Файл: Социальное государство . Его отличие от социалистического государства.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, сущность и признаки социального государства
1.1 Исследование научных подходов к пониманию феномена социального государства
1.2. Ядро содержания понятия «социальное государство» и его признаков
1.3. Отличие социального государства от социалистического
Глава 2. Проблемы становления социального государства в Российской Федерации
2.1. Реализация принципов социального государства в России
2.2. Предложения о разработке и принятии Социального кодекса Российской Федерации
Российская Федерация, следуя международной практике, закрепляет принцип социального государства, а также основные направления государственной деятельности в сфере социальной политики в статье 7 Конституции РФ. Однако формальное закрепление социальности необходимо подвергнуть строгому анализу фактических обстоятельств. Становление социального государства в России стоит рассматривать в историческом контексте, учитывая социально-политические условия, повлиявшие на текущее положение дел.
В современной России процесс формирования социального государства находится в зачаточном состоянии. Принимаются законодательные акты, происходит постоянное реформирование социальной сферы, отмечается неустойчивость достижений, возникают многочисленные проблемы, препятствующие формированию социального государства в России.
Среди наиболее распространенных проблем следует отметить:
- Несформированность гражданского общества;
- Отрицание властью активной роли гражданского общества и сведение этой роли только к легитимации этой власти;
- Отсутствие социальных инициатив граждан;
- Необходимость коренного преобразования социально-экономической сферы и прежде всего отношений собственности;
- Преодоление негативных последствий социального, экономического и морального кризиса.
В условиях низкой правовой и политической активности общества, незнания гражданами своих прав или нежелания их реализовывать, возложения надежд по улучшению уровня жизни исключительно на государство и его чиновников, государство становится обособленным от общества, отчуждается от него. Административный аппарат и политические лидеры практически уверены в отсутствии их ответственности за нерешенные социальные и экономические проблемы. Поэтому, сущностью их деятельности является исключительно борьба за власть и проблема ее удержания. Напротив, в случае стимулирования правовой и политической активности граждан, совместные усилия государства и общества могли бы способствовать более эффективному решению реальных проблем. Граждане, заинтересованные в решении конкретных задач и знающие их изнутри в состоянии вносить конкретные предложения по решению социальных вопросов. Именно такие предложения могут составить конкуренцию формальным, исходящим от чиновников. Более того, социальная политика стала отождествляться с электоральной. Популярные в обществе меры по реализации социальной политики проводятся перед выборами, а политика, вызывающая негативную реакцию общества, реализуется непосредственно после выборов. Таким образом фокус государственного руководства сосредоточен более на рейтингах, чем решении насущных проблем социума.
В современной России практически все основные сферы общества требуют коренного преобразования. И прежде всего, необходимо ограничить монополию бюрократической собственности и обеспечить комфортное сосуществование всех секторов экономики. Осуществление данных мер невозможно без совершенствования политической сферы: формирование истинно демократического режима, основанного на народовластии. Ибо, не будучи правовым и демократическим, государство не может стать социальным.
Основным препятствием на пути создания истинного правового государства в современной России, безусловно, является кризис основных сфер общественной жизни.
Среди проблем особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п. [4, C.8]. Отсутствие средств государственного бюджета на индексацию пенсий и помощь бедным вызывает удивление при том, что средства на войну в Сирии, которая поднимает рейтинги Президента, в бюджете средства нашлись.
Вместе с тем чисто механическое заимствование западных идей не привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. В конце концов, зарубежный опыт хоть и ценен, но не идеален. Неповторимая самобытность российского общества, исторические традиции, специфические современные условия, все это может свести к минимуму эффективность идей западных социальных государств. Эти идеи должны быть целенаправленно и методично исследованы и адаптированы к отечественным реалиям.
Моменту установления социального государства в современной Российской Федерации будет предшествовать долгий и возможно сложный путь по формированию гражданского общества, общества социально активных граждан независимых от государства, в корне нового менталитета о соотношении общества, личности и государства. Основным достижением данного общества станет создание равных возможностей для свободного развития и достойный уровень жизни в соответствии с международными стандартами обеспечения прав и свобод человека с учетом исторических и культурных традиций российского общества.
И только в результате преодоления всех указанных трудностей в Российской Федерации будет создано правовое социальное государство, основанием которого станет истинно демократическое гражданское общество.
2.2. Предложения о разработке и принятии Социального кодекса Российской Федерации
Предложения о разработке и принятии Социального кодекса Российской Федерации прозвучали в диссертациях Н. А. Баиевой , У. А. Старшовой.
Н. А. Баиева предлагает в такой акт «включить имеющееся социальное законодательство, закрепляющее социальные права и их гарантии, и восполнить пробелы действующего законодательства. В частности, закрепить принцип обязательного участия трудоспособных граждан в создании материальных и духовных благ; закрепить организационно-управленческие основы системы социального обеспечения, финансовые источники, за счет средств которых гарантируется предоставление гражданам социального обеспечения, собственно систему материального обеспечения и социального обслуживания граждан, правовой механизм защиты нарушенного права» [6, C.107]. У. А. Старшова предлагает включить в такой акт «все виды социальных льгот и социального обеспечения, различные формы социальной помощи семьям, детям, молодежи, инвалидам, нетрудоспособным, военнослужащим, сотрудникам внутренних дел, внутренних войск, других правоохранительных органов и их семьям» [33, С.98].
В связи с этим возникает вопрос: решит ли ещё один кодекс насущные проблемы современного российского общества. Ответ на него представляется очевидным: введение нового нормативного акта скорее создаёт видимость того, что правительство озабочено социальным вопросом и как-то пытается его разрешить, но это отнюдь не приводит к разрешению каких-либо проблем де-факто. Федеральное Собрание РФ, Президент РФ издают большое количество нормативных актов, нацеленных на защиту населения, растет государственный аппарат, реализующий социальные программы, СМИ изобилует заверениями о заботе государства о населении. Однако, по сути, Россия все ещё носит признаки патерналистического социализма, унаследованного от СССР. Наше гражданское общество толком не сформировалось. Оно не способно решать свои проблемы самостоятельно и требует государство взять на себя контроль за качеством и комфортом жизни, за воспитанием молодёжи, заботу о поддержании нравственности между людьми, решением всех социальных проблем, т.е. фактически требуют восстановления тотального контроля над обществом. И не удивительно, что согласно социальному опросу «Левада-Центра», 66% россиян сожалеют о распаде союза, при этом причинами таких настроений служат экономический кризис и застой, потеря принадлежности великой державе, а также недоверие и ожесточенность среди людей. В то же время новые нормативные акты и поправки к текущим принимаются в изобилии, при этом политики не стесняются вносить поправки к ещё юной, по меркам развитых государств, конституции, усиляющие позицию власти отдельных её ветвей. Очевидно, что устранить негативное отношение общества к существующему государственному строю необходимо не посредством возвращения к социализму, а путём создания условий для истинно социального государства в современном его понимании. Российскому обществу необходимо принять тот факт, что государство само не проникнется идеями гуманизма и возложит на себя миссию общественного служения и самоконтроля. Ему необходимо занять активную позицию, требовать соблюдения конституционных прав, законности, подчинению государственных органов правовым нормам, прозрачности деятельности и распределения бюджетных средств, превратить государство в инструмент власти общества, сформировать истинно гражданское общество. Государство же должно создать эффективный механизм правоприменения, реально функционирующую систему сдержек и противовесов, прозрачную и строгую налоговую дисциплину, благоприятные условия для самоорганизации общества.
Заключение
Проанализировав многочисленные подходы к пониманию социального государства, можно прийти к выводу от том, что проблема социального государства и его понимание представляет широкий интерес для исследования современных правоведов; однако, мнения о том, что оно из себя представляет, могут отличаться в значительной степени. Однако сущность современного социального государства заключается в том, что оно является социально-политическим арбитром, ищущим системного решения комплекса насущных социальных вопросов, создающим благоприятные условия для развития самоорганизованного инициативного гражданского общества. Россия находится на начальных этапах становления социального государства. Перед ней стоят задачи качественного преобразования государственной сущности и ряд перемен для полной реализации своей социальной функции. Для реального существования правового социального государства государственная власть, общество и право должны пребывать в состоянии равноправного партнерства, способствующего фундаментальной правовой организации государства.
Данная характеристика отражает направленность деятельности политической организации страны на обеспечение свободного и последовательного развития своих граждан путем создания благоприятных условий для реализации индивидами своих творческих, трудовых возможностей, поддержания плюрализма мнений, личных прав и свобод. То есть такое государство поддерживает общую систему социальных институтов и не отстраняется от них, применяя антидемократические и нелегальные методы управления и пренебрегая социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан.
Дабы обеспечить реализацию предоставленных прав и свобод, государству недостаточно просто закрепить их нормативно. Необходимо создать целый ряд обязательных условий, которые призваны обеспечить использование юридически закрепленной за человеком, гражданином возможности определенного поведения. Гражданское общество, в свою очередь, должно принимать активное участие в мониторинге деятельности государства и требовать от него соблюдения принципов законности, гуманности и прав и свобод человека.
Необходимо как проблему отметить, что в мировом соотношении сегодня нет одинаковых показателей, критериев определения уровня жизни, благополучия состояния демократичности, социального и правового государства. Наверное, это и невозможно, исходя из существования различных подходов понимания этого явления, индивидуальности каждой нации, народности, населения того или иного общества и государства.
Государство правовое и социальное - последнее достижение цивилизации и научной юридической мысли, достойное стремление социально-экономической, политической, юридической деятельности, направленной на обеспечение свободы личности. С развитием цивилизации и культуры именно человек в концепции правового и социального государства становится целью всей панорамы государственно-правовой деятельности общества.
Библиография
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
- Адухов А. А. Форма государства и его социальное назначение: дис. канд. юрид. наук. СПб., 2003. 174 с.
- Андреева Е. М. Социальная функция демократического государства: Конституционно-правовой аспект: дис. канд. юрид. наук. М., 1998. 176 с.
- Аристов Е. В. Социальное государство в конституционном праве: к вопросу о дискуссии относительно понятия// Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2015. Вып. 3(29). -С. 8-14.
- Ау Т.И. К вопросу о понятии социального партнёрства (с учётом специфики Казахстана)// Конституционное и муниципальное право. -2012. -№11. -С.17-23.
- Баиева Н. А. Юридические гарантии российского социального государства: дис. канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. 196 с.
- Баиматов П.Н. Россия и Запад: конституционное право граждан на социальное обеспечение – индикатор социального государства// Право и политика. -2014. -№2. -С.197–206.
- Бакланова Е. В. Сущность и критерии достойной жизни человека и общества как цели социального государства: дис. канд. юрид. наук. М., 2007. 174 с.
- Беликов Е. Г. Проблемы финансово-правового обеспечения развития Российской Федерации как социального государства: дис. д-ра юрид. наук. Саратов, 2016. -534 с.
- Бычек Т. В. Политико-правовой режим социального государства: вопросы теории и практики в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. 246 с.
- Василевич С.Г. Понятие и сущность социального государства// Юридические науки. -2017. -№3. -С.95-100.
- Воробьева Н. Ю. Государство как субъект социальной политики: Историко- и теоретико-правовой аспекты: дис. канд. юрид. наук. СПб., 2005. 260 с.
- Гурлев А. В. Право человека на достойную жизнь как основная ценность социального государства: дис. канд. юрид. наук. СПб., -2001. -174 с.
- Дахин А.В., Воробьёв С.А. Основы социального государства: учебное пособие. - Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013. – 102 с.
- Денисов С.А. Общая теория административного государства. Екатеринбург: Гуманитарный университет. -2010. С 147 – 164
- Евстратов А. Э. Генезис идеи социального государства: Историко-теоретические проблемы: дис. канд. юрид. наук. Омск, 2005. 234 с.
- Елбаева Н. А. Социальная защита как институт социального государства: сущностные и конституционно-правовые аспекты (на примере Республики Алтай): дис. . канд. юрид. наук. М., 2003. 177 с.
- Карташов В. М. Реализация законности в условиях построения в России социального государства: дис. канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2005. 134 с.
- Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М: Юристъ, 2002. 178 с.
- Коробов С. Е. Социальная функция государства: дис. канд. юрид. наук. М., 2000. 181 с.
- Кочеткова Л.Н. Философский дискурс о социальном государстве. -М. ИНФРА М., 2012. - 216 с.
- Кочеткова Л.Н. Теория социального государства Лоренца фон Штейна// Философия и общество. – 2008. -№ 3. С. 69-79.
- Леонов И. В. Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования: дис. канд. юрид. наук. М., 2006. 188 с.
- Македонская Ж. Х. Правовая природа Российской Федерации как социального государства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. 193 с.
- Мартышина О.В. Идея социального государства и её противники// Государство и право. -2011. -№12. -С.5-15.
- Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России// Политические процессы в России в сравнительном измерении. -1997. С. 82.
- Мошняга В.П. Международный опыт социальной политики и социальной работы. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. С. 59–91.
- Нечаева Е. Г. Социальное государство: правовое понимание и практика: дис. . канд. юрид. наук. М., 2007. 201 с.
- Осокина Ю.Ю. Сущность и общая характеристика функций социального государства в конце ХХ – начале ХХI века// Бизнес в законе. – 2014. -№ 2. С. 127-130.
- Родионова О. В. Социальное государство: Теоретико-правовой аспект: дис. канд. юрид. наук. СПб., 2002. 197 с.
- Родионова О.В. Современное социальное государство: типология и проблемы модернизации//Правоведение. -2010. -№3. – С.15-26.
- Родионова О. В. Социальная функция современного государства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 353 с.
- Старшова У. А. Конституционные основы социального государства в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. 219 c.
- Федотов И. А. Экономические права человека и гражданина в социальном государстве: современный опыт России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 205c.
- Яхонтова Т. В. Институционализация социального правового государства в постсоветской России: дис. канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2005. 177 c.