Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ООО РИА «Милена»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы внешней и внутренней среды организации

1.1 Понятие, классификация внешней и внутренней среды организации

1.2 Цели и принципы стратегического анализа внешней и внутренней среды организации

1.3. Роль PEST-анализа макросреды предприятия, анализа общей ситуации и конкуренции в отрасли

1.4 Методы и приемы проведения управленческого анализа внутренней среды организации

Глава 2. Анализ состояния внешней и внутренней среды организации (на примере ООО РИА «Милена»).

2.1 Краткая организационно-экономическая экономическая характеристика деятельности

2.2 Управленческое обследование внутренней среды организации.

2.3 PEST-анализ макросреды организации.

Глава 3. Разработка рекомендаций по организации и управлению процессом обследования организации, формированию постоянного мониторинга внешней и внутренней среды.

Заключение

Список использованной литературы

Мы считаем, что данная классификация объединяет в себе основные характеристики внутренних переменных и позволяет дать им более детальную оценку на примере конкретной организации.

Внешняя среда организации – это все факторы окружающей среды,  оказывающие или способные оказать влияние на деятельность организации. 

Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов.

Внешняя среда организации может быть разделена на среду прямого воздействия (микроокружение) и среду косвенного воздействия (макроокружение). Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации и испытывают на себе воздействие со стороны организации. Среда косвенного воздействия – это факторы, которые сказываются на деятельности организации, но сама организация оказать на них воздействие не может. Внешняя среда в наше время современных организаций состоит из огромного количества факторов. Рассматривать изменения всех факторов не преподноситься возможным, поэтому руководство организации должно ограничиться учетом тех факторов внешнего окружения, которые наиболее сильным образом влияют на успех организации. [4]

Рис. 1. Взаимосвязь факторов прямого и косвенного воздействия (макро- и микросреды компании) [25]

Рассмотрим подробнее основные факторы внешней среды организации:

Среда прямого воздействия включает следующие факторы:

  1. Поставщики. Сюда входят поставщики сырья, материалов, оборудования, трудовых ресурсов, капитала. От того как хорошо организация способна обеспечить  поступление требуемых ресурсов надлежащего качества и количества зависит результат ее деятельности. Из этого выходит что успех организации непосредственно зависит от поставщиков требуемых ресурсов.
  2. Покупатели. Потребитель является самым важным звеном организации. От умения организации выявлять покупателей и удовлетворять их требованиям зависит ее успешность. Результат функционирования компании должен быть нацелен на спросы потребителя.
  3. Конкуренты.  Чтобы выжить и добиться успеха руководство организации должно постоянно следить за деятельностью конкурентов и предпринимать шаги, направленные на то, чтобы не отстать от конкурентов, а лучше обогнать их. Надо понимать, что под конкурентами необходимо понимать не только производителей аналогичной продукции, работающих на том же рынке. Анализ должен быть необходимо направлен и на те фирмы, которые могут войти на рынок, а также на производителей продуктов-заменителей.
  4. Законы и государственные органы.  Влияние законов на деятельность организации определяется такими параметрами как: благоприятность законодательства, обеспечение равенства условий осуществления деятельности, стабильность и определенность правовых норм и т. д. Организации должны соблюдать не только федеральные и местные законы, но и требования органов государственного регулирования, которые призваны следить за выполнение законов в определенной сфере, а также могут вводить собственные требования (лицензии, качество продуктов, экология, охрана труда и т. д.).

Среда косвенного воздействия.

  • Политические факторы.  Дают представление о приоритетах государственной политики и средствах ее реализации.
  • Экономические факторы. Их изучение направлено на понимание процесса создания и распределения ресурсов. Состояние экономики может благополучно способствовать росту деловой активности, либо же наоборот снижать ее.
  • Социокультурные факторы. Данные факторы характеризуют демографическую структуру общества, динамику роста населения, уровень образования, преобладающие в обществе ценностные установки, верования, обычаи.
  • Технология. Организация вынуждены идти в ногу с теми новыми разработками, от которых зависит их жизнедеятельность.

 Рис. 1 наглядно иллюстрирует сложность взаимосвязи факторов макроокружения и непосредственного окружения компании. Глобальные факторы макросреды оказывают влияние не только на саму компанию, но и на ее ближнее окружение. В то же время организация находится во взаимодействии с факторами непосредственного окружения, на которые она может оказывать обратное влияние. При этом важно подчеркнуть, что степень влияния каждого фактора на компанию зависит от ее специфических особенностей, черт (например, форма собственности, сфера деятельности, категория товара и др.). [17]

Тут можно сделать вывод, что  внешняя среда состоит из множества факторов, которые очень сложно взаимодействуют друг с другом и оказывают существенное влияние на деятельность организации. Взаимосвязанность факторов внешней среды проявляется в том на сколько изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, изменяя любой внутренней переменной может сказываться на других, изменяя один фактор можно повлиять на другие.

1.2 Цели и принципы стратегического анализа внешней и внутренней среды организации

Анализ внутренней среды предприятия – это процесс общего анализа ресурсов и возможностей предприятия, отправленные для оценки текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. По сути анализ внутренней среды предприятия является второй частью SWOT-анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятельности организации. [13]


Цель внутреннего анализа – оценить стратегическую ситуацию в организации с учетом имеющихся ограничений сильных и слабых сторон.

От конкретной в зависимости ситуации стратегический анализ внутренней среды предприятия может быть там или тут уникальным, но при соблюдение всех главных условий – полнота стратегического анализа, его качество и конечная эффективность.

В анализа внутренней среды основы должны лежать следующим образом: системность –показывает рассмотрение предприятия как сложной системы, включающей ряд функциональных подсистем (видов деятельности) и компонентов (структурных подразделений); комплексность – предполагает анализ всех составляющих частей предприятия; сопоставимость – требует проведения анализа всех внутренних переменных в динамике и в сравнении с аналогичными показателями конкурентных фирм; уникальность, или специфические цели предприятия. [19]

Цели внешнего анализа. Основное назначение анализа внешней среды — выявить и уяснить возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в будущем, с тем чтобы правильно определить стратегию и общую политику предприятия.

Анализ внешней среды  направлен на то, чтобы выявить, на что может опираться фирма, если она грамотно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные последствия, которое может ожидать его в окружение.

Анализ макроокружения содержит в себе изучения экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п [10]

Информацию внешних источников можно классифицировать по следующим признакам:

  • издания государственных учреждений;
  • средства массовой информации;
  • документы профессиональных ассоциаций и специальные издания;
  • электронные источники (Web-сайты);
  • пресс-релизы фирм;
  • биржевые сводки;
  • прайс-листы и другие издания фирм;
  • личные контакты с официальными и неофициальными лицами;
  • информация об электронных торгах с торговых площадок Интернета [24]


1.3. Роль PEST-анализа макросреды предприятия, анализа общей ситуации и конкуренции в отрасли

PEST-анализ макросреды организации.

PEST-анализ состоит в выявлении u оценке влияния факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности предприятия.

Выделяют четыре группы факторов, наиболее существенных для стратегии предприятия:

  1. политико-правовые;
  2. экономические;
  3. социокультурные;
  4. технологические.

Анализ отмеченных факторов получил название PEST-анализа.

PEST — это аббревиатура четырех английских слов Р — Political-legal — политико-правовые, Е — Economic -экономические, S — Sociocultural — социокультурные Т — Technological forces — технологические факторы. [16]

Цель PEST-анализа —следить за (мониторинг) изменениями макросреды по четырем узловым направлениям (табл. 3) и выяснения тенденций, событий, не подконтрольных предприятию, но влияющих на результаты принятых стратегических решений.

Политический фактор внешней среды в первую очередь изучают для того, чтобы иметь представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство предполагает претворять в жизнь свою политику.

Политика

- P

Экономика

Е

1. Правительственная стабиль-

1. Общая характеристика эконо-

Ность

мической ситуации {подъем,

2. Изменение законодательства

стабилизация, спад)

3. Государственное влияние на

2. Курс национальной валюты и

отрасли, включая долю госсоб-

ставка рефинансирования

Ственности

3.Уровень инфляции

4. Государственное регулирова-

4.Уровень безработицы

ние конкуренции в отрасли

5. Цены на энергоресурсы

5. Налоговая политика

Социум

s

Технология

Т

1. Демографические изменения

1.Государственная техническая

2. Изменение структуры доходов

Политика

3. Отношение к труду и отдыху

2.Значимые тенденции в области

4. Социальная мобильность насе-

НИОКР

ления

3. Новые продукты (скорость об-

5. Активность потребителей

новления и освоения новых тех-

нологий)

4.Новые патенты


Табл. 2- PEST-анализ факторов макросреды

Анализ экономического аспекта внешней среды позволяет понять, как на уровне государства формируются и распределяются экономические ресурсы. Для большинства предприятий это является важнейшим условием их деловой активности.

Изучение социального компонента внешнего окружения направлено на то, чтобы уяснить и оценить влияние на бизнес таких социальных явлений, как отношение людей к труду и качеству жизни, мобильность людей, активность потребителей и др.

Анализ технологического компонента сопутствует предвидеть возможности, связанные с улучшением науки и техники, вовремя наладить производство и реализацию технологически перспективного продукта, предвидеть время отказа от используемой технологии.

Порядок проведения PEST-анализа. Выделяют следующие этапы проведения внешнего анализа:

1. Создается список внешних стратегических факторов, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия.

■ ■ (

2. Оценивается значимость (вероятность осуществления) каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса от единицы (важнейшее) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице, т.к. обеспечивается нормированием.

  1. Дается оценка степени влияния каждого фактора-события стратегию предприятия по 5-балльной шкале: «пять» — сильное воздействие, серьезная опасность; «единица» — отсутствие воздействия, угрозы.
  2. Определяются взвешенные оценки путем умножения фактора на силу его воздействия, и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данного предприятия.

Общая оценка показывает на готовность предприятия реагировать на текущие и будущие факторы внешней среды.

Мы считаем, что слежения (мониторинг) за изменениями макросреды по четырем узловым направлениям и выявление тенденций, событий, неконтролируемые предприятием, но влияющих на результаты принятых стратегических решений, позволяет главе быть более подготовленным к изменениям и планировать деятельность организации более детально с учетом новой информации, изменять деятельность для наиболее успешного существования. [20]

Целью отраслевого анализа является определение привлекательности отрасли и ее отдельных товарных рынков. Данный анализ позволяет понять структуру и динамику отрасли, характерные возможности и нынешние угрозы, определить основные факторы успеха и разрабатывать стратегию поведения предприятия на рынке.