Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Индустрия спорта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. При этом, спорт все больше становится важной отраслью экономики многих развитых стран[24].

Индустрия спорта все чаще проникает во все сферы жизни людей, формируют отношения с государством, образуя специфическую сферу для ведения бизнеса.

Физическая активность и спорт являются важнейшей сферой предпринимательской деятельности, которая обеспечивает, с одной стороны, занятость многих людей в отраслях спортивной индустрии, с другой стороны, указанные отрасли предпринимательства пополняют федеральные и местные бюджеты за счет налоговых поступлений, что позволяет государству решать социальные проблемы населения[25].

Динамика развития самого спорта и его видов все больше связана с экономикой, торговлей и профессиональной ориентацией участников спортивных мероприятий. В этой системе находятся значительные материальные и финансовые активы, расширяется сеть трудовых и управленческих ресурсов[26].

Спортивная индустрия объединяет не только спортсменов, одновременно формируется традиционная коммерческая сфера деятельности и организация бизнеса, которая в свою очередь позволяет зарабатывать деньги в условиях конкуренции как в сфере национального, так и в сфере международного спорта.

Наиболее последовательно и полно эти проблемы освещены в работах В.В. Алешина, JI.B. Аристовой, М.Я. Бутова, П.Ю. Воронина, С.И. Гуськова, М.И. Езаова, JI.B. Жестянникова, В.И. Жолдака, М.И. Золотова, М.Я. Йоффе, Ю.А. Зубарева, М.В. Карманова, В.В. Кузина.

Однако вопросы стратегического развития спортивно-оздоровительной индустрии в данных работах освящены недостаточно.

Цель курсовой работы: исследование индустрии спорта в России и выявление тенденций и перспектив ее развития.

Задачи курсовой работы:

- изучить индустрии спорта;

- определить основные сегменты и субъекты индустрии спорта;

- представить общую характеристику города Ростова-на-Дону;

- дать оценку структуре и динамике показателей функционирования и развития индустрии спорта города Ростова-на-Дону;

- провести анализ уровня и эффективности финансирования физической культуры и спорта в городе Ростове-на-Дону;

- определить проблемы развития индустрии спорта в городе Ростове-на-Дону;


- определить основные тенденции и перспективы развития индустрии спорта.

Объект исследования: город Ростов-на-Дону.

Предмет исследования: индустрия спорта.

Методологической и теоретической основой исследования стали комплексный и системный подходы к исследованию данной проблемы, фундаментальные положения развития индустрии спорта. В процессе проведения исследования использовались общенаучные методы: анализ и синтез, обобщение, исторический и логический методы, индукция и дедукция, а также частно-научные приемы и методы: метод опроса, метод наблюдения, логический анализ.

ГЛАВА 1. ИНДУСТРИЯ СПОРТА: ПОНЯТИЕ, СЕГМЕНТЫ И СУБЪЕКТЫ

1.1 Понятие индустрии спорта

В действующем сегодня Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (N 329-ФЗ от 04.12.2007 (ред. от 02.07.2013) понятие «спорт» определяется как «сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним»[27].

Исходя из данного определения, логично предположить, что если спорт – это сфера деятельности, то у него, в результате этой самой деятельности, должны возникать определенные продукты самого различного характера. А это, в свою очередь, позволяет нам говорить о таких понятиях как «спортивная индустрия», «спортивная отрасль», «спортивный рынок», «спортивный бизнес» или «индустрия спорта», которое является базовым и основополагающим для данной работы[13].

Одним из первых, кто использовал понятие «индустрия спорта», стал Ф. Шааф в своем исследовании под названием «Спортивный маркетинг». Автор говорит о том, что в индустрии спорта особые производственные отношения складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления тех специфических продуктов, которые производятся в индустрии спорта[14].

Также он выделяет особенности индустрии спорта, в которой производятся и потребляются спортивные продукты, имеющие специфическую товарную форму, причем особенность этого товара заключается в том, что его носителем всегда будет только человек[14].

Таким образом, можно сделать вывод, что в индустрии спорта складываются экономические отношения между еѐ субъектами по поводу приобретения и потребления спортивных продуктов.


В ней осуществляется специфическая производственная деятельность, результатом которой являются создаваемые продукты индустрии спорта, основным производителем которых являются профессиональные спортсмены, тренеры, менеджеры и другие представители спортивных организаций».

Таким образом, спорт можно рассматривать с двух сторон: как самостоятельный сектор рынка и как общественный товар и социальное явление[16].

Сегодня индустрия спорта имеет множество проявлений. Это новая специфическая сфера экономических, деловых и правовых отношений; вид профессиональной трудовой деятельности; это и отдельный экономический ресурс, который влияет на развитие экономики государства; это бизнес, а также эффективный канал продвижения брендов и инструмент для формирования имиджа компании.

Рисунок 1 – Структура индустрии спорта[7]

Следовательно, на сегодняшний день в Российской Федерации два понятия социальной сферы («спорт» и «физическая культура») превратились не только в крупную отрасль, но и немалую индустрию, отражающую взаимодействие спорта и взаимосвязанных с ним отраслей и сфер деятельности[9].

1.2 Сегменты и субъекты индустрии спорта

Каждый сегмент индустрии выполняет определенные функции. А, так как спорт – это социально-значимая сфера, то функции носят, прежде всего, социальный характер[2].

Выделяют две социально-значимые функции спорта: здоровье нации и спортивные достижения как международный имидж страны. Соответственно, все сегменты индустрии можно разделить по характеру функций, которые они несут (рис. 2):

ЗДОРОВЬЕ

НАЦИИ

СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Оздоровительный спорт

Массовый спорт

Школьный спорт

Дворовый спорт

Корпоративный спорт

Спорт для лиц с ограниченными возможностями

Профессиональный

спорт

Спорт

ветеранов

Детский спорт

Студенческий спорт

Рисунок 2 – Классификация сегмента индустрии по характеру функций

Примечательно, что в отдельные ячейки мы вынесли те сегменты индустрии спорта, которые выполняют только одну функцию, а в объединенные – сегменты, которые могут нести обе функции в той или иной степени[8].


В своей диссертации Леднев отмечает и подробно разбирает только четыре сегмента: профессиональный спорт, оздоровительный, детский и массовый[15].

Профессиональный и оздоровительный спорт автор относит к продвинутому уровню, а детский и массовый – к базовому.

С точки зрения инвестиционной привлекательности сегменты индустрии спорта различны.

Инструменты привлечения дохода здесь распределяются в диапазоне от государственных программ финансирования до монетизации спроса (рис.3):

ИНСТРУМЕНТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОХОДА

МОНЕТИЗАЦИЯ

СПОРТА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Детский спорт

Массовый спорт

Оздоровительный спорт

Профессиональный спорт

Рисунок 3 – Распределение сегментов индустрии спорта[15]

Стоит пояснить распределение сегментов индустрии спорта в этой таблице. Так, государство заинтересовано в оздоровлении нации и спортивных достижениях страны. Оно будет активно содействовать популяризации спорта посредством финансирования в первую очередь базового уровня: детского спорта и массового[19]. Примитивный, но яркий пример: бесплатные спортивные площадки и секции. Когда речь идет о профессиональном и оздоровительном спорте, то нельзя сказать, что государство не оказывает финансовую помощь этим сегментам. Оказывает. Но в сегментах продвинутого уровня включаются уже совершенно иные механизмы: в этой сфере главной целью спортивных функционеров становится прибыль. Если речь идет об оздоровительном спорте, то, в конечном счете, это сети фитнес-залов, специальное оборудование, спортивные инструкторы. Если речь идет о профессиональном спорте, то это монетизация достижений спортсмена, получение прибыли от турниров и т.д. Рынок клиентов состоит из спортсменов; спортивных менеджеров; спортивной общественности; болельщиков; потребителей спортивных услуг, товаров, оборудования, реквизита. Рынок спонсоров, доноров, партнеров по бизнесу составляют различные компании, являющиеся потенциальными донорами; производители спортивных изделий, оборудования, реквизита; покупатели лицензионных прав; СМИ; организации, приобретающие спортсменов; производители товара со спортивной маркой.

Первичный рынок составляют непосредственные участники спорта как реальные производители создаваемого спортивного продукта; зрители, которые являются основными потребителями сути спортивного продукта; волонтеры.


Вторичный рынок включает в себя объявителей символики команд; спонсоров; потребителей символики.

Выделяет десять субъектов[6]:

Рисунок 4 - Основные сегменты индустрии спорта[17]

Полная структура индустрии спорта представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 - Основные субъекты индустрии спорта

Оптимальным подходом в данном случае является классификация на основе потребностей и экономических интересов основных групп – участников спортивно-экономических отношений, которые были рассмотрены выше[5].

Кроме того, подразделим всех участников на производителей и потребителей спортивных товаров, услуг и информации.

Итак, индустрия спорта включает в себя (рис.5)[18]:

  • Болельщиков (зрителей), являющихся потребителями спортивных товаров, услуг и информации;
  • Предприятия, производящие спортивные товары, услуги и информацию;
  • Спортсменов, тренеров, физкультурников, спортклубы, лиги и федерации, которые являются как производителями, так и потребителями спортивной продукции и информации.

ИНДУСТРИЯ СПОРТА

Государство

Спортсмены, физкультурники, тренеры (производители и потребителя)

Предприятия-производители спортивных товаров, услуг, информации

Болельщики (зрители), потребители спортивной продукции

Спортивные клубы

Отдельные спортсмены и тренеры

Промышленные предприятия

Спортивные Федерации

Спортивные сооружения

СМИ

Другие

Регулярные болельщики

Любители многих видов спорта

Разовые (случайные) болельщики

Рисунок 6 - Основные группы участников индустрии спорта

Тесно связано с индустрией спорта и государство, которое с одной стороны, является заинтересованным участником индустрии спорта, с другой – выступает координатором и регулятором спортивно-экономических отношений. Государство сегодня оказывает решающее влияние на присутствие бизнеса в индустрии спорта, особенно когда это касается крупных госкорпораций или предприятий с участием государства, таких как «Газпром», «Роснефть», Сбербанк, ВТБ, «Ростехнологии», Внешэкономбанк и др.[20]

Выводы по первой главе

Спорт является, пожалуй, самой благоприятной средой для продвижения своей продукции, поиска новых рынков сбыта и новых покупателей, а также формирует максимум позитивных эмоций для положительного восприятия рекламируемых продуктов и услуг по сравнению с другими каналами продвижения.