Файл: Исследование факторов удовлетворенности трудом на примере реально существующей компании (Факторы удовлетворенности трудом в работах социологов XX века).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Исследование факторов удовлетворенности трудом занимает умы социологов и психологов уже более века, но сейчас, в условиях перехода к постиндустриальной экономике знаний, эта тема становится актуальной как никогда. В России и мире неуклонно растет количество крупных корпораций и средних предприятий, чья деятельность связана с использованием инновационных технологий и программных продуктов, требующих высококвалифицированных специалистов для их обслуживания. Поскольку спрос на таких специалистов высок, hr-менеджеры озабочены их поиском и крайне заинтересованы в их удержании. Руководители компаний предлагают таким сотрудникам различные преференции и льготы, не всегда задумываясь, нужны ли они данному специалисту [1].

Такие очевидные мотиваторы, как фиксированная зарплата, система финансовых поощрений, для многих специалистов не является ключевым мотивационным стимулом, как это было в эпоху полностью индустриальной экономики. А значит, необходимо исследовать, что современный работник действительно ценит в своей трудовой деятельности, что является для него факторами удовлетворенности.

Грамотное использование результатов этих исследований можно использовать для создания оптимальной системы мотивации персонала, стимулирующую работников к наибольшей эффективности, меньшему выгоранию при минимальных вложениях со стороны руководства.

Целью данной работы является исследовать факторы удовлетворенности трудом в современной компании на примере одной из компаний по разработке мобильных игр.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы удовлетворенности трудом;
  • сформулировать факторы, наиболее влияющие на удовлетворенность трудом в современной компании;
  • сформулировать гипотезы о наиболее влияющих факторах;
  • провести опрос сотрудников и обработать данные;
  • сравнить полученные данные с гипотезами, проанализировать результат.

Объектом исследования в данной работе является удовлетворенность трудом сотрудников современных компаний.

Предметом исследования являются факторы удовлетворенности трудом в исследуемой компании.

Теоретической основой исследования являются учебные пособия по управлению персоналом, статьи ведущих отечественных и зарубежных психологов и социологов.


Информационной основой для настоящей работы послужили статистические показатели, а также данные, полученные в процессе исследовательской работы автора над проблемой, поднятой в данной работе.

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
  2. Эмпирические: анкетирование, эксперимент;
  3. Обработка данных по методике исследования удовлетворенности персонала Михалкиной и Скачковой.

Работа состоит из двух частей, в первой из которых раскрывается теоретическая компонента освещаемой проблемы, а вторая описывает методику и анализ результатов проведенного исследования.

В заключении делаются выводы об итогах проведенного исследования, а также о возможном практическом использовании полученных результатов.

Глава 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ И ЕЕ ФАКТОРОВ В РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЯХ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ

1.1 Концепции исследования феномена удовлетворенности трудом

Сущность понятия удовлетворенности трудом

Проблема удовлетворенности человека различными сферами его жизни привлекает к себе внимание многих философов, социологов и психологов на протяжении многого времени. Как и со многими многогранными понятиями, однозначного определения для феномена «удовлетворенность» не существует. Но несмотря на это, большинство исследователей считают ее эмоциональной категорией, разновидностью счастья. С другой стороны, часто под удовлетворенностью понимается отсутствие депрессии, тревоги и других отрицательных эмоций. То есть удовлетворенность вообще – это не просто переживание эмоций, а переживание положительных эмоций: радости, умиротворение, блаженство.

Трудовая деятельность занимает очень одно из важнейших мест в жизни современного человека, поэтому ученые обращаются к исследованию проблемы удовлетворенности трудом.


Формально, можно рассматривать удовлетворенность трудом как переживание положительных эмоций, вызванных работой вообще и различными ее сторонами в частности. Таким образом, удовлетворенность работой – это частный случай удовлетворенности, который, в свою очередь состоит из удовлетворенности отдельными аспектами производственной ситуации, такими как заработная плата, графиком, отношения с коллегами, начальством. Субъективно, удовлетворенность в труде проявляется в переживании приятного от рабочего процесса, а неудовлетворенность – в переживании неприятного. Объективно же удовлетворенность проявляется в поведении, ведущем в основном к повышению эффективности трудовой деятельности [13].

За время изучения этого феномена было сформировано несколько подходов к его исследованиям, где понятие «удовлетворенность трудом» рассматривается как:

  • показатель адаптированности работника к конкретной позиции в системе общественного отношения труда [6]
  • отношение человека к процессу труда, его содержанию, как эмоциональное состояние работника, его удовлетворенность настроем внутри коллектива [11]
  • исполнение, осуществление ожиданий человека от материальных, социальных и духовно-нравственных результатов своей работы [Шульц]
  • испытываемое человеком психологическое и моральное удовлетворение в процессе трудовой деятельности [19];
  • это совокупность воздействия на работника факторов мотивации труда, в том числе: условия труда, содержание и величина заработной платы, уважение, признание, возможность для самовыражения и самоутверждения личности, то есть факторы, которые определяют стремление человека к полезной деятельности, возможность проявления творческой инициативы и т.д. [20]
  • интегративный показатель, отражающий благополучие или неблагополучие личности в трудовом коллективе [9]
  • состояние сбалансированности требований (запросов), предъявляемых работником к организации по содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной оценке возможностей реализации этих запросов [17]
  • и другие

Анализируя основные концепции удовлетворения трудом, их условно можно разделить на два класса: субстанциональные и релятивные.

В рамках первого подхода работали А.Г. Здравомыслов, А. Кемпбел, Е. Локк, И.М. Попова, В.А. Ядов. Они рассматривали удовлетворенность трудом в терминах потребностей и ценностей самой личности, как положительную эмоцию, возникающую в самом субъекте.


Сторонники релятивного подхода, Ф.Р. Ачмиз, Ф.Н. Ильясов, Н.Ф. Наумова, В. Д. Патрушева, Е.Ю. Пряжникова, Р. Штольберг, связывают удовлетворенность трудом со сравнением своего положения с другими людьми и интерпретируют ее как меру адаптации индивида к социальной реальности.

Рассматривая человека как элемент социального целого с одной стороны и как некоторую автономную, самостоятельную по отношению к нему сущность, можно объединить эти две концепции. Тогда удовлетворенность трудом будет пониматься как уровень социальной адаптации, в котором проявляется определенной уровень притязаний, сравнивая с которым свой социальный статус, человек формирует свою оценку последнего. То есть процесс адаптации проходит на двух уровнях: внутреннем и внешне-социальном [7].

Исследования качественных характеристик удовлетворенности трудом

Исследования удовлетворенности трудом могут быть сгруппированы в три основные категории [Бюссинг]:

  1. последствия удовлетворенности и неудовлетворенности трудом;
  2. формы и уровни удовлетворенности;
  3. факторы (причины и ограничения).

Как последствия удовлетворенности трудом чаще всего используют три понятия: текучесть, абсентизм (общее количество потерянных рабочих дней или часов, частота случаев отсутствия сотрудника на работе [14]) и результаты выполненной работы. Абсентизм коррелирует с неудовлетворенностью, текучесть чаще возникает также при ее возникновении, но возможна и при удовлетворенности. Результаты выполняемой работы однозначно коррелируют с высокой удовлетворенностью [2].

В 1992 году А. Бюссинг со своей рабочей группой проанализировали динамическую концепцию удовлетворенности трудом, предложенную А. Брюггеманом еще в 1974г. Исследуемый феномен рассматривается как процесс взаимодействия, при котором проводится различие между тремя его формами. Модель включает в себя три основные переменные:

  1. различия между фактической ценностью рабочей ситуации и номинальными (собственными) ценностями человека;
  2. изменения в уровне стремления;
  3. проблемно-ориентированное поведение (направленное на решение задачи).

Согласно этой модели, человек формирует некоторую степень удовлетворенности или неудовлетворенности работой в зависимости от сочетания между ожиданиями, потребностями и мотивами, с одной стороны, и рабочей ситуацией. С учетом возможных последующих изменений в уровнях стремлений и соответствующего проблемно-ориентированного поведения, могут развиться шесть форм удовлетворенности и неудовлетворенности трудом (см. Таблицу 1)


Таблица 1

Прогрессивная удовлетворенность трудом:

Удовлетворенность от работы в целом. Уровень стремления увеличивается, и «творческая неудовлетворенность» становится неотъемлемой частью работы.

Стабильная удовлетворенность трудом:

Удовлетворенность от конкретной работы. Недостаточные стимулы работы, стремление сконцентрировано на других областях.

Удовлетворенность трудом в смирении (удовлетворенность трудом смирившегося человека):

Неясная неудовлетворенность. Уровень стремления снижается, что приводит к временному позитивному состоянию удовлетворенности.

Конструктивная неудовлетворенность трудом:

Ощущение неудовлетворенности. Уровень стремления поддерживается, совершаются попытки справиться с ситуацией, вырабатывается терпимость к фрустрации и досаде.

Фиксированная неудовлетворенность трудом:

Ощущение неудовлетворенности. Уровень стремления поддерживается, попыток справиться с ситуацией не возникает. Не исключается патологическое развитие событий.

Псевдоудовлетворенность трудом:

Ощущение неудовлетворенности, но восприятие негативной ситуации отрицается. Уровень стремления поддерживается за счет отдельных аспектов достижений.

Самой спорной формой рассматриваемого феномена является удовлетворенность трудом в смирении. Согласно результатам качественных интервью, проводимых в рамках исследований Бюссинга, количество респондентов, удовлетворенных своей работой, превышало количество ответивших отрицательно, именно за счет принадлежности к группе смирившихся и снизивших уровень своих стремлений.

Также, в ходе исследований Бюссинга, было установлено, что не только количественные, но и качественные характеристики удовлетворенности трудом зависят от многих факторов и динамичны во времени. [2]

1.2 Удовлетворенность трудом и трудовая мотивация, теории мотивации

Если рассматривать удовлетворенность трудом строго как удовлетворение потребностей работников, но необходимо учитывать, что человек, удовлетворивший все свои потребности, не будет являться мотивированным сотрудником, и его эффективность как специалиста будет снижаться. Следовательно, необходимо выделить набор потребностей человека, которые могут стимулировать его как члена рабочего коллектива на достижение определенных результатов. Этот набор потребностей и будет являться мотивацией трудовой деятельности человека.