания школьника.

Авторы О.И.Галкина, В.В.Чебышева и Л.И.Злобин выделяют два варианта пути профессионального выбора. В первом случае выбор профессии обоснован интересами и способностями, в другом – рассматривается как возможность испытать себя, получить опыт, чтобы в дальнейшем сделать обоснованный выбор профессии.

В. Джайде исследовал профессиональный выбор и выделил его типы:

- зависимость подростка от обстоятельств жизни, непостоянство желаний;

- слабо выраженные склонности, тем не менее самостоятельность выбора;

- подросток может сам принять решение, которое соответствует его способностям [48].

По замечанию Т.Л.Павловой [25], старшеклассник два раза находится в ситуации выбора продолжения образования в одной из его форм:

  • в 9 классе выбирает разновидность завершения среднего образования;
  • в 11 классе средней школы, когда планируются способы получения высшего образования или непосредственного активного включения в трудовую жизнь.

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели подходы отечественных и зарубежных психологов к проблеме профессионального самоопределения. Нами рассмотрены подходы авторов к понятиям «самоопределение» и «профессиональное самоопределение» (К.А. Абульхановой-Славская, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, П.А. Шавир, Е.И. Головаха и др.).

1.2. Периодизация и этапы профессионального выбора


С.Н. Чистякова и Н.Н. Захаров предлагают структурировать процесс профессионального самоопределения личности и выделяют периоды:

- механизм выбора своего жизненного пути, - разный по времени, по содержанию, находится под влиянием общественных институтов, социального статуса индивида и иных факторов, воздействующих на его развитие;

- «осознание цели», своего интереса и значение её в обществе;

- и наконец, реализация жизненных приоритетов.

Таким образом, профессиональное самоопределение выступает, «как наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой стороны - как критерий одного из этапов этого процесса»[2] .

Благодаря этому было введено понятие уровня профессионального самоопределения, где показателем является сформированность профессиональных предпочтений, соответствие намерений и интересов личности, успешность профессионального обучения.

Выделяют следующие уровни профессионального самоопределения:

    • высокий (интересы сформированы, личные качества соответствуют выбранной специальности, вера в правильный и точный выбор);
    • средний (нет определённого интереса, веры в точный выбор профессии);
    • низкий (нет интереса, стремления добиться выдающихся результатов) [12].

В зависимости от индивидуальных особенностей развития личности и социальных условий её жизни Е.А. Климов и Н.С. Пряжников выделяют этапы профессионального самоопределения, продолжительность которых варьируется [46].

1 этап — детская игра, когда ребенок «проигрывает» разнообразные профессиональные роли.

2 этап — юношеские мечты и представления.

3 этап - предварительный выбор профессии подростком. Деятельность отбирается молодым человеком, при этом учитываются его интересы, способности, немаловажную роль играет система ценностей.

4 этап — практическое выбор, который состоит из двух элементов: определение квалификации будущей деятельности, длительности обучения и выбор специальности.

Е.Ф. Рыбалко [31] выделяет этапы профессионального выбора (продолжительность периодов зависит от социальных условий и индивидуальных особенностей личности):

1 этап: детская игра (проигрывание разных профессиональных ролей, конструирование поведения);

2 этап: подростковая фантазия (подросток мечтает быть представителем определенной профессии);

3 этап: подростковый и большая часть юношеского возраста,- первичный выбор профессии.


Деятельность оценивается по категориям:

  • акцент на интересы старшеклассника;
  • акцент на способности;
  • акцент на ценности (хочу помочь, быть полезным, много зарабатывать.

По периодизации Ш.Бюлер, профессионализация личности представляется сложным процессом, он выделяет этапы:

- фантазий (6-9 лет);

- пробных выборов (10-17 лет);

- реалистичных выборов (старше 17 лет).

В отечественных работах выбор профессии связывается с семьёй человека, условиями его воспитания, полом. Сегодня человеку, чтобы не отстать от времени, надо стать профессионалом в нескольких областях.

Как отмечает Н.В. Самоукина, выбор профессии – это процесс принятия человеком решения о получении социально полезного результата: стать участником общественного разделения труда. Однако хорошо если выбор совпадает с интересами, способностями. Может случиться так, что юноша руководствуется такими критериями, как территориальная расположенность, общественное влияние, вкусы других людей, знакомство[32, c.51].

Показателем успешного профессионального самоопределения является достижение определённых целей человеком в труде, а социальная и профессиональная ситуация преобразуется в соответствии с поставленными целями [33, с.114].

Е.А. Климов предостерегает от распространенного заблуждения, в соответствии с чем профессиональное самоопределение – это только однократный акт выбора профессии. Он разъясняет, окончательное решение о выборе профессионального учебного заведения может казаться краткосрочным. Но в жизни действует такое правило: «мгновения плюс вся предшествующая жизнь». Старшеклассник до совершения главного выбора выработал отношения к разным областям трудовой деятельности, у него сложились представления о профессиях, и в зависимости от оценки своих возможностей и понимания общего положения на рынке труда, экономической ситуации в стране.

Профессиональное самоопределение понимается как деятельность человека, различающаяся в зависимости от развития его как субъекта труда [17, с.40]. Радость принесет достижение новых целей и совершенствование в деятельности. Вот почему важнее не ориентироваться на единственный выбор профессии, а видеть перспективу новых задач, постоянное проектирование и реальное построение своего профессионального трудового пути, ни один выбор на котором не будет роковым, если приложить ум и волю [17, с.388].

Сейчас выбор профессии – это выбор между приспособлением к среде и развитием себя как личности, иногда приходится противостоять среде [53, с.37]. В разные периоды времени профессиональное развитие то результат, то средство развития личности.


Н.С. Пряжников условно выделяет следующие уровни реализации имеющихся возможностей: - агрессивное неприятие деятельности;

- молчаливое избегание деятельности;

- реализация стереотипных способов деятельности;

- стремление усовершенствовать отдельные элементы своей деятельности;

- стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом [27, с.352].

Т.В. Кудрявцев в рамках личностного подхода предлагает процесс профессионального самоопределения разделить на четыре стадии:

1. Формирование профессиональных намерений в ходе развития человека и получения жизненного опыта. Характеризует старший школьный возраст

2. Профессиональное обучение, то есть получение специальности (средне-специальное, высшее образование).

3. Профессиональная адаптация, это и выработка индивидуального стиля деятельности и включение в производственные и социальные отношения.

4. На этой стадии личность реализует себя как профессионала. Проверяется, насколько ожидания от работы совпали с реальным положением[3].

Исследователи В.Т. Кудрявцев и А.В. Сухарев [51] в своих работах выяснили качественную взаимосвязь качеств личности с успешностью обучения.

Л.И. Божович понимает самоопределение как «совокупность всех отношений ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему, которая является отражением того объективного положения, которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений». А потребность в самоопределении помогает задуматься над вопросом о смысле своего существования. По мнению Л.И. Божович, существенной чертой юношеского возраста является определение себя как будущего профессионала.

Согласно И. Кону, профессиональное самоопределение человека начинается в детстве, в детской игре, когда ребенок проигрывает различные профессиональные роли [19, с.156], и продолжается в ранней юности, когда подросток решает, кем он хочет стать. Проводивший широкие исследования развития ориентации на будущее и планирования у подростков Байтингер О.Е. делает вывод, что в возрасте 16-17 лет развитие психологической функции планирования не завершается, а продолжается даже после 20 лет [62, с. 93].

Из этого можно сделать вывод, что выпускники средней школы не могут осознать свой выбор профессии комплексно по причине недостаточной зрелости психологических функций. Надо учитывать динамику личностного развития, игнорирование неприятных факторов труда.