Файл: Документирование и инвентаризация (на примере МАДОУ № 30)».pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 13
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы документирования и инвентаризации
1.2. Сущность и задачи инвентаризации
2. Практика документирования и проведения инвентаризации в МАДОУ №30
2.2. Анализ работы с документами в МАДОУ № 30
2.3. Инвентаризация МАДОУ № 30
3. Совершенствование деятельности МАДОУ № 30 в области документирования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что качественное управление системой дошкольного образования – важнейшее условие создания современного образовательного пространства в России.
Для повышения качества управления дошкольными образовательными учреждениями необходимо совершенствование документального сопровождения дошкольного образования, что, в свою очередь, предполагает внимание к методам работы с документами, поскольку каждое управленческое решение основывается на служебном документе.
Наблюдается тесная зависимость между уровнем организации делопроизводства и качеством управления дошкольным образовательным учреждением. При этом с ростом дошкольных образовательных учреждений и численности сотрудников вопрос об эффективности документационного обеспечения управления становится все более актуальным.
Настоящая работа ставит своей целью исследование особенностей документирования и проведения инвентаризации в МАДОУ № 30.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать документы и их виды;
- определить сущность и задачи инвентаризации;
- провести анализ работы с документами в МАДОУ;
- исследовать особенности инвентаризации в МАДОУ;
- предложить мероприятия по совершенствованию деятельности МАДОУ № 30 в области документирования.
Объектом исследования являются МАДОУ № 30.
Предметом исследования является процесс документирования и проведения инвентаризации в МАДОУ № 30.
Источниками исследования стали нормативно-правовые акты, учебная литература и публикации в периодических изданиях по теме исследования, а также Устав и внутренние документы ДОУ.
1. Теоретические основы документирования и инвентаризации
1.1. Документы и их виды
Деятельность любого учреждения сопровождается составлением всех видов документов. Именно поэтому организационно-распорядительные документы являются «лицом» учреждения, по которому формируют мнение о деловых качествах его руководителя и сотрудников. Правильное оформление организационно-распорядительных документов является базовым процессом в реализации всех управленческих решений[1].
Рисунок 1 - Виды документов[2]
Все документы, образующиеся в деятельности дошкольного учреждения, можно разделить на две большие группы:
1) Организующие деятельность дошкольного образовательного учреждения. Они определяют специфику ДОУ.
Сюда относятся:
- организационно-правовые документы (договор между ДОУ и Учредителем, Устав, Свидетельство о государственной регистрации, лицензия на право ведения образовательной и медицинской деятельности, Свидетельство о государственной аккредитации, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, должностные инструкции)[3];
- документы по личному составу, регламентирующие процессы движения кадров (Трудовой договор, Трудовая книжка, Личная карточка Т-2, Личное дело);
- процедура аттестации (заявление, аттестационный лист, СПХ, экспертное заключение, протоколы заседаний экспертной, аттестационной комиссий);
- воинский учет (Личные карточки Т-2 на военнообязанных и призывников, журналы и учетная документация установленных форм, согласованная с требованиями Военного Комиссариата);
- финансово-бухгалтерская документация имеет унифицированные формы в соответствии с ОКУД, класс 03, 05;
- технико-технологическая документация:
- документы, организующие хозяйственную деятельность ДОУ;
- документы, организующие медицинскую деятельность ДОУ;
- документы, организующие педагогическую деятельность ДОУ[4].
2) Управляющие деятельностью дошкольного образовательного учреждения. Они регламентируют управленческую деятельность.
Сюда относятся:
- информационно-справочные документы (письма, протоколы, акты, справки, докладные и служебные записки, телефонограммы, документация, содержащая сведения о воспитанниках ДОУ);
- распорядительные документы (приказы по основной деятельности, личному составу, распоряжения руководителя);
- документация по работе с гражданами:
- заявления о зачислении ребенка в ДОУ;
- заявления от бывших работников ДОУ о предоставлении архивных сведений о стаже работы и заработной плате;
- жалобы о ненадлежащем уходе, присмотре за ребенком[5].
Следует отметить, что организация делопроизводства в ДОУ имеет свою специфику.
Рисунок 2 - Специфика организации делопроизводства в ДОУ[6]
Деятельность ДОУ по управлению документацией в отличие от общеобразовательных учреждений (школа, гимназия, лицей) достаточно специфична, проблематична в связи с отсутствием в его структуре службы документационного обеспечения управления. Поэтому в нашем ДОУ процессы работы с документами были распределены между всеми структурными службами детского сада[7].
1.2. Сущность и задачи инвентаризации
Инвентаризация является одним из самых популярных методов контроля, который позволяет получать точную информацию о наличии имущества хозяйствующего субъекта и ориентировочную информацию о его статусе и стоимости[8]. С одобрения инвентаря в качестве обязательного метода контроля этот процесс не понравился многим, начиная от тех, кто несет ответственность за предметы инвентаризации бухгалтерам, которые документально подтвердили результаты инвентаризации и подтвердили документальные отчеты с реальностью. Основным недостатком этого процесса является отходы большого количества времени. Однако процесс инвентаризации является очень значительным и обязательным в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ. Для обеспечения достоверности бухгалтерских данных и бухгалтерской отчетности организации, при каких условиях их наличие, состояние и оценка проверяются и документируются[9].
Инвентаризация имущества и обязательств должна осуществляться всеми хозяйствующими субъектами независимо от формы собственности. Приказ № 49 Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года. Инвентаризация подлежит различным объектам учета и контроля, государственным и неэкономическим хозяйствующим субъектам, которые учитываются (например, под стражей, арендованным использованием, полученным для обработки) и не учитываются по каким-либо причинам[10].
Следующие объекты выделяются разными объектами:
- инвентаризация основных средств;
- инвентаризация капитальных вложений, незавершенное капитальное строительство и капитальный ремонт;
- инвентаризация незавершенного производства;
Инвентаризация запасов;
- инвентаризация средств;
- расчеты запасов и другие элементы баланса[11].
Рисунок 3 - Задачи инвентаризации
Инвентаризация является обязательным и недорогим методологическим методом для последующего мониторинга. Поэтому его необходимо проводить, когда это становится необходимым. Экономические субъекты имеют право устанавливать сроки для проведения инвентаризации самостоятельно, за исключением случаев их обязательного проведения[12].
Руководители предприятий несут ответственность за правильную и своевременную инвентаризацию запасов и денежных средств. Любое экономическое лицо обязано создавать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия ценностей в сокращенные сроки (предоставление рабочей силы для повторного взвешивания и перемещения товаров и т.д.). Главный бухгалтер совместно с руководителем соответствующих подразделений и служб[13].
Экономические субъекты нередко допускают ошибки при оформлении результатов инвентаризации, особенно если не пользуются при этом типовыми межведомственными формами первичной документации (ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией», ИНВ-18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов», ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей»), специально созданными для целей учёта таких результатов. Их использование и наполнение значительно облегчают чисто механическую работу и дают больше времени на специальные вопросы по дизайну любого инвентаря[14].
Конечные результаты инвентаризации имеют количественное и стоимостное выражение. Их основой являются несоответствия между документальными и фактическими остатками, идентифицированными с помощью электронных таблиц. Но это только цифры, для которых по-прежнему необходимо получить и обобщить дополнительную информацию. В этом случае методическое принятие фактического контроля - сама инвентаризация - может быть дополнена другими методами фактического контроля[15]. В каких случаях это может усилить структуру внутрихозяйственного контроля, дать качественно новую информацию. Среди таких приёмов чаще всего применяют осмотр и обследование, а также получение письменных объяснений и справок[16].
Таким образом, инвентаризация представляет собой пересчёт тех или иных предметов, материалов, товаров либо иных ценностей, является не только важным общехозяйственным мероприятием для любой организации, но и внутренним элементом учётной политики.
2. Практика документирования и проведения инвентаризации в МАДОУ №30
2.1. Характеристика МАДОУ №30
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30 комбинированного вида» (МАДОУ №30) было создано в декабре 1989 года. Юридический адрес: 184506, Россия, Мурманская обл., г. Мончегорск, ул. Кондрикова, д.10.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 комбинированного вида» является некоммерческой образовательной организацией.
Рисунок 4 – Структура управления МАДОУ №30[17]
Учреждение имеет обособленное движимое и недвижимое имущество, находящиеся в муниципальной собственности и закрепленное за ним на праве оперативного управления, а также земельные участки, закрепленные за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Основной целью деятельности МАДОУ № 30 является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в возрасте от двух месяцев (при наличии необходимых условий) до прекращения образовательных отношений. Для достижения предусмотренных настоящим Уставом целей деятельности, Учреждение выполняет (оказывает) следующие работы (услуги), относящиеся к основным видам деятельности:
- присмотр и уход;
- реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Основной структурной единицей Учреждения является группа воспитанников дошкольного возраста. В Учреждении функционируют группы общеразвивающей и оздоровительной направленности.
Рисунок 5 - Структура групп в МАДОУ №30
В группах общеразвивающей и оздоровительной направленности осуществляется реализация Образовательной программы дошкольного образования. Группы оздоровительной направленности создаются для детей, часто болеющих и других категорий детей, дополнительно нуждающихся в проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий.
Для определения уровня освоения содержания Образовательной программы воспитанниками, эффективности образовательной деятельности, 12 педагогами ежегодно проводится оценка индивидуального развития воспитанников, результаты которой представлены в таблице 1.