Файл: Исследование факторов удовлетворенности трудом на примере реально существующей компании (Факторы удовлетворенности трудом в работах социологов XX века).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Концепции исследования феномена удовлетворенности трудом
1.2 Удовлетворенность трудом и трудовая мотивация, теории мотивации
1.3 Факторы удовлетворенности трудом в работах социологов XX века
2.1 Выбор метода исследования и разработка структуры анкеты для сотрудников компании
2.2 Обработка данных исследования
При составлении мотивационной программы следует учитывать, что полная удовлетворенность трудом является неблагоприятным явлением, для современного профессионала. В этом случае у работника отсутствует стремление к профессиональному и личностному росту, совершенствованию. Это может стать причиной снижения уровня мотивации, ухудшения заинтересованности в эффективности собственного труда [3].
Данные проведенного опроса показали наименьшие различия между индексом общей субъективной удовлетворенности и индексом удовлетворенности физиологическими факторами и поощрениями. Следовательно, гипотеза 1 оправдала себя.
Сравнительно высоки показатели индекса удовлетворенности присущи и двум другим группам факторов – социальных и связанных с характером работы. Это означает, что в целом опрашиваемы сотрудники удовлетворены своим трудом, и основная задача hr-менеджера сохранить этот баланс и не допустить проявление демотивации.
Для мониторинга удовлетворенности трудом следует регулярно проводить подобные диагностические опросы, каждый раз корректируя анкеты с учетом уже собранных и обработанных данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках данной работы было проведено исследование теоретических основ понятия удовлетворенности трудом, ее различных концепций, форм проявления, связи с трудовой мотивацией. Рассмотрены последствия отсутствия удовлетворенности, формы неудовлетворенности. На основании этих теоретических знаний были выделены и классифицированы факторы удовлетворенности трудом, адаптированные для современной компании.
Было выдвинуто три гипотезы, по количеству групп факторов, о наиболее близких значениях общего и группового факторного индексов удовлетворенности.
Опрос в виде анкетирования с использованием Google Forms был анонимно проведен в одной из компаний по разработке мобильных игр, при поддержке и одобрении hr-менеджера.
При составлении анкеты и обработке данных автор опирался на методику определения удовлетворенности трудом Михалкиной и Скачковой с некоторыми адаптационными изменениями.
Результаты исследования показали, что по показанию индекса удовлетворенности к субъективному ощущению наиболее близки факторы физиологические и поощрительные. Это означает, что мотивационная система, принятая в данной компании, в целом, выполняет свою функцию.
Важно отметить, что в эту группу входят те факторы, над которыми руководство имеет наибольший контроль. Для более детальной оптимизации ресурсов мотивации с использованием этой группы факторов имеет смысл провести более подробный опрос с выделением более конкретных факторов. Например, разбить на две подгруппы: средовые факторы («Обустроенность рабочего пространства», «Уровень шума», «Уровень освещенности», «Техническая оснащенность», «Организация системы питания», «Организация регулярных досуговых мероприятий», «Жесткость рабочего графика» и т.д.) и поощрительные («Система премирования», «Рейтинговая система работников», «Система нематериальных поощрений» и т.д.)
Следующий по величине индекс удовлетворенности имеет группа социальных факторов. Осуществление контроля над ними более сложно реализуемо, и требует высокого профессионализма со стороны hr-менеджера или организационного психолога. В качестве примеров решений улучшения отношений в коллективе могут выступать организация совместного проведения досуга или прохождение тренингов по тимбилдингу.
Наименьший индекс удовлетворенности показали факторы, связанные с характером работы. В рамках отдельной компании оказать на них влияние практически невозможно, а значит, отношение человека к характеру конкретной работы следует выяснять на этапе приема на работу. Несмотря на достаточно высокий индекс удовлетворенности в этой группе (74), индекс этих факторов показывает наибольшее различие с общим субъективным индексом.
Это может иметь под собой следующие основания:
- при устройстве на работу кандидаты не до конца осознавали детали предстоящей деятельности;
- со временем отношения к своим обязанностям изменились;
- изменился круг обязанностей;
- удовлетворенность факторами других групп перевешивает неудовлетворенность факторами, связанными с характером работы.
На основании проведенного исследования можно составить специализированную программу мотивации персонала данной компании. Как правило, для создания этой программы наибольшее внимание уделяется факторам с низким индексом удовлетворенности. В данном случае это будут факторы, связанные с личностным и профессиональным ростом, хотя они и имеют объективно высокий индекс. В этом направлении можно предложить, например, дать возможность работникам проходить профессиональные и личностные тренинги, обучаться дополнительно на добровольной основе.
Подобные опросы следует проводить с некоторой периодичностью, чтобы отслеживать эффективность выработанной программы мотивации и общий эмоциональный настрой сотрудников. Также следует своевременно реагировать на результаты опроса, чтобы корректировать мотивационную программу, снизить текучесть и абсентизм.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Баженов С. В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности специалистов сферы информационных технологий // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 4. С. 341–346
- Бюссинг А. Мотивация и удовлетворенность. Управление человеческими ресурсами. / Под ред. М.Пула, М.Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с. (Серия «Бизнес-класс»), с. 777-792 URL: http://dps.smrtlc.ru/Disc/Bussing_Motiv.htm (дата обращения 08.11.2019)
- Гудовский И.В. Особенности удовлетворенности трудом профессионалов в современных организациях // Актуальные проблемы психологии труда: теория и практика. Материалы II Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2019 Изд.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева" (Красноярск). С. 86-90.
- Журавлев Г.Т. Прикладная социология. – М.: МГУЭСИ, 2002. – С.44.
- Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 485 с
- Ильясов Ф.Н. О целесообразности и содержании исследований удовлетворенности трудом // Социологический журнал. – 2013. – № 3. – С. 130– 138.
- Липатова А.Е. Удовлетворенность трудом как социологическая категория многообразие подходов к интерпретации удовлетворенности трудом в социологии и менеджменте //Аспирант: Южный университет (ИУБиП). 2015. №9. С.63-66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25058646 (дата обращения 08.11.2019)
- Мандель, Б.Р. Современная психология управления. Модульный курс. ФГОС-3+ / Б.Р. Мандель. – Изд. 2-е, стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 349 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363425 (дата обращения: 08.11.2019). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-0064-7. – DOI 10.23681/363425. – Текст : электронный.
- Методика определения интегральной удовлетворенности трудом./ Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С.470–473
- Мотивация, стимулирование и оплата труда / Е.В. Михалкина, Л.С. Скачкова, Е.П. Костенко и др. ; под общ. ред. Е.В. Михалкиной ; Министерство образования и науки РФ, Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2017. – 337 с. : схем., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493245 (дата обращения: 08.11.2019). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9275-2256-9. – Текст : электронный.
- Переселкова З.С., Коренная А.С. Проблема удовлетворенности трудом и ее осмысление в русле социологии труда и занятости // Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбургский государственный университет, 2016. – С. 1926–1933. URL: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/1849/1/1926-1933.pdf (дата обращения: 08.11.2019)
- Прусова Н.В., Боронова Г. Х. Психология труда. М.Ж Эксмо, 2008. 160с.
- Пырьев, Е.А. Психология труда / Е.А. Пырьев. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 458 с. : ил., схем., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436999 (дата обращения: 08.11.2019). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-7163-4. – DOI 10.23681/436999. – Текст : электронный.
- Словарь по управлению персоналом [электронный ресурс] // Абсентизм URL: https://hr-portal.ru/varticle/absenteizm (дата обращения 08.11.2019)
- Ушакова, Е.А. Факторы удовлетворенности трудом как основа мотивации персонала: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/56473/1/Ушакова_Факторы%20удовлетворенности%20трудом.pdf (дата обращения 08.11.2019)
- Хагур Ф.Р. Исследование ПРОБЛЕМЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ В СССР И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. №1. С. 102-109
- Шалагинова О.В., Клюева О.А. Обоснование программы эмпирического исследования лояльности и удовлетворенности трудом сотрудников организации // Материалы Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов, молодых ученых и их наставников. Тверской областной институт усовершенствования учителей, 2017. C 208 URL: http://psychology.tversu.ru/websites/24/documents/831/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA_2017.pdf?1493378772 (дата обращения 08.11.2019)
- Шапиро, С.А. Основы экономики и социологии труда / С.А. Шапиро, П.И. Ананченкова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 271 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469688 (дата обращения: 08.11.2018). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9324-7. – DOI 10.23681/469688. – Текст : электронный.
- Шляпникова И.А., Тимощенко А.С. Определение уровня удовлетворенности трудом работников электросетевой организации // Инновации в науке. 2017. №9(70). С. 43-46
- Шульц Д.Я., Шульц С.Э. Психология и работа. – 8-е изд. – СПб., 2003. – 560 с. URL: lib100.com/book/common_psychology/psih_i_rabota/html/?page=475 (дата обращения 08.11.2019)