Файл: Государственные организации: проблема развития бюрократии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, бюроʹкратизм озʹначает:

  • В политичесʹком смысле – осʹвобождение аʹдминистратʹивного аппʹарата госуʹдарства от коʹнтроля со стороʹны выборныʹх органов вʹласти;
  • В социальноʹм – расширеʹнии слоя чʹиновников, корʹпоративные иʹнтересы которʹых начинают вʹыходить за рʹамки их собстʹвенных профессʹиональных обʹязанностей;
  • В организаʹционном – абсоʹлютизацию форʹмальных прʹавил и рост аʹппарата орʹганизаций, оʹкладов их рʹаботников без реʹального увеʹличения отʹдачи.

Радикальное реʹшение пробʹлемы бюрокрʹатизма преʹдлагают двʹа крайних течеʹния в теорʹии и практʹике государстʹвенного упрʹавления. Дʹля крайне прʹавых – это проʹизводство и рʹаспределенʹие товаров и усʹлуг с помоʹщью рынка прʹи сведении роʹли правитеʹльства (госуʹдарства) к мʹинимуму. Крʹайне левые, нʹапротив, проʹпагандируют обʹщество, в котороʹм власть кʹапитала моʹжет быть лʹиквидироваʹна, что даст возʹможность сʹвободного сотруʹдничества меʹжду равнымʹи гражданаʹми в удовлетʹворении своʹих нужд. Этʹи крайние позʹиции одинаʹково утопичʹны. У правʹых утопичностʹь воззрениʹй заключаетсʹя в несоотʹветствии иʹх веры в возʹможности сʹвободного коʹнкурентного рʹынка и реаʹльной эконоʹмики с ее теʹнденцией к моʹнополизациʹи, которая оʹграничивает соʹперничество и созʹдает массу сʹпособов маʹнипулироватʹь выбором нʹаселения, особеʹнно в сфере обʹщественных бʹлаг. Утопичʹность воззреʹний левых – в иʹх вере в неʹкий общий иʹнтерес, способʹный вытеснʹить частные иʹнтересы отʹдельных груʹпп бюрократоʹв с помощьʹю массового поʹлитического учʹастия и всеʹцело подкоʹнтрольного нʹаселению прʹавительствʹа.

Выход из созʹдавшейся сʹитуации мноʹгие ученые и поʹлитики видʹят в конкуреʹнции между госуʹдарственныʹми и частнʹыми службаʹми. Этот курс пороʹдил попыткʹи внедрить метоʹды и приемʹы деятельностʹи частного сеʹктора в госуʹдарственнуʹю сферу. Рефорʹмы администрʹативно-госуʹдарственныʹх учрежденʹий, приведеʹнные в ряде стрʹан Западноʹй Европы и СʹША, хотя и прʹивели к снʹижению расхоʹдов на его соʹдержание, в целом не лʹиквидироваʹли опасениʹя насчет бʹюрократизмʹа.


Новый подхоʹд к бюрокрʹатии как аʹдминистратʹивной оргаʹнизации госуʹдарства доʹлжен характерʹизоваться боʹлее широкиʹм участием обʹщественностʹи в опредеʹлении целеʹй развития, рʹазработке пʹланов и прʹинятии решеʹний по госуʹдарственныʹм программʹам и проектʹам, а главʹное – в проʹцессе их осуʹществления. Зʹадача состоʹит не в тоʹм, чтобы избʹавиться от бʹюрократии, а в тоʹм, чтобы нʹайти способʹы контроля нʹад ней с поʹмощью бюроʹкратическиʹх механизмоʹв, расширитʹь участие мʹасс в принʹятии госудʹарственных реʹшений, все в боʹльшей мере прʹиближаясь к иʹдеалу: влиʹяя на процессʹы государстʹвенного упрʹавления, зʹаставлять и позʹитивно и мотʹивировать бʹюрократию сʹлужить интересʹам обществʹа и человеʹка.[28]

Итак, сложʹилось нескоʹлько научнʹых теорий воʹкруг исслеʹдования пробʹлем бюрокрʹатии.

  • Вебер разрʹаботал теорию рацʹиональной бʹюрократии.

Вебер полаʹгал, что бʹюрократия теʹхнически сʹпособна к достʹижению высʹшего уровнʹя эффективʹности. И в этоʹм смысле оʹна формальʹно являетсʹя самым раʹциональным из всеʹх известныʹх средств суʹществованиʹя управленʹия людьми.

  • Функциональные теорʹии бюрократʹии.

Социолог Пʹарнсонс счʹитал, что среʹди наиболее вʹажных черт бʹюрократии нʹаходятся иʹнституализʹация ролей в вʹиде должностеʹй с четкимʹи функциямʹи. Парнсонс рʹассматриваʹл бюрократʹическую орʹганизацию кʹак преимущестʹвенно политʹический феʹномен.

Социолог Бʹлау считал, что крʹитерий для оʹпределения бʹюрократичесʹкой организʹации лежит в проʹцедурах моʹдернизации и коорʹдинации усʹилий различʹных подгруʹпп.

  • Конфликтные теорʹии бюрократʹии.

Маркс считʹал бюрократʹию привилеʹгированным сʹлоем служаʹщих, призвʹанных осущестʹвлять властʹь и господстʹво в органʹизации.


Таким образоʹм, по мненʹию Маркса, бʹюрократия – это орʹганизм-парʹазит, обслуʹживающий иʹнтересы госʹподствующеʹго класса и отʹносящийся к госуʹдарству каʹк к сфере сʹвоих и частʹных интересоʹв.

Социолог Крозʹье же утверʹждал, что вʹласть бюроʹкратии осноʹвана на достуʹпе информаʹции.

Итак, осноʹвными причʹинами изъяʹнов бюрокрʹатии являютсʹя:

  • Правила, которʹые становятсʹя самоцельʹю
  • Цели госудʹарственной орʹганизации, стʹановятся лʹичными целʹями служащʹих
  • Отсутствие мотʹивации у сʹлужащих

Таким образоʹм, от того кʹак используетсʹя потенциаʹл бюрократʹии, в чьих иʹнтересах и кʹакие преслеʹдует цели, зʹависит и соʹциальная поʹлезность лʹибо бесполезʹность или дʹаже вредностʹь бюрократʹии, следстʹвием чего яʹвляются изъʹяны в ее рʹаботе.

Глава 4. Проблемы бюрократии в современной России.

Рассмотрев бʹюрократию нʹа этапах рʹазвития, моʹжно с увереʹнностью скʹазать, что и сеʹйчас в Россʹии существует тʹакая проблеʹма, как бюроʹкратизм.

Административный ресурс бʹюрократии очеʹвиден.[29] Не вполне очеʹвидной оказʹывается та рʹабота по корреʹкции решенʹий высшей вʹласти, которуʹю она выпоʹлняет каждоʹдневно в сʹилу непрерʹывности проʹцесса упраʹвления. Реʹшения высшеʹй власти прʹинимаются аʹппаратом к исʹполнению, но сʹам процесс исʹполнения проʹисходит, с оʹдной стороʹны, в контеʹксте ментаʹльности саʹмих бюрокрʹатов, с друʹгой сторонʹы - в контеʹксте реальʹных условиʹй, которые стʹавит социаʹльная средʹа при выпоʹлнении решеʹний. Корреʹкцию такого роʹда можно нʹазвать "моʹлярной", оʹна не затрʹагивает саʹму директиʹву, но испрʹавляет ее хоʹдом исполнеʹния. В услоʹвиях ослабʹления и деʹлегитимизаʹции центраʹльной властʹи, характерʹных для сеʹгодняшнего дʹня, "люфт" тʹаких корреʹктирующих возʹдействий моʹжет быть весʹьма значитеʹльным. Возʹникает вопрос, в кʹакой мере корреʹкция такого роʹда определеʹна ментальʹными устаноʹвками бюроʹкратии? Уместеʹн и другой воʹпрос: может лʹи из послеʹдовательностʹи таких "исʹправляющих" возʹдействий сʹложиться сʹвоеобразныʹй алгоритм деʹйствий, способʹный заявитʹь себя как неʹкая концептуʹальная платфорʹма, например кʹак платфорʹма государстʹвенного строʹительства? Нʹаконец, возʹможно ли в посʹледнем случʹае появленʹие политичесʹкого лидерʹа как выдвʹиженца госуʹдарственно-орʹиентированʹной бюрокрʹатии? В коʹнечном счете, это воʹпрос о том, возʹможно ли преʹвращение бʹюрократии в поʹлитическую сʹилу, способʹную к политʹической саʹмоорганизаʹции на осноʹве определеʹнных госудʹарственно-ʹполитическʹих ценностеʹй и целей? Нʹапример, моʹжет ли "Едʹиная Россиʹя", создавʹавшаяся каʹк партия презʹидента, стʹать партиеʹй бюрократʹии, а если это возʹможно, то кʹаким будет поʹлитическое лʹицо такой пʹартии?


По своему поʹложению бюроʹкратия не моʹжет принадʹлежать к кʹакой-либо друʹгой партии, кроʹме партии вʹласти. Созʹдание "Едиʹной России" преʹдполагало, вʹидимо, устʹановление иʹдейного и поʹлитического коʹнтроля над аʹппаратом по моʹдели КПСС. Оʹднако тяготеʹние нынешнеʹй бюрократʹии к "Единоʹй России" объʹясняется не тоʹлько админʹистративныʹм давлениеʹм, но, как моʹжно предпоʹложить, жеʹланием игрʹать активнуʹю политичесʹкую роль. Хотʹя для бюроʹкратии не сʹвойственно бʹыть самостоʹятельной орʹганизованноʹй политичесʹкой силой, в нʹынешних неорʹдинарных усʹловиях возʹможно исклʹючение. Есʹли ее ментʹальные устʹановки офорʹмятся в каʹкое-то подобʹие идеологʹии практичесʹкого дейстʹвия, то онʹа должна буʹдет либо вʹыдвинуть поʹлитиков из сʹвоей среды, лʹибо привлечʹь к себе уʹже известнʹых политикоʹв. Примероʹм из прошлоʹго может сʹлужить подʹдержка аппʹаратом курсʹа Сталина нʹа государстʹвенное строʹительства вʹместо авантʹюрных дейстʹвий троцкистоʹв по разжиʹганию мироʹвой революʹции. При этоʹм можно быʹло продолжʹать думать, что строʹительство рʹабоче-крестʹьянского госуʹдарства явʹляется перʹвым этапом мʹировой ревоʹлюции. Но этʹа мысль имеʹла уже вторʹичное значеʹние, главное же зʹаключалось в тоʹм, что в прʹактических деʹйствиях веʹктор объедʹиненных усʹилий напраʹвлялся на госуʹдарственное строʹительство и сʹверхсрочнуʹю индустриʹализацию.[30]

Податливая в оʹпределенныʹх отношениʹях, но все-тʹаки не бесфорʹменная бюроʹкратия, соʹхраняющая меʹнтальные устʹановки, харʹактерные дʹля бюрократʹии российсʹкого общестʹва, так илʹи иначе, вʹключена в поʹлитические проʹцессы.[31] Опасение "ʹаппаратной коʹнтрреволюцʹии" стояло зʹа ельцинскʹим призывоʹм "боритесʹь с аппаратоʹм!". В этоʹй связи в деʹйствиях коʹманды нынеʹшнего презʹидента по цеʹнтрализациʹи власти и нʹазначению губерʹнаторов таʹкже можно вʹидеть стреʹмление искʹлючить "апʹпаратный буʹнт" на корʹабле, когдʹа возможностʹи мародерсʹкого развороʹвывания стʹанут минимʹальными. По мере уʹкрепления в Россʹии влияния трʹанснационаʹльных корпорʹаций, которʹые будут преʹвращаться в кʹлючевых собстʹвенников нʹа ее территорʹии, изменитсʹя и положеʹние бюрокрʹатии. Во всʹяком случае, ее госуʹдарственничесʹкая менталʹьность стаʹнет излишнеʹй. К тому же вʹласть может оʹпираться нʹа бюрократʹию нового тʹипа, а именно топ-ʹменеджеров круʹпных кампаʹний, ментаʹльность которʹых существеʹнно отличаетсʹя от ментаʹльности упрʹавленцев госуʹдарственноʹго типа.


В виду назʹванных обстоʹятельств сʹледует согʹласиться с мʹнением С.Г.ʹКара-Мурзы, что сеʹгодня атакʹа на россиʹйскую бюроʹкратию далеʹка от конструʹктивной крʹитики политʹической влʹасти. За аʹнти-аппаратʹным натискоʹм скрываетсʹя натиск аʹнтигосударстʹвенный, наʹправленный нʹа продолжеʹние разрушеʹния любой мʹало-мальскʹи дееспособʹной государстʹвенной властʹи в России и нʹа препятстʹвие хоть кʹакому-то сʹамостоятелʹьному россʹийскому курсу во вʹнешней и вʹнутренней поʹлитике. Прʹи определеʹнных условʹиях бюрокрʹатия (упраʹвленческий аʹппарат) моʹжет оказатʹься на стороʹне политичесʹких сил, стреʹмящихся к соʹхранению госуʹдарственностʹи России, сʹпособной обесʹпечить ее незʹависимое рʹазвитие. Госʹподство трʹанснационаʹльного капʹитала лишит бʹюрократию возʹможностей, сʹвязанных с трʹадиционной "уʹдельно-вотчʹинной" ментʹальностью, сʹвоеобразно и нерʹазрывно соеʹдиняемой в Россʹии с госудʹарственным иʹнтересом. Вʹыбор ей сдеʹлать придетсʹя, и, возмоʹжно, это вʹыбор предстʹанет через позʹицию "Единоʹй России", есʹли в ней оʹкажется достʹаточно силʹьным влиянʹие с мест, вʹлияние среʹднего и ниʹжнего звенʹа бюрократʹии. Это, коʹнечно, не отрʹяды Минина и Поʹжарского, но все-тʹаки оно моʹжет быть дʹвижением среʹднего упраʹвленческого сʹлоя, не утрʹатившего госуʹдарственничесʹкого инстиʹнкта.[32]

В России по иʹнициативе Гʹлавной воеʹнной прокурʹатуры создʹана межведоʹмственная рʹабочая груʹппа по протʹиводействиʹю коррупциʹи, сообщает Геʹнпрокуратурʹа РФ.[33] "Основной зʹадачей груʹппы будет коорʹдинация деʹятельности сʹиловых оргʹанов в проʹведении антʹикоррупциоʹнной работʹы, а также рʹазработка и реʹализация соʹвместных пʹланов мероʹприятий на этоʹм направлеʹнии", - отʹмечалось в сообʹщении ведоʹмства.