Файл: Механизм перераспределения мировых финансовых ресурсов в современной Российской Федерации.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
Имманентным признаком является вид финансового инструмента как объекта отношений. По данному критерию в составе финансового рынка традиционно разграничивают:
1. Кредитный рынок, который также часто называют рынком ссудного капитала. Объектом экономических отношений на данном финансовом рынке являются кредитные ресурсы, а также финансовые документы, обращение которых предусматривает условия платности и возвратности. Прежде всего данный рынок представлен банковским сектором, который традиционно мобилизует свободные денежные ресурсы и осуществляет кредитные операции. Что же касается обращаемых финансовых документов, носящих кредитный характер, то большая часть из них собой представляют ценные бумаги. Поэтому отнесение их к кредитному рынку не следует абсолютизировать, по меньшей мере, рассматривать как единственно возможное в этой классификации.[8]
2. Рынок ценных бумаг. Зачастую его также называют фондовым, что не совсем корректно, так как, помимо фондовых инструментов, обращающихся на данном рынке, выделить можно и денежные инструменты, в частности, обладающие кредитным характером, а также ряд других, составляющих объекты иных, чем фондовый, сегментов данного рынка. В любом случае объектом купли-продажи служат здесь стандартизированные (формализованные) финансовые документы, признанные законодательно в качестве ценных бумаг. В настоящее время данная часть финансового рынка является наиболее значительной.
3. Валютный рынок. На данном финансовом рынке осуществляются операции с валютой или с финансовыми инструментами, основой которых является валюта. Применительно к России объектами этого рынка являются, во-первых, валюта РФ, и, во-вторых, валюта иностранная. В первом случае это монеты и банкноты Банка России, средства в банковских вкладах и на банковских счетах. Во втором — денежные знаки, которые находятся в обращении и являются законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства или группы иностранных государств; средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных или денежных единицах. К финансовым инструментам, основой которых являются валюта, относят внешние и внутренние ценные бумаги. Внутренними выступают при этом эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, а также другие ценные бумаги, которые удостоверяют право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на ее территории. Внешние ценные бумаги – это все ценные бумаги, которые не относятся к внутренним.
4. Страховой рынок. Объектом купли-продажи на данном финансовом рынке является страховая защита в виде разнообразных страховых продуктов. Это довольно своеобразный объект финансовых отношений. По крайней мере, лишь ему являются присущими такие характеристики, как создание специальных денежных фондов, их применение исключительно при наступлении обозначенных событий, вероятностный характер данных событий.[9]
5. Рынок благородных металлов. Включает в себя операции с серебром, золотом, металлами платиновой группы и платиной. Наиболее часто его называют рынком золота: во-первых, вследствие доминирующего характера последнего в сравнении с рынками других благородных металлов; а во-вторых, ассоциируя традиционно с денежным материалом именно золото.
Другим критерием классификации выступать может период обращения финансовых инструментов. Согласно данному критерию можно выделить два вида финансовых рынков.
1. Денежный рынок, или рынок денежных инструментов. На нем обращаются финансовые инструменты со сроком до одного года. Это наименее рискованные и наиболее ликвидные финансовые инструменты.
2. Рынок капитала, или рынок капитальных инструментов. Объектом данного рынка выступают финансовые инструменты, имеющие срок обращения больше одного года, а также бессрочные финансовые инструменты. Они дают возможность осуществлять инвестиционные проекты, кроме того, они считаются более рискованными и менее ликвидными. Наиболее часто они представлены ценными бумагами. Поэтому этот вид финансового рынка называют также фондовым.[10]
Всем вышеуказанным видам финансового рынка присущи определенные формы организации. Соответственно, можно отметить еще один критерий классификации – организационная форма. Здесь можно выделить:
1. Организованный, или биржевой рынок. Он представлен системой валютных, фондовых бирж, биржами благородных металлов, а также соответствующими отделами товарных бирж. Данный рынок можно охарактеризовать тем, что на нем существуют правила торгов, единые для всех участников. Помимо того, его отличают концентрация спроса и предложения в одно время и в одном месте, открытость торгов, гарантия сделок, объективность цен. Вместе с тем круг финансовых инструментов данного рынка является ограниченным.
2. Неорганизованный рынок, или внебиржевой. На нем обращаются финансовые инструменты, которые на бирже не зарегистрированы. Здесь нет правил торгов, являющихся обязательными для всех участников, поэтому этот рынок более рискованный. Но перечень его финансовых инструментов более широк, чем у биржевого. Именно на внебиржевом рынке происходит большая часть страховых, кредитных операций и операций с ценными бумагами.[11]
2. Значение финансового рынка для экономики
2.1. Роль финансового рынка в развитии экономики
Роль любого рынка в экономике можно охарактеризовать следующими моментами: рынок содействует рациональному распределению ресурсов, оказывает влияние на структуру и объем производства, оздоровляет экономику, освобождаете от убыточных неконкурентоспособных компаний, заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, рыночные цены являются носителями экономической информации.[12]
В экономике государства, функционирующей на рыночных принципах, финансовый рынок имеет колоссальное значение, определяемое перечисленными ниже его особенностями:
1. Активной мобилизацией временно свободного капитала из многообразных источников. Данный свободный капитал, находящийся в форме общественных сбережений, иными словами денежных и иных финансовых ресурсов предприятий, населения, государственных органов, не истраченных на реальное инвестирование и текущее потребление, вовлекается посредством механизма финансового рынка отдельными его участниками для дальнейшего эффективного применения в экономике государства.
2. Эффективным распределением аккумулированного свободного капитала между многочисленными его конечными потребителями. Механизм функционирования финансового рынка обеспечивает выявление структуры и объема спроса на отдельные финансовые активы и своевременное его удовлетворение в разрезе всех категорий потребителей, которые временно нуждаются в привлечении капитала из внешних источников.
3. Определением наиболее эффективных направлений применения капитала в инвестиционной сфере. Удовлетворяя существенный объем и обширный круг инвестиционных потребностей хозяйствующих субъектов, механизм финансового рынка посредством системы ценообразования на отдельные инвестиционные инструменты определяет наиболее эффективные направления и сферы инвестиционных потоков с позиций обеспечения высокого уровня доходности капитала, применяемого в данных целях.
4. Формированием рыночных цен на определенные финансовые услуги и инструменты, отражающим наиболее объективно складывающееся соотношение между их спросом и предложением. Рыночный механизм ценообразования государственному кардинально противоположен, хотя и находится под некоторым влиянием государственного регулирования. Данный рыночный механизм дает возможность учесть полностью соотношение предложения и спроса в определенный момент по различным финансовым инструментам, формирующее на них соответствующий уровень цен; удовлетворить в максимальной степени экономические интересы покупателей и продавцов финансовых активов.
5. Осуществлением между покупателем и продавцом финансовых инструментов квалифицированного посредничества. В системе финансового рынка «прописку» получили специальные финансовые институты, которые осуществляют подобное посредничество. Подобные финансовые посредники ознакомлены хорошо с текущим состоянием финансовой конъюнктуры, условиями осуществления сделок по разным финансовым инструментам и могут в кратчайшие сроки обеспечить связь покупателей и продавцов. Финансовое посредничество содействует ускорению как финансовых, так и товарных потоков, обеспечивает минимизацию общественных затрат, которые с этим связаны.[13]
6. Формированием условий для минимизации коммерческого и финансового рисков. Финансовым рынком выработан свой собственный механизм страхования ценового риска (и соответствующая система специальных финансовых инструментов), который в условиях нестабильности экономического развития государства и конъюнктуры товарного и финансового рынков дает возможность снизить до минимума коммерческий и финансовый риски покупателей и продавцов реального товара и финансовых активов, связанные с изменением цен на них. Помимо этого, в системе финансового рынка обширное развитие получило предложение различных страховых услуг.
7. Ускорением оборота капитала, содействующим активизации экономических процессов. Обеспечивая мобилизацию, эффективное использование и распределение свободного капитала, удовлетворение потребности в кратчайшие сроки в нем определенных хозяйствующих субъектов, финансовый рынок содействует ускорению оборота применяемого капитала, каждый цикл которого создает дополнительную прибыль и в целом прирост национального дохода.[14]
Таким образом, роль финансового рынка в экономике заключается в результативном распределении капитала между конечными потребителями и банками. Существует мнение, что экономика России может развиваться и без контроля финансового рынка, но есть существенный нюанс: домашние хозяйства скапливают больше денег, нежели тратят на производительность. К примеру, можно представить такую ситуацию: в целях покрытия дефицита бюджета государство выставляет активы на продажу, которые приобрести могут как коммерческие банки, так и частные лица. А если коммерческому банку необходимы дополнительные вложения, он делает запрос напрямую посредством рынка финансов и начинает скупать свободный капитал в виде ценных бумаг или облигаций. Поэтому чем становится больше разница между объемами сбережений и вкладов, тем более растет потребность в существовании финансового рынка для перераспределения сбережений между потребителями. Таким образом, современной экономике нельзя обойтись без результативного финансового рынка, ведь роль финансового рынка в экономике состоит в постоянном передвижении капитала от банков к пользователям.[15]
Но в то же время функционирование финансового рынка может создавать и негативные эффекты в экономике: ускоряет необоснованно темпы роста цен (инфляцию), провоцирует кризисы, лишает необходимых финансовых ресурсов реальное производство.[16] Вследствие этого появляется необходимость его регулирования.
2.2. Регулирование финансового рынка
Существует два вида регулирования финансового рынка: государственное регулирование финансового рынка, которое осуществляют государственные органы; саморегулирование, или регулирование со стороны профессиональных участников рынка.
Государственное регулирование финансового рынка выступает одной из важнейших государственных задач. Грамотный контроль финансовых рынков обеспечивает успешное функционирование и развитие государственной экономики.
Государственное регулирование финансового рынка – процесс упорядочения деятельности различных участников финансового рынка и проводимых ими операций организациями, уполномоченными на подобные действия. Процесс государственного регулирования включает в себя следующие пункты:
- Законодательная деятельность вкупе с принятием нормативно-правовых документов, суть которых - регулирование процессов функционирования рынка
- Проведение лицензирования и контроля деятельности проф. участников, а также финансовых посредников рынка ЦБ.
- Соблюдение антимонопольного законодательства.
- Защита законных интересов и столь же законных прав инвесторов, эмитентов и кредиторов.[17]
Защита участников рынка заключается в борьбе как с явными финансовыми правонарушениями, так и с действиями, которые не являются формально мошенничеством, но каким-либо связаны с дезинформацией сторон, сокрытием необходимой информации, раскрытием конфиденциальных сведений, игре на недостаточной юридической грамотности клиента (манипулятивно составленные договоры и т. д.).
Задача по обеспечению финансового благополучия государства — это, прежде всего, задача по созданию позитивного инвестиционного климата, по стимулированию здоровой конкуренции. При грамотно организованном регулировании, все участники рынка должны быть ограничены понятными и простыми правилами игры, однако сохранять достаточно свободы, чтобы развивать бизнес эффективно.