Файл: Пространство политических коммуникаций региона: взаимодействие региональной власти и СМИ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2023

Просмотров: 366

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На данный момент государство установило контроль над основными федеральными и большинством региональных СМИ, включая частные холдинги, издательские домами и телерадиокомпании. Безусловно, данная информационная политика государства не способствует развитию общественных процессов в государстве. Внутри регионов страны чиновники как и раньше стремятся контролировать информационные процессы на местном уровне. Имеющееся законодательство не получило должного развития по целому ряду важнейших вопросов: отношения «владелец - учредитель - редакция»; статус издателя, вещателя и собственника; государственное регулирование общих условий хозяйственной деятельности СМИ, антимонопольное регулирование в сфере СМИ, участие иностранных инвесторов в деятельности СМИ[57].

По мнению отечественного исследователя А.В. Новикова, «государственные органы опираясь на контролируемые ими средства массовой коммуникации, в первую очередь государственные, предпринимают огромные усилия, чтобы не упустить из-под своего влияния общественное мнение»[58]. Средства массовой информации данного уровня играют важнейшую роль в формировании информационной повестки. Сегодня государственные СМИ чаще всего получают финансирование из дифференцированных источников: абонентская плата, государственное финансирование, коммерческая реклама. Например, огромная доля рынка средств массовой информации в России получает прямое государственное финансирование, которое делится на два вида. 1. Полное субсидирование, рассчитанное на покрытие сигнала, производство контента, развитие, затраты на социальные проекты, например телеканал «Культура». К таким медиахолдингам также относятся «Russia Today» и ВГТРК, куда из федеральных каналов, помимо «Культуры», входят «Россия-1», «Россия-24», «Бибигон» и «РТР – Планета». 2. Частичное участие государства, которое предполагает субсидирование из федерального бюджета. Чаще всего средства выделяют на покрытие стоимости распространения сигнала в малых городах с населением менее 100 тысяч жителей. К такому типу финансирования принадлежат «Первый канал» и «НТВ». «Первый канал» также финансируется за счет коммерческих проектов и рекламы (до 22,5% бюджета). «НТВ» контролирует медиахолдинг «Газпром-медиа», также доходы поступают от рекламы и коммерческого вещания[59].

В условиях современной модели взаимодействия власти и СМИ особое значение при реализации государственной информационной политики имеют средства массовой информации федерального уровня. Такие СМИ чаще всего контролирует государство или группы близкие к действующей власти, поэтому они зачастую имеют государственное финансирование. Данные СМИ играют ключевую роль в формировании федеральной информационной повестки. В создании региональной информационной повестки также активно участвуют региональные и межрегиональные средства массовой информации, не имеющие прямого государственного финансирования. В условиях конкурентного медиа рынка таким СМИ требуются дополнительные административно-правовые и информационные механизмы управления.


2.3 Политический аспект деятельности СМИ в РФ

В последнее десятилетие результаты работы средств массовой информации прочно вошли в нашу повседневную жизнь. С развитием информационных технологий возникают новые возможности в части совершенствования процесса передачи информации как от индивида к индивиду, так и СМИ всем заинтересованным потребителям. В частности, влияние Интернета на общественные отношения постоянно возрастает.

Влияние СМИ на сознание и политико-идеологические представления граждан нашей страны стало востребованной темой как для публичных размышлений, так и для научных исследований. Даже сейчас сложно дать однозначную оценку результатам этого влияния. Безусловно, СМИ способны дать современному человеку многочисленные возможности по расширению кругозора и созданию целостной информационной картины об окружающем его мире. Но невозможно отрицать и участие СМИ (пусть порой и непреднамеренное) в конструировании иллюзорной реальности, симулякров повседневности, ощущения сопричастности обывателя к общемировым событиям. Умышленные манипуляции, многочисленные варианты интерпретации фактической информации и субъективных суждений способны привести к общественной нестабильности и политическим переменам самого различного характера (вплоть до государственного переворота).

«Одна из доминирующих тенденций современного общественного развития – все более активное воздействие СМИ на ход и содержание политического процесса, формирование и функционирование механизма власти. Вызвана эта тенденция разнообразными причинами, главными среди которых – факторы социально-политического и научно-технического порядка»[60].

Примечательно, что многие исследователи, отмечая общее расширение и рост продукции СМИ с конца прошлого века, приходят к выводу, что доля политической информации в общем количестве поступающей из СМИ информации снизилась. «В противоположность этому сильно выросла доля развлечений в общей совокупности передач»[61].

«Исследование современных масс-медиа показывает, что информационные технологии являются неотъемлемой частью публичного пространства политики. Спрос и ожидания публики на определённый образ современного политика, который создают медиа-идеологи (идеологи «Коммерсант - TV», «ВВС», «Дождя», «Эхо Москвы» и др.), воспроизводится на теле- и радиоканалах в вариациях соответствующих политических ценностей, на которые ориентируется та или иная социальная группа, чьи интересы выражает данный канал» [62].


В соответствии с классическими представлениями о роли СМИ в процессе распространения политической информации, принято считать, что СМИ осуществляют передачу данных без искажения смысла, ориентируюсь только на факты. Допустим существование в природе идеального СМИ, которое способно без минимальных искажений организовать передачу информации к потребителю. Конкретный потребитель в свою очередь отличается индивидуальным восприятием окружающей действительности, в том числе и в отношении получаемой одинаковой для всех информации. «…восприятие её так или иначе редуцируется под влиянием интересов различных социальных групп и поэтому интерпретации смыслов могут представлять собой довольно сильный конфликтогенный фактор»[63].

Для формирования политических предпочтений населения (особенно в период выборов) различные СМИ способны формировать разные образы (вербальные, зрительные, слуховые) с помощью специальных приёмов. «В связи с этим возрастает роль СМИ в процессе формирования политических предпочтений. Это - роль координатора и организатора потоков информации»[64].

Процесс внешнеполитической борьбы (противостояние партий, отдельных кандидатов и т.п.), который зачастую и является основанием для постоянной востребованности механизма политической коммуникации, не заканчивается после выборов или референдумов. Внутриполитическая борьба (внутрипартийные разногласия и т.п.) также нуждается в настройке механизмов взаимодействия между представителями власти и обществом. Активно применяется и политическая реклама: «Политическая реклама функционирует не только в период избирательных кампаний, но и в промежутках между ними. Она служит, например, подспорьем для привлечения той или иной партией сторонников, вербовки новых членов, донесения до широких масс идеи или принципов новой партии, для побуждения людей к участию в какой-либо политической акции»[65].

Бурное развитие средств массовой информации вовлекает в коммуникационные отношения как отдельных людей, так и целые сообщества, государственные и частные предприятия, экономические, религиозные, культурные институты. Современные средства массовой информации способны сейчас оказать гораздо большее влияние на формирование сознания и поведение людей, чем когда бы то ни было до этого. Вывод в данном случае очевиден: СМИ становятся всё более мощным инструментом возможного влияния на институты власти (в том числе и регионального уровня).


3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И СМИ

3.1 Роль и место местного самоуправления в процессе формирования гражданского общества

Согласно 12 статье Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12). Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130). Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (статья 131).

Данные нормы с учётом практики внедрения конституционных норм о местном самоуправлении находят свое отражение в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В самом законе конкретизируется организация деятельности органов местного самоуправления и населения в системе организационных единиц, определяемых по поселенческому принципу.

Местное самоуправление решает возникающие перед ним проблемы «самостоятельно и под свою ответственность» с учетом местных традиций. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но являются очень влиятельным институтом публичной власти, который работает в тесном взаимодействии с госорганами, Следовательно, есть все основания рассматривать местное самоуправление как систему реализации интересов населения и представительства, а также - как одну из главных составляющих для соблюдения национальных интересов и реализации интересов гражданского общества.

Процесс становления системы местного самоуправления Еще не завершён. Увеличилось само число органов местного самоуправления увеличилось в несколько раз, а граждане еще не до конца привыкли проявлять свою самостоятельность и ответственность. Но без перестройки и отладки системы организации жизни населения говорить о перспективности развития в нашей стране гражданского общества сложно.

Безусловно, сами граждане должны перестать возлагать надежды на государственный аппарата управления и только от него ожидать результатов. Для этого надлежит внести кардинальные изменения в представления самих граждан, а также - в представления чиновников государственных органов федерального и регионального уровня, и аппарата органов местного самоуправления[66]. Данный процесс требовал и будет требовать серьезного организационного и финансового обеспечения при одновременной перестройке работы СМИ и всего фронта информационной работы.


К субъектам гражданского общества, как правило, учёные относят гражданина с его гражданскими правами и гражданские (не политические и не государственные) организации: ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты (в том числе церковь и СМИ), общественность. Нельзя не упомянуть о таком особом институте гражданского общества, как политические партии, которые считаются одним из серьезных институтов гражданской самоорганизации. В современном информационном обществе в число субъектов гражданского общества включают социальные сети, блоги, форумы. Акторами социальных преобразований в стране выступают также институты власти группы элит[67].

В последние годы в нашей стране получили реализацию системные программы по разрешению многих проблем в сфере развития территорий и местного самоуправления, но, «…как свидетельствует практика, важнейшие проблемы, препятствующие развитию местного и территориального самоуправления, жилищно-коммунального хозяйств, качества общественных услуг, оказываемых населению в данной сфере, преодоления коррупции и монополизма на местном уровне остаются нерешенными»[68].

Расширению предусмотренных законодательством форм участия граждан в решении вопросов местного значения, повышению социальной активности граждан при решении вопросов местного значения, активизации развития на местном уровне институтов гражданского общества также будет способствовать информационно-просветительская деятельность в средствах массовой информации. Целесообразно организовать серьезную просветительскую компанию в масштабах страны, направленную на формирование потребности в гражданском участии на местном уровне, самоорганизацию населения в муниципалитетах, обеспечить широкое информирование граждан через СМИ о задачах местного самоуправления, его развитии, его позитивном значении для обеспечения качества жизни людей на местах[69].

3.2 Взаимодействие региональных институтов власти и СМИ в РФ

Регион (от лат. region — область, район) - определенная территория страны или нескольких соседних стран с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся материально-технической, производственной и социальной инфраструктурой, а также своеобразием социально-политических условий[70].