Файл: Понятие и правовые основы оперативно-розыскной деятельности (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).pdf
Добавлен: 02.04.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На фоне прогрессивных преобразований практически во всех сферах жизни в России очевидны и негативные, к сожалению, явления, обусловленные устойчивым ростом преступности. Она существенно меняет свое криминальное качество в сторону повышения общественной опасности, организованности и коррумпированности, вооруженности, транснациональности, использования новейших достижений науки и техники, что вполне реально угрожает жизни, правам и свободам граждан, их собственности, препятствует нормальному развитию многих государственных институтов.
Преступная среда всегда отличалась, а сейчас особенно, определенной замкнутостью, законспирированностью, развитием преступной квалификации, профессионализмом и внутренней сплоченностью, наличием мощных средств противодействия правоохранительным органам.
Все это, разумеется, требует от государства адекватных мер реагирования, поиска наиболее эффективных средств и методов предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, розыска подозреваемых и обвиняемых.
В силу указанных и иных обстоятельств фактически во всех странах мира, в том числе и в России, всегда уделялось большое внимание развитию особой государственно-правовой форме борьбы с преступностью - оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД).
Проблема использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве на протяжении последних лет вызывает оживленные дискуссии среди ученых и практических работников. Противоречивость их взглядов, а также отсутствие четкого решения данного вопроса законодателем отрицательно отражается на практике правоприменения. Вместе с тем для следователей и сотрудников оперативных подразделений давно стало очевидным фактом то, что без использования результатов оперативно-розыскной деятельности во многих случаях невозможно установить весь круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также всех соучастников преступлений. На это указывают результаты опроса, в ходе которого 85% работников органов внутренних дел не представляют процесс доказывания без использования результатов ОРД в качестве доказательств.
Таким образом, проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальном доказывании остаются одними из наиболее актуальных и сложных в современном уголовном судопроизводстве.
Степень разработанности темы. Тема правовых основ ОРД широко представлена в научной и учебной литературе. Так, вопросы правовой основы оперативных действий исследуют ученые-правоведы, в том числе Быков В.М., Нехорошев А.Б., Черкасов В.Н., Бессонов В.А., Бытко С.Ю., Дуюнов В.К.мТакие авторы, как Карпов В.С., Корноухов В.Е., Костин П.В., Черкасов В.Н., Юрченко И.А. и др. исследуют особенности тактики использования результатов ОРД при расследовании преступлений.
Объектом исследования является собственно оперативно-розыскная деятельность.
Предметом исследования являются теоретические и правовые основы исследования результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений.
Целью данной работы является изучение понятия и значения результатов оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам.
В связи с целью исследования были выдвинуты и решены задачи:
1 изучить понятие и назначение оперативно-розыскной деятельности;
2 рассмотреть сущность результатов оперативно-розыскной деятельности;
3 охарактеризовать результаты ОРД как целостную систему;
4 показать оперативно-розыскное обеспечение уголовного судопроизводства;
5 выявить правовые основы представления и использования оперативно-розыскной информации в уголовном судопроизводстве;
6 проанализировать общие положения об использование результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств по уголовным делам.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и назначение оперативно-розыскной деятельности
ОРД - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1)[1].
В этом определении заложена сущность ОРД. Это, прежде всего[2]:
1) особый вид государственной деятельности. Такой акцент необходим потому, что российским законодательством допускается и частная детективная деятельность, весьма схожая с оперативно-розыскной. Однако Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» запрещается проводить ОРМ, отнесенные к исключительной компетенции государственных органов, осуществляющих ОРД, да и статус сотрудников государственных органов не распространяется на детективов. При этом следует отметить, что при осуществлении частной детективной деятельности сыщик не вправе скрывать от правоохранительных органов ставшие ему известными факты готовящихся или совершенных преступлений, выдавать себя за сотрудника этих органов (ст. 1, 7);
2) осуществляется гласно и негласно. Должностные лица, уполномоченные выступать от имени государственных органов, в зависимости от складывающейся ситуации проводят гласные ОРМ по получению необходимой информации от представителей любых организаций, предприятий и учреждений вне зависимости от форм собственности, используют результаты ОРД в соответствии с действующими нормативными актами, руководствуясь принципом гласности административного или уголовно-процессуального законодательства.
Специфический негласный характер приобретает ОРД, как правило, когда необходимо обнаружить различные ухищрения лиц по маскировке преступных действий, установить орудия и средства совершения преступных деяний, при этом привлечь к работе конфиденциальных сотрудников, т.е. в ситуации, когда гласными методами получить интересующие сведения невозможно;
3) проводится органами, осуществляющими ОРД в пределах их компетенций. В соответствии со ст. 13 Закона об ОРД на территории РФ право осуществлять ОРД предоставляется оперативным подразделениям: органов внутренних дел РФ; органов ФСБ России; Федеральных органов государственной охраны; таможенных органов РФ; СВР России; ФСИН России; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Следует отметить, что указанные органы имеют свои специфические цели, задачи и функции, устанавливающие их сферу полномочий, которые определены соответствующими законами, но все они при осуществлении ОРД руководствуются Законом об ОРД;
4) осуществляется посредством проведения ОРМ. Их исчерпывающий перечень дан в специальной законодательной норме (ст. 6 Закона об ОРД), а это означает, что изменение наименований ОРМ, дополнение или исключение из списка возможно только по Закону (что иногда и происходит при изменении редакции Закона об ОРД). Из смысла анализируемой сущности законодательного определения ОРД очевидно, что ОРМ — это сердцевина всей деятельности, основной механизм ее осуществления. С учетом этого ОРМ будут рассмотрены подробно в их деятельностном аспекте;
5) законодательно сформулирована цель всей ОРД — защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Таким образом, указанные признаки (элементы) сущности ОРД позволяют рассматривать этот уникальный вид деятельности как целостную систему. Ее элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены и работают на конечный результат - цель, ради которой и существует данная система. Цель - это главный фактор (элемент) системы. В определенной Законом об ОРД цели выражено основное назначение ОРД, ибо понятие «назначение» («предназначение») определяется через категории области, сферы применения, а также через категорию «цель».
Целями (главным предназначением) ОРД являются защита человека и гражданина, его жизни, здоровья, собственности, прав и свобод, а также обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Право человека на жизнь (ст. 20 Конституции РФ[3]) — это основополагающее право, естественное и неотъемлемое. Оно обеспечивается комплексом правовых средств, установленными мерами ответственности, прежде всего, УК РФ за действия, причиняющие вред жизни и здоровью человека или создающие опасность причинения такого вреда. Органы, осуществляющие ОРД, особое внимание уделяют проведению ОРМ по выявлению фактов, свидетельствующих о преступном замысле и подготовке к преступлениям против личности, принимают меры по их пресечению и раскрытию[4].
Защита прав и свобод человека и гражданина обеспечивается всеми способами, предусмотренными Законом об ОРД. Спектр же таких правонарушений самый разнообразный. В УК РФ они выделены в отдельную гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» (ст. 136 - 149).
Что касается защиты собственности, то в соответствии с Конституцией РФ «защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».
Большое внимание уделяется цели обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов общества и государства от внутренних и внешних угроз (гл. 1 Закона о безопасности).
Существование ОРД как специфического вида правоохранительной деятельности вызвано социальной необходимостью — потребностью осуществлять борьбу с объективно существующей преступностью только ей присущими силами, средствами и методами. Но представляется очевидной обусловленность эффективной оперативно-розыскной практики результатами научных изысканий с разработкой и внедрением соответствующих рекомендаций.
Таким образом, существование теории ОРД объективно предопределяется необходимостью совершенствования практики. Для такой взаимообусловленной теоретической и практической деятельности принципиально важно постоянно выявлять и изучать объективную зависимость сторон, свойств, отношений, которая должна носить необходимый общий устойчивый, т.е. закономерный, характер.
1.2 Сущность результатов оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность, предназначение которой заключается в том, чтобы способствовать органам дознания и предварительного следствия в успешном раскрытии и расследовании преступлений, а также в розыске лиц, скрывшихся от следствия и суда занимает присущее ей место в работе правоохранительных органов. Согласно ст. 1 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» под ОРД понимается вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то данным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно- розыскных мероприятий (далее ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Понятием «результаты оперативно-розыскной деятельности» пользуются различные юридические науки: уголовное право, уголовно-процессуальное право, криминалистика, оперативно-розыскная деятельность. Каждая из них имеет свой предмет исследования, свою направленность в анализе понятия «результаты ОРД» и пользуется для этого собственными методами. Такой подход позволяет выделить уголовно-правовой, уголовно-процессуальный, криминалистический и оперативно-розыскной аспект феномена «результаты ОРД», поскольку в ходе раскрытия и расследования преступлений они могут иметь не только оперативно-розыскное, но и криминалистическое, уголовно-процессуальное и уголовно-правовое назначение[5].
Специфика оперативно-розыскной деятельности не может не отразиться на выработке понятия «результаты ОРД». Например, полученные в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий сведения должностные лица оперативно-розыскных органов могут передавать в другие подразделения органов полиции, заводить в соответствии с ФЗ «Об ОРД» и ведомственными приказами дела оперативного учета, использовать для решения различных оперативно- тактических задач, представлять органу дознания, следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и использования в доказывании и т.д[6].
Законодательное определение понятия результатов ОРД находится в п. 36.1 ст. 5 УПК РФ (далее - УПК): «Результаты ОРД - это сведения, полученные в соответствии с федеральным законом «Об ОРД» о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда»[7].
Из указанного определения можно выделить следующие признаки результатов ОРД[8]:
- во-первых, это сведения;
- во-вторых, сведения, полученные в соответствии с федеральным законом «Об ОРД»;
- в-третьих, это сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или со- вершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.
Исходя из буквального толкования законодатель относит к результатам ОРД исключительно информацию (сведения). В специализированной литературе представлено важное суждение по этому вопросу. Так, Н.С.Железняк придерживается мнения о том, что, например, при оперативном внедрении (п. 12 ст. 6 закона «Об ОРД») одной из задач может быть не только получение оперативно значимых сведений, то есть информационная задача, но и дискредитация лидера преступной группы, её разобщения или переориентации. Эта задача не обладает информационным характером, ее решение направлено на предотвращение преступной деятельности.