Файл: Состояние и развитие потребительской кооперации РФ, на пример реально существующей организации (Павлово-Посадское Райпо ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты деятельности потребительской кооперации

1.1 Экономические характеристики организации и работы потребительской кооперации

1.2 Социальные задачи потребительской кооперации в экономике страны

1.3 Факторы воздействия на работу и развитие потребительской кооперации в стране

2. Социально-экономическая характеристика деятельности потребительской кооперации Павлово-Посадское Райпо

2.1 Экономические аспекты работы Павлово-Посадское Райпо

2.2 Оценка эффективности и направления развития кооперации Павлово-Посадское Райпо

3. Проблемы развития потребительской кооперации в стране и на примере Павлово-Посадское Райпо

3.1 Условия и резервы повышения результативности Павлово-Посадское Райпо

3.2 Диагностика возможностей и их социально-экономическая оценка Павлово-Посадское Райпо

Заключение

Список использованных источников

Основные направления достижения социальных целей и миссии потребительской кооперации:

- обеспечение занятости населения на селе на основе развития промыслов и привлечения к сезонным работам;

- помощь инвалидам, пенсионерам, престарелым, многодетным семьям;

- развитие социальной инфраструктуры сельских территорий;

- зачастую приобщение к утерянным духовным ценностям;

- активизация деятельности и работы людей, обеспечение функционирования территорий и земель;

- повышение грамотности и информативности участников объединения;

- работа с подрастающим поколением, молодежью.

Первые вышеупомянутые задачи носят главенствующий характер – то, от чего зависит материальное положение и духовное состояния людей. Например, создание новых рабочих мест происходит за счет диверсификации работы потребительских кооперативов.

Создание потребительской кооперации несет в себе ряд преимуществ в стабилизации экономического пространства в сельских территориях, возможностях социально-экономического развития, формирования высоких общественных целей и идеалов (рисунок далее).

Рисунок 2 – Проявление преимуществ в организации потребительской кооперации Источник: составлено автором

Таким образом, цель и задачи работы кооперации потребителей полностью согласуются с социальной политикой государства, которая направлена на борьбу с бедностью, безработицей и бездуховностью.

1.3 Факторы воздействия на работу и развитие потребительской кооперации в стране

Исследуя теоретические аспекты влияния различных факторов на развитие потребительской кооперации, мы видим значительное воздействие развития отрасли, в которой работает объединение. Адекватно оценивая реальные факторы, которые влияют на развитие организаций потребительских кооперативов можно выделить влияющее воздействие – политические, правовые, экономические. В частности А.Н. Лебедев определяет, что развитие зависит от размеров организации, отраслевой принадлежности, расположения на территории, выбранных целей развития, истории развития и прочих факторов.

К правовому влиянию бизнес-среды потребительского кооператива можно отнести:


- наличие законодательного регулирования розничной торговли;

- обеспечение правовой защиты собственников;

- совершенствование учета и отчетности, налогообложения хозяйствующего субъекта;

- реализация антимонопольного регулирования и пресечение недобросовестной конкуренции при реализации продукции и услуг, затрагивающих потребительские кооперативы;

- защита потребителей, повышение качества услуг и продуктов.

К экономическому влиянию бизнес-среды потребительского кооператива можно отнести:

- виды собственности;

- свободный рынок средств существования кооперативов;

- свобода выбора;

- доступ к финансовым инструментам рынка;

- формирование платежеспособного спроса на продукты потребительских кооперативов;

- развитие инфраструктуры продаж, рынка – опт, магазины, транспортная инфраструктура и пр.

Индифферентность, безучастность большинства государственных структур в системе управления территориями в отношении потребительских кооперативов прослеживается в активном лоббировании только интересов крупного бизнеса, способного финансировать крупные откаты и коррупционные сделки; также влияет недостаточный объем капитала и непонимание сущности кооперации отдельными чиновниками; внутренний фактор влияния на развития кооперации также прослеживается в малой степени «кооперативности» действующих объединений.

Внутренние факторы влияния на функционирование и развитие кооперативов влияют в значительной степени. Самосохранение и обеспечение состоятельности кооперации в значительной степени зависят от их участников, мобилизации внутренних возможностей и резервов, быстроты и глубины адаптации кооперативной работы к внешнему влиянию бизнес-среды.

Проблема выживания, или возможности существовать как можно дольше, является для организаций потребительской кооперации одной из самых всеобъемлющих и существенных.

Среди прочих факторов влияния на развитие потребительской кооперации можно выделить следующие: фактор коммуникационного взаимодействия между управляющими и пайщиками кооперативов; невыполнение/выполнение своих социальных задач; фактор необходимости социальной структурной перестройки и адаптивности кооператива; весьма важна внутрикорпоративная демократия; наличие эффективной социальной базы; нравственные ценности и принципы; опытный кадровый состав, кооперативные связи, развитая материально-техническая база. Важно понимать что потребительские кооперативы работают на рынке с ограниченным потребительским же спросом, здесь узок ассортимент, качество продукта оптимально по мнению потребителей.


Итак, давайте сведем воедино факторы влияния:

а) прирост силы в работе потребительской кооперации:

- развитие качественного имиджа;

- собственная социальная база;

- единство системы;

- многопрофильный/многофункциональный/многоотраслевой характер работы кооперативов;

-собственные товарные ресурсы;

- торговый спрос и сеть распространения;

- прогрессивные методы продаж;

- внедрение автоматизации учета;

- доверие населения к продукту и услугам.

б) снижение эффективности:

- однофакторный объем реализации и низкий удельный вес непродовольственных продуктов в ассортименте;

- медленная адаптация к спросу;

- нехватка передвижений и неразвитость инфраструктуры сбыта;

- низкая эффективность материально-технической базы;

- наличие убыточных потребителей;

- недостаток СОС;

- нет заинтересованность пайщиков и работников в развитии кооператива;

- низкая активность в привлечении новых пайщиков;

- низкая культура продаж;

- не проведение анализа и диагностики работы кооператива.

в) перспективные факторы воздействия:

- выход на новые рынки путем диверсификации;

- расширение ассортимента;

- предоставление новых услуг;

- привлечение средств населения;

- развитие инфраструктуры сельской местности;

- социальная защита населения;

- стабилизация экономики на селе.

г) факторы угрожающего воздействия:

- высокая конкуренция от «частников»;

- нет содействия со стороны властных систем;

- низкая платежеспособность покупателей;

- непредсказуемость государственной обстановки;

- рост цен на смежные продукты;

- дорогостоящие банковские кредиты;

- неблагоприятная демография;

- угроза безработицы;

- слабая развитость инфраструктуры на селе.

Таким образом, на сегодняшний день потребительской кооперации для целей развития важно учитывать возможности и угрозы бизнес-среды и в корреляции с аким влиянием формировать свою стратегические ориентиры, создавать эффективный механизм адаптивного реагирования на воздействие.

2. Социально-экономическая характеристика деятельности потребительской кооперации Павлово-Посадское Райпо


2.1 Экономические аспекты работы Павлово-Посадское Райпо

Одним из представителей потребительских кооперативов является Павлово-Посадское Райпо. Основной вид работы - торговля розничная напитками в специализированных магазинах. Павлово-Посадское Райпо действует с 30 декабря 1992 г., ОГРН присвоен 9 декабря 2002 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №23 по Московской области. Руководитель организации: председатель правления Ершова Наталья Николаевна. Юридический адрес Павлово-Посадское Райпо - 142500, Московская область, город Павловский Посад, Большая Покровская улица, 33.

Основным видом деятельности является «Торговля розничная напитками в специализированных магазинах», зарегистрировано 15 дополнительных видов деятельности. Организации ПАВЛОВО-ПОСАДСКОЕ РАЙОННОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО присвоены ИНН 5035001660, ОГРН 1025004644070, ОКПО 01665687.

Организация осуществляет продажу следующих продуктов и услуг:

- производство и продажа мяса в охлажденном виде;

- производство и продажа пищевых субпродуктов в охлажденном виде;

- производство и реализация мяса и пищевых субпродуктов в замороженном виде;

- переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков и их реализация;

- обработка отходов бумаги и картона;

- строительство жилых и нежилых зданий;

- торговля оптовая неспециализированная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями;

- торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах;

- торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах;

- деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам;

- деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания;

- деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания;

- деятельность ресторанов и баров по обеспечению питанием в железнодорожных вагонах-ресторанах и на судах;

- деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания;

- аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.

Павлово-Посадское Райпо на протяжении всей своей истории является многоотраслевой хозяйственной организацией. Основными видами его деятельности являются: розничная и оптовая торговля, общественное питание, закупки излишков сельхозпродуктов и заготовки вторичных ресурсов и сырья, производство товаров народного потребления, оказание платных услуг населению, проектные и строительно-монтажные работы, автоперевозки, ремонт и техническое обслуживание оборудования, подготовка кадров массовых профессий и специалистов среднего звена.


Помимо хозяйственной деятельности кооперативные организации реализуют социальную миссию на селе, тем самым экономически поддерживая пайщиков и малообеспеченных сельских жителей.

Потребительская кооперация Подмосковья, в том числе Павлово-Посадское Райпо, - экономически независимая демократическая система.

С учетом нарастания в мировой экономике процессов глобализации, усиления погони за прибылью все больше и больше взоры людей обращаются к кооперации, как системе, всей своей сущностью направленной на сближение людей, их общение, совместное решение общих проблем.

Потребительская кооперация всегда была и остается близка людям, ее принципы и цели отвечают самой природе человека, его материальным и духовным потребностям.

Ведущей отраслью Павлово-Посадское Райпо является торговля, она составляет 80% всего объема деятельности союза. Павлово-Посадское Райпо обеспечивают товарами около 300 сел и деревень - это почти 200 тыс. человек, постоянно проживающих во всех районах Московской области и москвичей, выезжающих на отдых в летний период.

В системе проводится большая работа по модернизации розничной торговой сети на основе перевода торговых предприятий на самообслуживание, автоматизации управления товародвижением, строительству торговых площадок.

На долю магазинов, работающих по методу самообслуживания, приходится почти 80% всего розничного товарооборота.

В торговых предприятиях организаций потребительской кооперации Павлово-Посадское Райпо представлен широкий ассортимент продуктов питания, товаров легкой промышленности, хозяйственных товаров, лесных и строительных материалов, садово-огородного инвентаря и средств малой механизации и т.д.

К услугам покупателей терминалы по оплате услуг.

Широкую известность приобрели магазины и отделы «Пайщик» и «Ветеран», где предоставляются различные льготы социально-незащищенным категориям населения.

В весенне-летний период широко представлена лоточная торговля, открывается дополнительная сеть в местах массового отдыха и летние площадки; во многих магазинах, расположенных на трассах, продлеваются часы торговли, для удобства проезжающих организуются дорожные наборы и т.д.

Помимо стационарной торговой сети широкое развитие приобрело обслуживание выездной торговлей отдаленных населенных пунктов, не имеющих магазинов, садоводческих и дачных товариществ. Организации потребительской кооперации Павлово-Посадское Райпо через выездную торговлю обслуживают 100 сельских поселений, в ассортименте автомагазинов всегда хлеб и хлебобулочные изделия, сахар, крупа, макаронные и кондитерские изделия, соки, воды, и др., через них можно купить любые промышленные товары с доставкой на дом.