Файл: Социальное государство . Его отличие от социалистического государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Развитие цивилизованной государственности, гражданского общества и демократических принципов, обеспечившее возникновение и становление идей гуманизма, верховенства права, справедливости, устранения социальных конфликтов, гармонизации взаимоотношений человека, общества и государства, привели к формированию идеи о том, что граждане, предоставляя государству как политической организации страны властные полномочия, вправе требовать от него создания и обеспечения деятельности ряда правовых и организационных механизмов. Действие данных механизмов должно гарантировать каждому индивиду, каждому члену общества условия и возможности для его благоприятного развития в различных сферах деятельности.

Государство, политика которого направлена на обеспечение равных возможностей для устойчивого благосостояния всех слоёв населения, получило название социального. Идеи социального государства были закреплены в основополагающих нормативных правовых актах государств с достаточно развитой правовой системой, а понятие и признаки социального государства стали предметом исследования не только правовых наук, но и социологии, экономики, философии и политологии, таким образом формируя значительный по глубине и размерам междисциплинарный институт.

Идеи, связанные с современным пониманием государства как социального отнюдь не новы и отслеживаются ко временам Древнего Рима и Греции. Зарождение мыслей о добродетели, справедливости, роли государства по отношению к обществу и индивиду отмечаются в трудах древних философов (Аристотель, Платон, Сократ). Эти представления формировались, менялись и обогащались на протяжении многих исторических эпох. Однако концепцию социального государства как прототипа современного социального государства, вепревые представил немецкий ученый Лоренц фон Штейн в середине ХIХ в. «Широкое распространение этот термин получил лишь после того, как в 1949 г. в Конституцию ФРГ было включено выражение «sozialer Rechtsstaat», которое дословно переводится как «социальное правовое государство» [2, C.68].

Термин «социальное» предполагает отношение к обществу как общности людей [3, С.9], однако применение его в данном контексте не означает понимание социального государства как одного из социальных институтов, хотя оно, безусловно, им является. Чтобы глубже понять значение термина «социальное» как элемента рассматриваемой дефиниции, обратимся к его этимологии. В переводе с латинского языка socialis означает «товарищеский, брачный, союзный», что происходит от socius «общий, совместный (также товарищ, спутник)», родственного с sequi «следовать; провожать». С этих позиций в большей степени правильным будет употреблять выражение «социумное государство». Следовательно, говоря о социальном государстве, мы должны представлять его как государство-спутник, государство-партнер.


Концепция социального государства как философско-правовая категория и конструктивная организация политической власти представляет собой одно из значительных достижений человеческой цивилизации. Таким образом представляет интерес исследование подхода различных теоретиков в определении социального государства, а также выявление его сущности, признаков и значимости для современного общества. В силу исторического контекста становления и развития социальных функций государства в России и зарубежных странах, многие мыслители считают необходимым установление различия между государством социальным и социалистическим. В данной работе эти отличия будут рассмотрены и зафиксированы, принимая во внимание эволюцию представлений о роли государства в жизни общества, а также затрагивая неразрывную связь правового аспекта с социально-экономическим.

Цель работы – изучить понятие и сущность социального государства и его отличия от социалистического государства.

В процессе реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать научные подходы к пониманию феномена социального государства;
  • рассмотреть семантическое ядро содержания понятия «социальное государство» и его признаков;
  • изучить отличие социального государства от социалистического ;
  • исследовать проблемы реализации принципов социального государства в России;
  • рассмотреть предложения о достижении социального государства, включая о разработку и принятие Социального кодекса Российской Федерации.

Глава 1. Понятие, сущность и признаки социального государства

1.1 Исследование научных подходов к пониманию феномена социального государства

Исследование феномена социального государства и социальности государства требует глобального охвата и оценки степени исследованности темы и формирования широкого поля уже существующих релевантных научных теорий, классификаций и дефиниций, предложенных авторами-исследователями.


Рассмотрев различные взгляды теоретиков-правоведов на тему социальности государства, его признаков и отличительных черт, можно сложить мозаичную картину, развиваемого общими усилиями, научного представления об обозначенной предметной области.

В любых рассуждениях об определении социального государства необходимо отталкиваться от классического первоначального понимания данной концепции, представленной в XIX веке. Зарождение теории социального государства и определение его сущности отмечается в трудах Лоренца фон Штейна и является продуктом немецкой консервативной мысли, разработанной в противовес популярным в то время революционным идеологиям. Фон Штейн в своей работе выразил достаточно новаторские для своего времени взгляды о возможностях и средствах государственной социальной политики, предлагая социальные реформы «сверху», как альтернативу революционному хаосу, потрясшему Европу. [22, C.69] По его мнению, государство могло разрешить «социальный вопрос» его времени путем создания такого государственного устройства и таких установлений, которые позволили бы труду самому вести к приобретению собственности, что впоследствии и сделало бы государство социальным и позволило б обеспечить каждому человеку условия благосостояния. Раскрывая сущность социального государства, он отмечал, что оно «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного, выступает условием развития другого». [26, C.82] Это определение стало ключевым в дальнейшем развитии теории социального государства. Однако, понимание фон Штейна следует воспринимать в контексте его времени и реалий. Его идеи сформировались в период становления монополистического капитализма в условиях острой борьбы рабочего класса за свои права и свободы, которую социальное государство было призвано разрешить мирным путём. С переходом к эпохе индустриального, а в последствии информационного общества, возникли новые проблемы и задачи, требующие разрешения в рамках социального государства.

Начать анализ современного понимания социального государства необходимо с его нормативного закрепления в российском законодательстве. Статья 7 Конституции Российской Федерации определяет, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». [1]


Основываясь на буквальном толковании данных норм, можно определить, что социальное государство - это политическая организация страны, властная деятельность которой направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором охраняются труд и здоровье людей, устанавливающая гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, обеспечивающая государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивающая систему социальных служб. Однако, по мнению многих исследователей, данное понятие социального государства необходимо рассматривать в более широком смысле. Фокусироваться на понимании социального государства исключительно как гаранта минимального материального благосостояния и социально-экономической поддержки наименее защищённых слоёв населения было бы ошибочным.

Становление доктрины социального государства прошло эволюцию от зарождения его как средства митигации обострившихся межклассовых трений и их разрешения мирным путём, к его формированию как межотраслевого института и эталона современного демократического государственного строя, а вместе с ним, развивалось и представление о «достойной жизни». А. В. Гурлев [13, C.20], рассматривая право человека на достойную жизнь как основную ценность социального государства, акцентирует внимание на историчности развития и моделирования социального государства. Автор пишет, что «становление правового поля социальных отношений - процесс исторический, а само содержание правовых норм, регулирующих социальные отношения, зависит как от традиций данного общества, так и от конкретных экономических, политических и идеологических факторов». В качестве основных принципов социального государства, автор выделяет принципы свободы, равенства и справедливости.

Социальное государство имеет дело с руководством и управлением всеми социальными процессами, связанными с обеспечением повышения жизненного уровня населения, направленными на совершенствование социальной структуры общества, являющиеся целенаправленной деятельностью государства по развитию всей социальной сферы общества, согласно Ж. Х. Македонской. «Природа социального государства означает его обязанность оказывать социальные услуги населению, что не есть замена государственной опекой экономической свободы, хозяйственной и предпринимательской активности членов общества, главное - создание благоприятных правовых и организационных возможностей, чтобы граждане своими усилиями достигали материального достатка для себя и своей семьи». Понятие Македонской значительно шире и содержательней, чем предложено законодателем, однако её утверждение о природе социального государства представляется в некоторой степени противоречивым поскольку на практике возложение на государство обязанности по предоставлению обширного пакета социальных услуг неизбежно влечёт снижение экономической самостоятельности населения. Классический пример такой тенденции можно пронаблюдать в скандинавских странах (Швеции, Норвегии), где значительная опека общества государством в определенной степени стимулирует безработицу и финансово-экономическую зависимость. В силу сложившегося положения, правительство этих стран рассматривает пути сужения и передачи части социальных обязательств в частный сектор. [14, C.60] Масштаб государственного участия в перераспределении материальных благ настолько велик, что по мнению некоторых политологов и правоведов граничит с социализмом в демократических условиях, таким образом, нередко стал использоваться термин «скандинавский социализм».


Македонская также указывает в качестве существенного признака правового государства верховенство закона (т. е. связанность не только членов общества, но и государства и его органов законом), что, согласно ее концепции, для социального государства приобретает социальный смысл - верховенство правозащитного и социального содержания каждого закона [24, С.38]. Такого же подхода придерживается В. М. Карташов [18, С.43], для которого тема социальности государства выступает в качестве фона, контекста и дискурса для глубоко исследуемых им вопросов законности в условиях построения в России социального государства. Автор интерпретирует проблему укрепления законности не только как правовую, но и как общесоциальную. Таким образом, выражение социальной сущности государства возможно исключительно в рамках государства правового, с чем сложно не согласиться.

Примечательно, что многие авторы выделяют социальное государство как разновидность правового. Так в научных воззрениях Т. В. Яхонтовой, социальное государство интерпретируется как «самостоятельный тип правового государства, который обеспечивает установление оптимальных взаимоотношений общества , личности и государства, сохраняя принцип формально-правовой справедливости, последовательно проводит политику, направленную на создание материальных и духовных условий достойной жизни своих граждан, обеспечения социальной защиты, минимизации социальных рисков, смягчения социального неравенства, стремится к установлению материальной справедливости ради достижения блага общества и устойчивого национального политико-правового и экономического развития». Исследователь фрагментирует рассмотрение выделяемого ею социального правового государства по следующей совокупности исследовательских горизонтов: организационно-функциональный уровень, на котором прослеживается генезис, основные виды деятельности институтов социального правового государства; институционально-нормативный уровень, фиксирующий становление институтов социального государства на уровне их законодательного и, прежде всего, конституционно-правового обеспечения; социально-экономический уровень, определяющий особый экономический публичный порядок, главным критерием которого является категория «общественного блага» (общественного интереса), определяющая государственную политику в области собственности как материального института социального государства; право-культурный аспект, устанавливающий значимость различных институтов социального правового государства для нормальной жизнедеятельности россиян. [35, С.15]