Файл: Состояние и развитие потребительской кооперации РФ, на пример реально существующей организации (Павлово-Посадское Райпо ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты деятельности потребительской кооперации

1.1 Экономические характеристики организации и работы потребительской кооперации

1.2 Социальные задачи потребительской кооперации в экономике страны

1.3 Факторы воздействия на работу и развитие потребительской кооперации в стране

2. Социально-экономическая характеристика деятельности потребительской кооперации Павлово-Посадское Райпо

2.1 Экономические аспекты работы Павлово-Посадское Райпо

2.2 Оценка эффективности и направления развития кооперации Павлово-Посадское Райпо

3. Проблемы развития потребительской кооперации в стране и на примере Павлово-Посадское Райпо

3.1 Условия и резервы повышения результативности Павлово-Посадское Райпо

3.2 Диагностика возможностей и их социально-экономическая оценка Павлово-Посадское Райпо

Заключение

Список использованных источников

Введение

Потребительский кооператив - это предприятие, принадлежащее потребителям и управляемое демократическим путем, целью которого является удовлетворение потребностей и чаяний их членов. [1] Они действуют в рамках рыночной системы, независимо от государства, как форма взаимопомощи, ориентированная на обслуживание, а не денежную прибыль. [2] Потребительские кооперативы часто принимают форму торговых точек, принадлежащих и управляемых их потребителями, таких как продовольственные кооперативы. [3] Однако существует много типов потребительских кооперативов, работающих в таких областях, как здравоохранение, страхование, жилищное строительство, коммунальные услуги и личные финансы (включая кредитные союзы).

В некоторых странах потребительские кооперативы известны как кооперативные розничные общества или розничные кооперативы, хотя их не следует путать с розничными кооперативами, членами которых являются розничные продавцы, а не потребители.

Потребительские кооперативы могут, в свою очередь, образовывать кооперативные федерации. Они могут быть в форме кооперативных оптовых обществ, через которые потребительские кооперативы коллективно закупают товары по оптовым ценам и, в некоторых случаях, на собственных заводах. В качестве альтернативы они могут быть членами кооперативных союзов. [4]

Потребительская кооперация была всегда предметом изучения в области кооперативной экономики. Поскольку потребительские кооперативы управляются демократическим путем, на них распространяются те же проблемы, что и при демократическом правительстве. Такие трудности можно смягчить, часто предоставляя членам / владельцам надежные информационные материалы, касающиеся текущих условий ведения бизнеса. [13] Кроме того, поскольку потребительский кооператив принадлежит пользователям товара или услуги, а не производителям этого товара или услуги, между работниками и кооперативом могут возникать такие же трудовые проблемы, как и в любой другой компании. Это одна критика потребительских кооперативов в пользу рабочих кооперативов. Но тем не менее на сегодня – это одна из действенных мер по борьбе с социальными проблемами на сельских территориях. Эти условия остаются актуальными в условиях назревающего нового экономического кризиса.

Различные аспекты исследуемой проблематики рассмотрены в трудах: Э.А. Арустамова, И.Д. Барчука, Л.А. Брагина, В.Ф. Ермакова, Г.В. Киселевой, А.П. Макаренко, О.А. Новикова, В.П. Прижигалинского, Ф.Г. Панкратова, К.А. Раицкого, А.К. Семенова, Б.И. Синецкого, Р.В. Савкиной, М.В. Сероштан, Н.И. Чукина, A.M. Фридмана и других ученых. Среди зарубежных ученых следует отметить С.А.Бека, Г.Дж. Болта, Б.А. Вейтца, Г. Джоунза, М. Леви, Э.Ж. Лежена, Р. Маркина, Я. Макферсона, Э. Парнелла и др.


Целью представленной работы является исследование состояния и развития потребительской кооперации РФ, на примере реально существующей организации.

Примером реально существующей организации становится Павлово-Посадское Райпо (объект исследования). Предметом исследования является сформированная система функционирования Павлово-Посадского Райпо.

Задачи исследования:

- теоретические аспекты деятельности потребительской кооперации;

- социально-экономическая характеристика деятельности потребительской кооперации Павлово-Посадское Райпо;

- проблемы развития потребительской кооперации в стране, в частности в Павлово-Посадское Райпо.

По структуре работа состоит из введения, основного раздела исследования, заключения, списка использованных источников.

1. Теоретические аспекты деятельности потребительской кооперации

1.1 Экономические характеристики организации и работы потребительской кооперации

Кооперативы являются жизненно важным элементом в российской экономике. Потребительские кооперативы - это предприятия, которые принадлежат людям, которые их используют. Первый успешный кооператив был создан Бенджамином Франклином для страхования жилья. Сегодня более 100 миллионов американцев участвуют в кооперативах.

Кооперативы успешны, потому что они предоставляют ценные услуги и экономят деньги потребителей. Поскольку основной целью кооперативов является удовлетворение потребностей, а не получение прибыли, они могут обслуживать своих участников по низким ценам.

Кооперативы часто предоставляют услуги своим сообществам, которые недоступны для коммерческих предприятий. В других случаях кооперативы повышают уровень конкуренции на рынке, предоставляя потребителям альтернативный источник товаров и услуг. По статистике клиенты/покупатели продуктов признают потребительские кооперативы более высоко, чем коммерческие компании по показателям качества и обслуживания.


Основным принципом потребительской кооперации является контроль и участие членов. Эти члены / владельцы периодически встречаются для определения политики и избрания директоров. Директора, в свою очередь, нанимают менеджеров для повседневного управления кооперативом.

Владельцы/участники контролируют бизнес и предоставляют капитал для сильной и эффективной работы. И участники получают все чистые сбережения, оставшиеся после того, как деньги отведены для операций и улучшений работы. Потребительские кооперативы предоставляют наиболее важные продукты или услуги, которые могут понадобиться человеку. Вот примеры некоторых типов потребительских кооперативов:

- кредитные союзы,

- коммунальные кооперативы,

- электрические кооперативы,

- телефонные кооперативы,

- жилищные кооперативы,

- пищевые кооперативы,

- детские сады / досуговые центры,

- кооперативы здоровья,

- другие кооперативы.

Другие потребительские кооперативы предоставляют такие услуги, как взаимное страхование, покупка клубов, спутниковое телевидение и организация похорон. Кооперативы в студенческих городках предлагают студентам учебные, продовольственные и жилищные услуги. Многие из этих и других кооперативов находятся в местной собственности и управляются членами по всей территории региона или государства.

Потребительский кооператив-это кооперативный бизнес, принадлежащий своим клиентам для их взаимной выгоды . Это форма свободного предпринимательства, которая ориентирована на обслуживание, а не на получение денежной прибыли. Заказчиками или потребителями товаров и / или услуг, предоставляемых предприятием, часто также являются физические лица, которые предоставили капитал, необходимый для запуска или покупки этого предприятия.

В некоторых странах они также известны как кооперативы розничной торговли или розничные кооперативы, хотя их не следует путать с кооперативами розничной торговли, членами которых являются розничные торговцы, а не потребители.

Основное различие между потребительскими кооперативами и другими формами предпринимательской деятельности заключается в том, что целью потребительской кооперативной ассоциации является предоставление качественных товаров и услуг с наименьшими затратами для потребителя/собственников, а не продажа товаров и услуг по самой высокой цене, превышающей стоимость, которую готов заплатить потребитель. На практике потребительские кооперативы устанавливают цены на товары и услуги по конкурентным рыночным ставкам. Разница заключается в том, что там, где некоммерческое предприятие будет рассматривать разницу между затратами (включая рабочую силу и т. д.) и продажная цена как финансовая выгода для инвесторов, принадлежащее потребителю предприятие может сохранить его для накопления капитала в общей собственности, распределить его для достижения социальных целей потребителя или возвратить эту сумму потребителю/владельцу в качестве переплаты. Накопленный капитал может удерживаться в качестве резервов или инвестироваться в рост в качестве оборотного капитала или приобретение основных средств, таких как цехи и здания.


Крупные потребительские кооперативы управляются так же, как и любой другой бизнес, и требуют, чтобы рабочие, менеджеры, клерки, продукты и клиенты держали двери открытыми и бизнес работал. В малых предприятиях потребителями / владельцами зачастую также являются работники. Потребительские кооперативы могут сильно отличаться как по старту, так и по тому, как работает кооператив, но чтобы быть верным потребительской кооперативной форме бизнеса, предприятие должно следовать принципам Рочдейла. В 1844 году английские ткачи из города Рочдейл открыли потребительский кооператив на принципах, ставших основными для кооперации (рисунок далее).

Рисунок 1 - Принципы потребительской кооперации Рочдейла Источник: составлено автором на основе [30]

Потребительские кооперативы, в свою очередь, могут образовывать кооперативные федерации. Они могут осуществляться в форме кооперативных оптовых обществ, через которые потребительские кооперативы коллективно закупают товары по оптовым ценам и в некоторых случаях владеют собственными фабриками. Кроме того, они могут быть членами кооперативных союзов.

Потребительские кооперативы используют кооперативный принцип демократического контроля членов или один член / один голос. Большинство потребительских кооперативов имеют совет директоров, избираемый членами и из их числа. Совет директоров обычно отвечает за управление наймом и обеспечение того, чтобы кооператив выполнял свои цели, как финансовые, так и иные. Демократические функции, такие как подача петиций или отзыв членов правления, могут быть кодифицированы в уставе или организационный документ кооператива. Большинство потребительских кооперативов проводят регулярные собрания членов (часто один раз в год). Как взаимно принадлежащие предприятия, каждый член общества имеет пакет «акций», равный сумме, которую они заплатили, когда они присоединились.

Поскольку потребительские кооперативы управляются демократическим путем, они сталкиваются с теми же проблемами, что и демократическое правительство. Такие трудности могут быть сведены к минимуму или устранены путем частого предоставления членам/владельцам надежных учебных материалов, касающихся текущих условий ведения бизнеса.[3]

1.2 Социальные задачи потребительской кооперации в экономике страны


Социальные цели кооперации потребителей изначально представлены сущностью такого объединения, его природой. В переводе с латинского «ответственное задание» или философия работы потребительской кооперации, ее смысла существования. Двойственный характер потребительской кооперации заключается в сочетании экономического и социального, взаимосвязи этих двух аспектов. Некоторые ученые сравнивают эти аспекты с «душой» и «телом» потребительской кооперации, где последние – финансово-хозяйственная работа и интересы кооперации, а «душа» - социальная миссия потребительской кооперации. Социальная миссия диктует принципы действий участников как объединение, солидарность, бескорыстие, неравнодушие к ближним людям, готовность оказать помощь, нравственность и духовность.

Если потребительской кооперацией не осуществляется стремление к достижению социальной миссии, то такое объединение теряет свои уникальные качества и превращается в предпринимательскую систему. Однако важно отметить, что экономически слабая, неустойчивая в финансовом плане кооперации вряд ли может сможет достигать социальных целей.

На сегодняшний день потребительская кооперация принимает на себя задачи государственной поддержки сельского и малообеспеченного населения. Широкое распространение бедности и социальное неравенство как среди одного региона, так и на межрегиональном уровне – все это создает угрозу социальной составляющей безопасности государства. Так статистикой подтвержден особо низкий уровень жизни у пенсионеров, инвалидов, и многодетных семей, семей с несовершеннолетними детьми. Продолжается деградация сельской местности, что связано с низкими доходами населения.

В такой безрадостной ситуации спасением в первую очередь является потребительская кооперации, которая способна обеспечить заполнение основных факторов существования человека по пирамиде Маслоу. Создание рабочих мест, снижение безработицы, стремление сделать жизнь людей удобнее, «защищеннее», комфортнее. Потребительская кооперация также формирует источники дополнительного дохода сельского населения. Такое объединение людей представляет собой пример борьбы с бедностью, - это «красная» линия социальной миссии потребительской кооперации.

Основной областью работы потребительской кооперации являются сельские территории. Это еще одна из специфических характеристик этого объединения людей. Как и государство, кооперация потребителей стремится к решению социальных задач сокращения бедности, обеспечения занятости, усиления общественного надзора за муниципальными властями с целью оптимального использования ресурсов села, снижение развития теневой экономики.