Файл: Реализация собственного стартапа на основе франшизы.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга
1.1 Определение и сущность франчайзинга
1.2 Преимущества и недостатки использования франчайзинговой системы
1.3 Франчайзинг в России и его история возникновения
1.5 Способы оформления франчайзинговых отношений
Глава 2. Анализ франшизы международной сети Cofix
2.1 Ключевая бизнес-идея стартапа
2.2 Целевая аудитория продукта
2.3 Конкурентный анализ стартапа
2.5 Рынок сбыта и его потенциал
2.9 Экономика стартапа и финансовые показатели
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время на улицах городов России можно увидеть сотни магазинов, ресторанов, баров, предприятий, компаний, которые представляют крупнейшие мировые бренды, известные всему миру. При этом мало кто задумывается, чем обусловлено их появление. Однако ответ прост - появление крупнейших мировых брендов в России обусловлено, прежде всего, использованием относительно нового способа организации бизнеса - франчайзинга.
Во многих странах мира наблюдается постоянный рост этой формы предпринимательства, так, например, в США товарооборот на условиях франчайзинга составляет в среднем более трети всей розничной торговли. Правообладатели всё чаще используют франчайзинг как способ распоряжения исключительными правами.
По сравнению с западными странами российский сектор франчайзинга невелик. Однако стремительное развитие практики франчайзинга в России за последнее десятилетие показало эффективность данного инструмента в отечественной экономике. По темпам развития франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы связана со значительным распространением франчайзинга в нашей стране, и заключается в необходимости разработки теоретических и практических подходов к исследованию деятельности франчайзинговых предприятий в торговле.
Целью данной курсовой работы является разработка дорожной карты открытия собственного бизнеса путем покупки франшизы с помощью предварительного изучения теоретических основ и нормативно-правовых аспектов.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. раскрыть определение и сущность франчайзинга;
2. изучить понятие франшизы и её основные виды;
3. рассмотреть преимущества и недостатки использования франчайзинговой системы;
4. систематизировать франчайзинг по его видам и формам;
5. изучить основные бизнес-идеи сети Cofix;
6. подтвердить ценностное предложение;
7. рассмотреть условия покупки франшизы Cofix.
При написании курсовой работы применялись следующие методы:
- анализ соответствующей учебной литературы, в том числе и специализированной;
- анализ нормативно-правовой документации;
- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики по данному вопросу;
Объектом исследования данной курсовой работы является франчайзинг. Предмет курсовой работы - франчайзинговая деятельность международной сети Cofix.
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга
1.1 Определение и сущность франчайзинга
Слово «франчайзинг» произошло от французского franchise и означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса». Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах.
Франчайзинг - это лицензия на использование товарного знака и технологии со взаимными обязательствами и льготами по ведению бизнеса между франчайзером (передающая фирма) и франчайзи (получающая фирма или частный предприниматель), предоставляемая за определенную компенсацию и оформление в соответствии с действующим законодательством.
Франшиза - бизнес, основанный на взаимоотношении двух сторон, одной из которых является успешное головное предприятие (франчайзер), предлагающее франшизу, а с другой — предприниматель (франчайзи), желающий открыть своё дело на основе этого предложения.
Франчайзинговые отношения закрепляются и регулируются договором, на основе которого франчайзер предоставляет возмездное право франчайзи на ведение коммерческой деятельности под его именем и под его торговой маркой.
В общем смысле, франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого объединения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером (тот, кто предоставляет франшизу) и франчайзи (тот, кто её получает). Содержание договора может быть различно, от простого до очень сложного, содержащего мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определённый период, составляющая процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае франчайзи обязуется покупать у франчайзера определённое количество товара/работ/услуг.
Отдельным пунктом договоров могут служить условия использования товарного знака/бренда. Эти требования могут быть как очень простыми (например, франчайзи имеет право использовать бренд в конкретной отрасли), так и жёсткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера — от размеров и цвета полок до униформы персонала).
Филип Котлер выделяет следующие элементы франчайзинга:
- Франчайзер - получает отчисления за использование своего товарного знака, ноу-хау часто обеспечивает поставки сырья, компонентов, обучение персонала.
- Франчайзи - покупает (выплачивает взносы) право ведения дела по схеме, разработанной франчайзером. Франчайзи сам несёт затраты на подготовку, запуск и работу своего участка.
- Франшиза — система, описывающая все аспекты и условия ведения дела, чтобы оно соответствовало требованиям франчайзера.
- Паушальный взнос— стоимость франшизы, фиксированная сумма, которую франчайзи платит франчайзеру на начальном этапе. Составляет: 9-11 % от общих стартовых затрат. Включает: бизнес-бук (регламент организации деятельности), бренд-бук (правила построения и использования элементов фирменного стиля, рекламы), управление и обучение персонала, методики продаж, рецептуры и технологии, формы учёта, отчётности, инструкции и так далее.
- Роялти — ежемесячный платёж за использование товарных знаков, патентов или иных авторских прав, принадлежащих франчайзеру. Может составлять 2-6 % от оборота/выручки франчайзи или быть фиксированной суммой или даже нулевой. Уплачивается помимо суммы рекламного взноса.
- Рекламный взнос — ежемесячный платёж в пользу франчайзера для проведения глобальных рекламных и маркетинговых кампаний. Может составлять 1-3 % от оборота/выручки или быть фиксированной суммой. Уплачивается помимо суммы роялти.
Помимо определений франчайзинга хотелось бы пояснить, что такое стартап.
Определений понятия стартап много. Однако, важно понимать, что стартап создаётся для вывода на рынок нового продукта либо услуги. Обычно стартапы действуют в условиях неопределенности. Составляющие любого стартапа — это люди, продукт, инновации, условия чрезвычайной неопределенности.
Если взять на вооружение это определение, то, по сути, к стартапам можно отнести не только то, что мы обычно под ними понимаем, но и любого, кто создает новый продукт или бизнес в условиях полной неопределенности, и не важно, в каком секторе экономике и в каких масштабах — в бизнес-инкубаторе, в госучреждении или в дочерней структуре крупной компании.
1.2 Преимущества и недостатки использования франчайзинговой системы
Система франчайзинга — надёжный способ открытия своего дела и его развития. Так считают предприниматели, начавшие ведение бизнеса по франшизе.
Следующие плюсы франшизной системы: известная марка; лояльность клиентов; готовая инструкция по ведению бизнеса; гарантия окупаемости бизнеса и получения прибыли; уверенность в поставщиках и продукте; постоянная поддержка и помощь; сокращение затрат на рекламу.
Франшиза, несмотря на готовый, упакованный бизнес, требует серьезной работы. Франшиза -это инструмент. Надо быть профессионалом, чтобы выжать максимум из готового и обкатанного бизнеса и превратить плюсы франшизы в точки роста, а минусы свести к минимуму.
Запуская бизнес самостоятельно, не имея в этом никакого опыта, вы очень рискуете. Приобретая франшизу, вы приобретаете не только бизнес, но и гарантию того, что вложенные вами деньги окупятся, что ваш бизнес будет процветать и развиваться.
Минусы франшизы.
Из минусов франшизы, которые обычно называют действующие франчайзи, можно назвать высокую стоимость франшизы.
Итак, минусы франшизы:
- Высокая стоимость франшизы. Бесплатные варианты франшиз есть, но количество предложений ограничено.
- Полная зависимость от франчайзера. Любые потрясения, непорядочность, проблемы сказываются на бизнесе.
- Отсутствие свободы в выборе инструментов и методов ведения бизнеса
1.3 Франчайзинг в России и его история возникновения
По темпам развития франчайзинга Россия входит в число лидеров. По данным РАФ, на территории страны работает более 20 000 франчайзинговых точек и около 485 франчайзеров. Для рынка франчайзинга в 2019 году характерен рост предприятий в ритейле (57%) и сфере общественного питания (16%). Основной формой является прямой франчайзинг, при котором франчайзер заключает соглашение с отдельным франчайзи (в большинстве случаев на управление одной точкой). Тем не менее, Россия отстает от развитых стран по общему количеству франчайзинговых компаний.
В связи с ростом интереса к франчайзингу в 1997 году была образована Российская Ассоциация Франчайзинга – некоммерческая организация, взявшая на себя функции информационного форума, юридического консультанта, центра проведения семинаров и конференций.
История франчайзинга.
Создание франчайзинговой сети в коммерческом, осознанном плане предложил популярный по сей день Исаак Меррит Зингер – основатель знаменитой компании-производителя швейного оборудования. Случилось это в 1851 году, когда Зингер и его партнёр создали «Объединение швейных машинок». Вступавшие в это объединение партнёры имели право производить продукцию сопутствующей тематики под торговой, законно приобретенной маркой «Зингер». Именно так Зингер первый открыл способ приумножить прибыль своей компании и получил преимущество перед конкурентами.
Рисунок 1. Машина Зингера
Также некоторые издания экономической истории говорят об испанской королеве Изабелле Кастильской Первой, которая предоставила Христофору Колумбу права на развитие торговли с Новым Миром. Произошло это еще в середине 15-го века. Конечно, франшизой это назвать сложно, да и называлось это в то время по-другому, но именно тогда был подписан первый в истории договор купли-продажи и спонсорскую помощь за определенные проценты за использование разрешения.
Наверное, всем известная франчайзинговая империя Макдоналдс запустила свой механизм в 30-х годах в США: интерес не особо популярного тогда производителя пал на маленький ресторан быстрого питания, расположенного в Сан-Бернардино. Крок купил лицензию у братьев Макдональдов на право открытия собственного заведения под их брендом, изначально исключительно для использования своих миксеров на кухне. Затем, 1955 году идея франчайзинга ресторанов быстрого питания развилась, и кто же знал, что свое первое состояние Крок заработает далеко не на миксерах. Именно с этого момента началась «франчайзинговая лихорадка».
Рисунок 2. Рост франчайзинговых компаний
Франшиза считается наиболее выгодным бизнесом для молодых предпринимателей.
Развитие франчайзинга в России. Многие статьи говорят, что Российский франчайзинг имеет слишком большое количество недочетов и проблем, чтобы реально существовать долгое время. Считается, что франчайзинг покорил Россию лишь в конце 80-х: еще в СССР компания «PepsiCo» открыла на просторах нашей родины несколько заводов по производству заграничных на тот момент, газированных напитков. Таким образом, это и был первый опыт ведения франчайзингового бизнеса на международном уровне.
Всего за 10 лет люди переживают многое, но главное — активное развитие рынка франчайзинга. Сначала жители больших городов, а затем и поменьше узнают вкус американского мороженого «Баскин Робинс», различных пицц и гамбургеров, конечно же, благодаря франчайзинговым отношениям.
Развитие набирает обороты и по сей день: как в большие, так и в маленькие города приходят люди, которые готовы учиться и учить, строить франчайзинговые отношения и открывать всё новые места. С 2004-го года тенденция зарубежных франшиз покоряет даже самые малонаселенные города России. Современные предприниматели покупают франшизы салонов красоты, магазинов, ресторанов быстрого питания, барбершопов.