Файл: Исследование факторов удовлетворенности трудом на примере реально существующей компании (Факторы удовлетворенности трудом в работах социологов XX века).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существуют некоторые отличия проведенного автором исследования от классической методики Михалкиной и Скачковой. Во-первых, для удобства респондентов была выбрана не десяти-, а пятибалльная шкала для оценки удовлетворенности по каждому фактору. Во-вторых, корректирующие коэффициенты рассчитывались, исходя из результатов оценки значимости факторов самими работниками внутри каждой группы факторов, а сами группы факторов считаются равнозначными. В-третьих, респондентам было предложено ответить на ключевой вопрос об общей субъективной удовлетворенности труда.

Структура анкеты включает в себя вводную часть, «паспортичку» и основную часть.

Во вводной части описана цель опроса (исследование факторов удовлетворенности трудом), указано, что опрос анонимный, но у каждого желающего при необходимости есть возможность подойти к hr-менеджеру, и объяснена необходимость отвечать на вопросы искренне для получения достоверных результатов исследования.

«Паспортичка» представляет собой вопросы, дающие возможность выяснить демографические или социальные характеристики респондентов. Помимо стандартных вопросов о поле, возрасте, наличии образования, в данную анкету включен вопрос о соответствии специальности, полученной в учебном заведении, роду трудовой деятельности.

Основная часть анкеты разделена на два блока. В первом блоке респондентам предложено оценить степень важности каждого фактора по пятибалльной шкале. Во втором блоке основной части находятся вопросы о степени удовлетворенности выделенными факторами, оцениваемой по пятибалльной шкале. Ключевой вопрос об общей суьбъективной удовлетворенности труда имеет пять вариантов ответов: «не удовлетворен(-а)», «скорее не удовлетворен(-а)», «затрудняюсь ответить», «скорее удовлетворен(-а)», «удовлетворен(-а)». Оцениваются количественные характеристики удовлетворенности при условии, что за положительный ответ считается любая форма удовлетворенности: прогрессивная, стабильная и в смирении.

Выделим факторы, которые будем учитывать при проведении исследования удовлетворенности трудом в компании по разработке мобильных игр. При этом будем опираться на список факторов, которые рассматривали социологи на протяжении последнего столетия, дополненный факторами, предложенными самими сотрудниками и hr-менеджером компании.

Учитывая разделение концепций удовлетворенности труда на субстанциональные и релятивные, и разделение теорий трудовой мотивации на содержательные и процессуальные, распределим выделенные факторы на три категории: «Физиологические факторы и поощрения», «Социальные факторы» и «Характер работы» (см. Таблицу 2). К первой группе относятся аспекты-мотиваторы, зависящие, в основном, от работодателя. К социальным факторам отнесем связанные с отношениями с другими людьми, а также с социальным статусом. Характер работы включает в себя факторы, связанные непосредственно с качественной составляющей трудовой деятельности.


Таблица 2

Физиологические факторы и поощрения

Социальные факторы

Характер работы

  1. Физическая и эстетическая среда
  2. Уровень зарплаты
  3. Удобство рабочего графика
  4. Удобство расположения места работы
  5. Социальная защищенность сотрудников
  6. Организация досуга
  1. Качество руководства
  2. Отношения в коллективе
  3. Возможность профессионального роста
  1. Полезность Вашего труда
  2. Разнообразие задач
  3. Необходимость брать ответственность
  4. Необходимость личностного роста для выполнения задач
    1. Проведение исследования

В данном исследовании использовано разовое анкетирование посредством Google Forms, которое проводилось добровольно, анонимно и в комфортной обстановке. Респондентами выступали сотрудники современной компании, занимающейся разработкой мобильных игр.

В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

  1. количественные характеристики удовлетворенности факторами первой группы и субъективным ощущением удовлетворенности трудом наиболее близки;
  2. количественные характеристики удовлетворенности факторами второй группы и субъективным ощущением удовлетворенности трудом наиболее близки;
  3. количественные характеристики удовлетворенности факторами третьей группы и субъективным ощущением удовлетворенности трудом наиболее близки.

Таким образом можно будет определить, какая группа фактором наибольшим образом влияет на удовлетворенность персонала в исследуемой компании.

2.2 Обработка данных исследования

Количество работников, участвовавших в опросе, 31 человек, в том числе 9 женщин (29% опрошенных) и 22 мужчины (71% опрошенных).

Возраст опрашиваемых сотрудников составляет: от 18 до 24 лет – 2 человека, от 25 до 30 лет – 15 человек, от 31 года до 37 лет – 12 человек, от 38 до 45 лет – 2 человека, и старше 46 лет – 0 человек.

Уровень образования респондентов составляет: среднее образование имеет 1 человек, среднее специальное – 1 человек, неоконченное высшее – 4 человека, одно высшее образование – 22 человека, и два и больше высших образований – 3 человека.

Среди опрашиваемых сотрудников, имеющих высшее образование, у 18 человек род профессиональной деятельности не совпадает со специальностью высшего образования, у 10 – совпадает.


Эти результаты «паспортички» наглядно представлены в Приложении 1.

Исходя из этих результатов, можно сделать промежуточные выводы, что сотрудники компании достаточно молоды и преимущественно готовы обучаться новому.

Первый этап обработки результатов основной части исследования – анализ степени значимости каждого выделенного фактора удовлетворенности трудом и определение корректирующих коэффициентов. Полученные в результате анкетирования данные приведены в Таблице 2.

Таблица 3

Факторы

Средний балл (важность)

R – ранг фактора

W – значимость фактора

Физиологические факторы и поощрения

Физическая и эстетическая среда

4,1

5

0,09

Уровень зарплаты

4,9

1

0,29

Удобство рабочего графика

4

6

0,05

Удобство расположения места работы

4,7

2

0,24

Социальная защищенность

4,6

3

0,19

Организация досуга

4,2

4

0,14

Социальные факторы

Качество руководства

4,1

2

0,33

Отношения в коллективе

4,0

3

0,17

Возможность профессионального роста

4,3

1

0,50

Характер работы

Полезность Вашего труда

3,3

4

0,10

Разнообразие задач

4,2

1

0,40

Необходимость брать ответственность

3,7

3

0,20

Необходимость личностного роста для выполнения задач

3,9

2

0,30

R – ранг фактора, определяющий, на каком месте по значимости он находится.

W – расчетный корректирующий коэффициент, вычисленный по формуле:

где – максимальный ранг фактора

Второй этап обработки данных – расчет индексов удовлетворенности персонала с учетом корректирующих коэффициентов. Исходные данные от респондентов в наглядных диаграммах представлены в Приложении 2. Результаты опроса и вычисленный индекс удовлетворенности по факторам приведены в Таблице 4.


Таблица 4

Факторы

Средний балл (удовл-ть по фактору m), Фm

Индекс удовл-ти по фактору m (Iуд m), %

Wm

Индекс удовл-ти по группе (Iуд гр), %

Физиологич. факторы и поощрения

Физическая и эстетическая среда

4,1

82

0,09

80

Уровень зарплаты

3,8

76

0,29

Удобство рабочего графика

4,7

94

0,05

Удобство расположения места работы

3,9

78

0,24

Социальная защищенность

4,2

84

0,19

Организация досуга

4,1

82

0,14

Социальные факторы

Качество руководства

4,1

82

0,33

78

Отношения в коллективе

4,6

92

0,17

Возможность профессионального роста

3,5

70

0,50

Характер работы

Полезность Вашего труда

4,2

84

0,10

74

Разнообразие задач

3,6

72

0,40

Необходимость брать ответственность

3,9

78

0,20

Необходимость личностного роста для выполнения задач

3,5

70

0,30

Расчетные формулы:

где – средний балл по фактору,

m – количество факторов.

  1. по группе факторов

Третий этап – обработка ответов на ключевой вопрос анкеты об общей субъективной удовлетворенности трудом. Результаты в наглядной диаграмме представлены в Приложении 3.

Оценим ответ «не удовлетворен(-а)» в 1 балл, «скорее не удовлетворен(-а)» – 2 балла, «затрудняюсь ответить» – 3 балла, «скорее удовлетворен(-а)» – 4 балла, и «удовлетворен(-а)» – в 5 баллов. Средний балл Бср переведем в индекс субъективной удовлетворенности Iуд S по формуле:


Получим:

Таким образом, расчеты показали следующие результаты.

Индекс удовлетворенности персонала физиологическими факторами и поощрениями 80, социальными факторами – 78, и характером работы – 74. Исходя из этих показателей, можно сказать, что в рассматриваемой компании степень удовлетворенности сотрудников на среднем уровне, ближе к высокому.

Исходя из ответов на ключевой вопрос, получили субъективный индекс удовлетворенности, равный 92, что превышает индексы удовлетворенности по группам факторам.

2.3 Анализ результатов исследования

Анализ полученных значений показывает, что в рамках данного исследования верной оказалась гипотеза 1, то есть к индексу субъективного ощущения удовлетворенности трудом в целом наиболее близок индекс удовлетворенности для группы физиологических факторов и поощрений разность составляет 12 пунктов.

Заметим, что различия между индексами удовлетворенности для группы социальных факторов и группы физиологических факторов и поощрений очень невелико – всего 2 пункта. То есть с общим индексом разница составляет 14 пунктов.

Индекс по факторам, связанным с характером работы, показали наибольший разрыв с общим индексом – 18 пунктов.

В целом, результаты показывают достаточный уровень удовлетворенности персонала, как по субъективному ощущению, так и по отдельным группам факторов. Различия между этими оценками существуют, из чего можно сделать несколько выводов:

  1. Рассматривая трудовую деятельность в комплексе, человек скорее готов дать положительную оценку удовлетворенности. Это связано и с желанием показать руководству свою лояльность, и с кажущейся легкостью оценки целого;
  2. Вопросы об удовлетворенности отдельными факторами оценивались по пятибалльной шкале, а ключевой вопрос об субъективном ощущении удовлетворенности имел в качестве ответов варианты «не удовлетворен(-а)», «скорее не удовлетворен(-а)», «затрудняюсь ответить», «скорее удовлетворен(-а)», и «удовлетворен(-а)», которые были переведены в пятибалльную шкалу искусственно;
  3. В анкете было сформулировано ограниченное количество факторов, и кроме них для каждого конкретного человека есть важные для него факторы, не учтенные в массовом опросе.

Для решения этих проблем, при проведении подобных исследований в будущем, рекомендовано:

  • учитывать особенность ответов, связанную с неверной субъективной оценкой целого и частного;
  • использовать одинаковые шкалы оценки по всем параметрам;
  • дать возможность сотрудникам оценивать предложенные ими факторы в индивидуальном порядке.