Файл: Исследование факторов удовлетворенности трудом на примере реально существующей компании (Факторы удовлетворенности трудом в работах социологов XX века).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Концепции исследования феномена удовлетворенности трудом
1.2 Удовлетворенность трудом и трудовая мотивация, теории мотивации
1.3 Факторы удовлетворенности трудом в работах социологов XX века
2.1 Выбор метода исследования и разработка структуры анкеты для сотрудников компании
2.2 Обработка данных исследования
Существуют некоторые отличия проведенного автором исследования от классической методики Михалкиной и Скачковой. Во-первых, для удобства респондентов была выбрана не десяти-, а пятибалльная шкала для оценки удовлетворенности по каждому фактору. Во-вторых, корректирующие коэффициенты рассчитывались, исходя из результатов оценки значимости факторов самими работниками внутри каждой группы факторов, а сами группы факторов считаются равнозначными. В-третьих, респондентам было предложено ответить на ключевой вопрос об общей субъективной удовлетворенности труда.
Структура анкеты включает в себя вводную часть, «паспортичку» и основную часть.
Во вводной части описана цель опроса (исследование факторов удовлетворенности трудом), указано, что опрос анонимный, но у каждого желающего при необходимости есть возможность подойти к hr-менеджеру, и объяснена необходимость отвечать на вопросы искренне для получения достоверных результатов исследования.
«Паспортичка» представляет собой вопросы, дающие возможность выяснить демографические или социальные характеристики респондентов. Помимо стандартных вопросов о поле, возрасте, наличии образования, в данную анкету включен вопрос о соответствии специальности, полученной в учебном заведении, роду трудовой деятельности.
Основная часть анкеты разделена на два блока. В первом блоке респондентам предложено оценить степень важности каждого фактора по пятибалльной шкале. Во втором блоке основной части находятся вопросы о степени удовлетворенности выделенными факторами, оцениваемой по пятибалльной шкале. Ключевой вопрос об общей суьбъективной удовлетворенности труда имеет пять вариантов ответов: «не удовлетворен(-а)», «скорее не удовлетворен(-а)», «затрудняюсь ответить», «скорее удовлетворен(-а)», «удовлетворен(-а)». Оцениваются количественные характеристики удовлетворенности при условии, что за положительный ответ считается любая форма удовлетворенности: прогрессивная, стабильная и в смирении.
Выделим факторы, которые будем учитывать при проведении исследования удовлетворенности трудом в компании по разработке мобильных игр. При этом будем опираться на список факторов, которые рассматривали социологи на протяжении последнего столетия, дополненный факторами, предложенными самими сотрудниками и hr-менеджером компании.
Учитывая разделение концепций удовлетворенности труда на субстанциональные и релятивные, и разделение теорий трудовой мотивации на содержательные и процессуальные, распределим выделенные факторы на три категории: «Физиологические факторы и поощрения», «Социальные факторы» и «Характер работы» (см. Таблицу 2). К первой группе относятся аспекты-мотиваторы, зависящие, в основном, от работодателя. К социальным факторам отнесем связанные с отношениями с другими людьми, а также с социальным статусом. Характер работы включает в себя факторы, связанные непосредственно с качественной составляющей трудовой деятельности.
Таблица 2
Физиологические факторы и поощрения |
Социальные факторы |
Характер работы |
|
|
|
В данном исследовании использовано разовое анкетирование посредством Google Forms, которое проводилось добровольно, анонимно и в комфортной обстановке. Респондентами выступали сотрудники современной компании, занимающейся разработкой мобильных игр.
В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
- количественные характеристики удовлетворенности факторами первой группы и субъективным ощущением удовлетворенности трудом наиболее близки;
- количественные характеристики удовлетворенности факторами второй группы и субъективным ощущением удовлетворенности трудом наиболее близки;
- количественные характеристики удовлетворенности факторами третьей группы и субъективным ощущением удовлетворенности трудом наиболее близки.
Таким образом можно будет определить, какая группа фактором наибольшим образом влияет на удовлетворенность персонала в исследуемой компании.
2.2 Обработка данных исследования
Количество работников, участвовавших в опросе, 31 человек, в том числе 9 женщин (29% опрошенных) и 22 мужчины (71% опрошенных).
Возраст опрашиваемых сотрудников составляет: от 18 до 24 лет – 2 человека, от 25 до 30 лет – 15 человек, от 31 года до 37 лет – 12 человек, от 38 до 45 лет – 2 человека, и старше 46 лет – 0 человек.
Уровень образования респондентов составляет: среднее образование имеет 1 человек, среднее специальное – 1 человек, неоконченное высшее – 4 человека, одно высшее образование – 22 человека, и два и больше высших образований – 3 человека.
Среди опрашиваемых сотрудников, имеющих высшее образование, у 18 человек род профессиональной деятельности не совпадает со специальностью высшего образования, у 10 – совпадает.
Эти результаты «паспортички» наглядно представлены в Приложении 1.
Исходя из этих результатов, можно сделать промежуточные выводы, что сотрудники компании достаточно молоды и преимущественно готовы обучаться новому.
Первый этап обработки результатов основной части исследования – анализ степени значимости каждого выделенного фактора удовлетворенности трудом и определение корректирующих коэффициентов. Полученные в результате анкетирования данные приведены в Таблице 2.
Таблица 3
Факторы |
Средний балл (важность) |
R – ранг фактора |
W – значимость фактора |
|
Физиологические факторы и поощрения |
Физическая и эстетическая среда |
4,1 |
5 |
0,09 |
Уровень зарплаты |
4,9 |
1 |
0,29 |
|
Удобство рабочего графика |
4 |
6 |
0,05 |
|
Удобство расположения места работы |
4,7 |
2 |
0,24 |
|
Социальная защищенность |
4,6 |
3 |
0,19 |
|
Организация досуга |
4,2 |
4 |
0,14 |
|
Социальные факторы |
Качество руководства |
4,1 |
2 |
0,33 |
Отношения в коллективе |
4,0 |
3 |
0,17 |
|
Возможность профессионального роста |
4,3 |
1 |
0,50 |
|
Характер работы |
Полезность Вашего труда |
3,3 |
4 |
0,10 |
Разнообразие задач |
4,2 |
1 |
0,40 |
|
Необходимость брать ответственность |
3,7 |
3 |
0,20 |
|
Необходимость личностного роста для выполнения задач |
3,9 |
2 |
0,30 |
R – ранг фактора, определяющий, на каком месте по значимости он находится.
W – расчетный корректирующий коэффициент, вычисленный по формуле:
где – максимальный ранг фактора
Второй этап обработки данных – расчет индексов удовлетворенности персонала с учетом корректирующих коэффициентов. Исходные данные от респондентов в наглядных диаграммах представлены в Приложении 2. Результаты опроса и вычисленный индекс удовлетворенности по факторам приведены в Таблице 4.
Таблица 4
Средний балл (удовл-ть по фактору m), Фm |
Индекс удовл-ти по фактору m (Iуд m), % |
Wm |
Индекс удовл-ти по группе (Iуд гр), % |
||
Физиологич. факторы и поощрения |
Физическая и эстетическая среда |
4,1 |
82 |
0,09 |
80 |
Уровень зарплаты |
3,8 |
76 |
0,29 |
||
Удобство рабочего графика |
4,7 |
94 |
0,05 |
||
Удобство расположения места работы |
3,9 |
78 |
0,24 |
||
Социальная защищенность |
4,2 |
84 |
0,19 |
||
Организация досуга |
4,1 |
82 |
0,14 |
||
Социальные факторы |
Качество руководства |
4,1 |
82 |
0,33 |
78 |
Отношения в коллективе |
4,6 |
92 |
0,17 |
||
Возможность профессионального роста |
3,5 |
70 |
0,50 |
||
Характер работы |
Полезность Вашего труда |
4,2 |
84 |
0,10 |
74 |
Разнообразие задач |
3,6 |
72 |
0,40 |
||
Необходимость брать ответственность |
3,9 |
78 |
0,20 |
||
Необходимость личностного роста для выполнения задач |
3,5 |
70 |
0,30 |
Расчетные формулы:
где – средний балл по фактору,
m – количество факторов.
- по группе факторов
Третий этап – обработка ответов на ключевой вопрос анкеты об общей субъективной удовлетворенности трудом. Результаты в наглядной диаграмме представлены в Приложении 3.
Оценим ответ «не удовлетворен(-а)» в 1 балл, «скорее не удовлетворен(-а)» – 2 балла, «затрудняюсь ответить» – 3 балла, «скорее удовлетворен(-а)» – 4 балла, и «удовлетворен(-а)» – в 5 баллов. Средний балл Бср переведем в индекс субъективной удовлетворенности Iуд S по формуле:
Получим:
Таким образом, расчеты показали следующие результаты.
Индекс удовлетворенности персонала физиологическими факторами и поощрениями 80, социальными факторами – 78, и характером работы – 74. Исходя из этих показателей, можно сказать, что в рассматриваемой компании степень удовлетворенности сотрудников на среднем уровне, ближе к высокому.
Исходя из ответов на ключевой вопрос, получили субъективный индекс удовлетворенности, равный 92, что превышает индексы удовлетворенности по группам факторам.
2.3 Анализ результатов исследования
Анализ полученных значений показывает, что в рамках данного исследования верной оказалась гипотеза 1, то есть к индексу субъективного ощущения удовлетворенности трудом в целом наиболее близок индекс удовлетворенности для группы физиологических факторов и поощрений разность составляет 12 пунктов.
Заметим, что различия между индексами удовлетворенности для группы социальных факторов и группы физиологических факторов и поощрений очень невелико – всего 2 пункта. То есть с общим индексом разница составляет 14 пунктов.
Индекс по факторам, связанным с характером работы, показали наибольший разрыв с общим индексом – 18 пунктов.
В целом, результаты показывают достаточный уровень удовлетворенности персонала, как по субъективному ощущению, так и по отдельным группам факторов. Различия между этими оценками существуют, из чего можно сделать несколько выводов:
- Рассматривая трудовую деятельность в комплексе, человек скорее готов дать положительную оценку удовлетворенности. Это связано и с желанием показать руководству свою лояльность, и с кажущейся легкостью оценки целого;
- Вопросы об удовлетворенности отдельными факторами оценивались по пятибалльной шкале, а ключевой вопрос об субъективном ощущении удовлетворенности имел в качестве ответов варианты «не удовлетворен(-а)», «скорее не удовлетворен(-а)», «затрудняюсь ответить», «скорее удовлетворен(-а)», и «удовлетворен(-а)», которые были переведены в пятибалльную шкалу искусственно;
- В анкете было сформулировано ограниченное количество факторов, и кроме них для каждого конкретного человека есть важные для него факторы, не учтенные в массовом опросе.
Для решения этих проблем, при проведении подобных исследований в будущем, рекомендовано:
- учитывать особенность ответов, связанную с неверной субъективной оценкой целого и частного;
- использовать одинаковые шкалы оценки по всем параметрам;
- дать возможность сотрудникам оценивать предложенные ими факторы в индивидуальном порядке.