Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Российский опыт менеджмента человеческих ресурсов).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
1.1 Концепция менеджмента человеческих ресурсов
1.2 Технологии менеджмента человеческих ресурсов
2. АНАЛИЗ ОПЫТА МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
2.1 Зарубежный опыт менеджмента человеческих ресурсов
Современный японский менеджмент отличается от той системы управления, которая была принята на протяжении 20 века. Это связано с влиянием западной модели управления.
Таким образом на сегодняшний день накопился внушительный опыт в управлении персоналам в теоретической и практической части у зарубежных стран с момента появления менеджмента. Американский менеджмент всегда был впереди так как являлся более фундаментальным и мощным. Как итог по американскому менеджменту, можно сказать, что партисипативное управление нацелено на усовершенствование использования трудового потенциала.
И сегодня, в японском менеджменте объединяются традиционные и инновационные черты. Это позволило Японии включиться в процесс мирового экономического сотрудничества и развития. Японские управляющие стремятся построить рабочий процесс так, чтобы он приносил удовольствие персоналу.
2.2 Российский опыт менеджмента человеческих ресурсов
Основа российской модели управления персоналом – ориентация на ценности жителей страны. В организациях нет четкого определения «профессионализма», из-за этого уровень зарплаты у сотрудников зависит, как показывает практика, в основном от редкости специализации. Принимаются управленческие решения в компаниях в индивидуальном порядке, работники не принимают участия в управлении компанией, не предлагают своих предложений и не высказывают своего мнения на счёт принятых решений. Конфликты особо не решаются в компании, так как менеджеры лидеры в основном только формально. Возрастные ограничения при назначении сотрудника на руководящую должность отсутствуют, поэтому сотрудник молодой с небольшим опытом работы может быть назначен на должность руководителя в отдел, где есть работники с большим опытом работы в данной сфере [10]. Еще одним признаком российского управления будет являться то, что топменеджеры, в основном, не передают часть своих полномочий менеджерам среднего звена, выполняя их своими силами. Сюда же модно отнести такой признак как контроль всего цикла производства от поставки ресурсов до сбыта товара [18]. Сложно сказать к какой модели управления близка российская.
Копируя американскую и японскую модель управления человеческими ресурсами организации в России, очень часто сталкиваются с непониманием сотрудников и их руководителей. В России до определённого момента применяли запальную модель по управлению персоналом, однако требуемого эффекта она не приносила и негативно отражалась на развитии экономики, при этом вызывая кризисные явления. Как результат специалисты приняли решение, что более подходящим решением будет совмещение зарубежных моделей управления [11]. Некоторые учёные говорят, что российская модель управления человеческими ресурсами близка к японской, однако есть теоретики, которые с этим не согласны и видят связь с американской моделью [9]. Нужно обратить внимание на то, что некоторые стороны российской культуры и менталитета не дают использовать в оригинале японскую модель управления человеческими ресурсами в организации. Японцы показывают пожизненный найм и поступенчатое продвижение по карьерной лестнице, это Россия не может повторить хотя у нее есть и гармоничные трудовые отношения, и коллективизм.
В российских организациях при приеме на работу присутствует протекционизм, этот факт часто ведёт к тому, что работники демотивированы. В Японии такого нет. Исходя из этого, можно сказать, что в Америке система управления персоналом в том числе и найм сотрудников более привычна для российских реалий, там также найм происходит при помощи рынка труда, рекомендаций коллег и объявлений. Будущий сотрудник проверяется на его соответствие вакантной позиции. Американская модель отличается от японской тем, что здесь проверяют не личностные качества человека, а его профессиональную компетентность. В России используется такая же система найма сотрудника на работу и позволяет сказать, что российская и американская модели похожи.
Рассмотрим опыт конкретной российской организации.
Яна Шеина - это мастер с 17-ти летним опытом в сфере шугаринга. Она также разработчик и создатель собственного бренда паст и линейки расходных материалов для шугаринга - ТМ Яна Шеина (пр-во находится в России и Израиле).
Компания «ТМ Яна Шеина» оказывает несколько основных видов услуг:
- услуги шугаринга;
- оптово-розничная торговля пастой для шугаринга;
- обучающие центры.
В настоящее время в структуре ИП Шеина Я.В. четыре специализированных центра
- г.Ростов-на-Дону «Центр шугаринга Яны Шеиной» ул.1-ой Конной Армии 15 «В» тел. 8-903-401-14-21
-. г.Краснодар «Центр шугаринга Яны Шеиной», Проезд Ломоносова 10, тел. 8-988-247-13-37
- г.Волгоград «Центр шугаринга Яны Шеиной» ул.Пражская 16В, тел. 8-919-987-73-55
- г.Минск «Центр шугаринга Яны Шеиной» ул.Каховская 17, тел. +375-17-301-52-10.
И двадцать один дистрибьютор в таких городах, как Тольятти, Новосибирск, р.Беларусь, г.Минск, р.Казахстан, г.Алматы, г. Омск, г. Екатеринбург, г. Нижний Тагил, г.Оренбург, г. Абакан, г. Уфа, г. Красноярск, г. Сыктывкар, р. Казахстан,г. Петропавловск, г. Новокузнецк , г.Киселевск, Самара , г. Сургут, г. Тула, г.Вологда г. Нижневартовск, г. Санкт-Петербург.
Также в структуре компании два обучающих центра в. г. Ростов-на-Дону и торговая компания, занимающаяся реализацией сахарной пасты для шугаринга.
Оптово-розничной реализацией пасты для шугаринга и аксессуаров занимался отдел продаж при центральном офисе ИП «Я.Шеина» в г. Ростов-на-Дону. С 2016 года торговое направление становится одним из основных, наряду с оказанием услуг шугаринга и обучением. В структуре отдела продаж произошли большие изменения. Был выделен собственно торговый отдел, занимающийся непосредственно реализацией продукцию и включены два новых подразделения: региональных перевозок и курьерской доставки. Существенно расширен штат и функции отдела.
В настоящее время в общей системе отдела продаж ИП «Яна Шеина» работают:
- подразделение региональных перевозок;
- подразделение курьерской доставки;
- отдел управления сборочными линиями заказов;
- торговый отдел.
В каждом из городов, где существует специализированный центр «Я. Шеина» существует и филиал отдела продаж.
Важными организационно распределительными документам в ИП «Яна Шеина», которыми руководствуется и отдел продаж, являются правила внутреннего трудового распорядка, которые включают следующие разделы:
- общие положения
- порядок приема и увольнения рабочих и служащих
- основные обязанности администрации
- рабочее время и его использование
- поощрения за успехи в работе
- ответственность за нарушение трудовой дисциплины.
Кадры считаются самым ценным, что есть в фирме. При наборе кадров учитывается положительный и отрицательный опыт, который организация приобрела, достигая главную цель - создание слаженного хорошего коллектива. Поначалу брали тех, кого хорошо знали. Этот метод практически безошибочен, так как нанимали людей под конкретную работу и «под себя». В настоящее время фирма ориентируется на включение в свой состав нового персонала с низшего должностного уровня, а замещение вакансий высшего должностного уровня происходит из числа сотрудников организации.
Отбор сотрудников осуществляет служба персонала.
Рассмотрим на примере должности менеджера торгового подразделения отдела продаж (консультанта):
После заполнения соискателем анкеты, он приглашается на собеседование. Собеседование проходит в 3 этапа:
на первом этапе собеседования с начальником подразделения, на работу в котором претендует соискатель, коуч отсеивает тех людей, которые не подходят конкурс по требованиям компании для работы.
Если собеседование прошло успешно, то его приглашают на собеседование с начальником отдела продаж. Он составляет свое мнение о соискателе,
третий, заключительный этап - это собеседование с директором компании.
Данная трехступенчатая модель отбора имеет свои преимущества, исключая субъективность оценки будущего персонала компании. В случае успешного прохождения формируется группа стажеров, которая в последующем проходит обучение в течении3-х недель. Плюсы такого обучения: меньше статья расходов компании на обучение большой группы людей, после обучения сотрудник выходит на работу профессионально подготовленным, что существенно сказывается на общей репутации и профессионализме компании. Минусы - соискателю приходится ждать, когда сформируется группа для обучения - в это время ему могут предложить работу другие работодатели, и при срочной необходимости в компании дополнительных сотрудников по каким-то причинам, например в случае увольнения работника, служба персонала не может оперативно предоставит замену, для этого в компании необходимо формирование кадрового резерва.
Обучение стажеров состоит из 3-х этапов:
стажеров обучают правилам работы с документацией, принятых и утвержденных в компании
обучение по материалам и технологиям производства мебели
обучение по «технологии продаж», принятой в компании, заимствованной из зарубежного опыта и адаптированной под российского потребителя/
В таблице 2 рассмотрены преимущества и недостатки обучения групп стажеров. После обучения стажеры сдают экзамены. В случае успешной сдачи стажер приступает к работе в салоне.
Таблица 2 Преимущества и недостатки обучения групп стажеров[1]
плюсы |
минусы |
уменьшение затрат на обучение |
нет возможности быстро приступить к работе стажеру в случае необходимости |
профессиональная подготовка в соответствии с требованиями компании |
Время ожидания формирования группы стажеров |
профессионализм сотрудников компании независимо от опыта работы |
неудобство по территориальным признакам (все группы занимаются в обучающем центре) |
бесплатное обучение, во время обучения выплачивается стипендия |
После обучения стажерам единовременно выплачивается стипендия. После того, как новый сотрудник приступил к работе, ему назначается наставник, который помогает осваивать новые навыки и знания в работе. Однако процесс адаптации охватывает только новых сотрудников, в то время как сотрудники, которых переводят на новое место работы в рамках компании (из одного подразделения в другое) также нуждаются в адаптации к новому месту работы. Таким образом, существующая на предприятии система нематериальной мотивации в целом может быть расценена как удовлетворительная. В то же время необходимо обратить внимание на морально-психологический климат.
Руководство отдела продаж «Яна Шеина» очень серьезно относится к уровню качества своего персонала. В связи с этим руководство организация ежегодно оценивает результативность труда своих работников, коллег и подчиненных. Ответственным этапом в анализе использования предприятия кадрового потенциала является изучение движения рабочей силы. Анализ осуществляется в динамике за ряд лет на основе следующих показателей: текучесть кадров, производительность труда, оплатой труда.
Показатели динамики изменения численности персонала в общем и по категориям, а также текучесть кадров показана в таблице 3
Таблица 3 Анализ движения работников ИП «Яна Шеина»
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Отклонения |
|
2016 к 2015 |
2017 к 2016 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.Среднесписочная численность работников, чел. |
72 |
85 |
101 |
13 |
17 |
2.Количество уволенных, всего |
4,00 |
8,00 |
7,00 |
4,00 |
-1,00 |
3.Количество принятых работников, чел. |
12 |
19 |
8 |
7 |
-11 |
4.Коэффициент оборота по выбытию, (стр.2/стр.1) |
0,03 |
0,02 |
0,02 |
- |
- |
5. Коэффициент оборота по приему, (стр.3/стр.1) |
0,16 |
0,22 |
0,07 |
Анализ движения работников показал, что среднесписочная численность работников в 2016 году увеличилась на 13 человек по сравнению с 2014 годом, в 2017 году численность персонала ИП «Яна Шеина» выросла до 101 человека.
Количество уволенных по собственному желанию в 2017 году по сравнению с 2016 годом сократилось на 1 человека. Увеличение потребности в трудовых ресурсах объясняется тем, что ИП «Яна Шеина» открывает новые салоны сети «Яна Шеина», открыт еще одни обучающий центр. В то же время низкие показатели коэффициента оборота по выбытию обусловлены эффективной кадровой политикой ИП «Яна Шеина».
Производительность труда - это показатель, характеризующий уровень затрат живого труда на производство единицы продукции. Его можно также определять, как объем реализации в денежном выражении на одного сотрудника за единицу I времени (год, квартал, месяц, день, час). Этому показателю необходимо уделять особое внимание, так как именно от него зависит уровень многих других показателей. При анализе производительности труда следует установить степень выполнения плана и динамику роста, причины изменения уровня производительности труда. Сравнение уровня производительности труда отчетного года с предыдущим годом позволяет дать оценку динамики производительности труда за год.
Анализ уровня оплаты труда представлен в таблице 4
Таблица 4 - Анализ уровня производительности труда персонала ИП «Яна Шеина»
Показатели |
2016 год |
2017 год |
Отклонения, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Выручка от реализации товаров, тыс. руб. |
15633,6 |
35990,1 |
20356,5 |
2.Среднегодовая численность работников, чел. |
85,00 |
101,00 |
17,00 |
3.Среднегодовая оплата труда на 1 работника, тыс.руб. |
23,50 |
25,50 |
30,00 |
4.Производительность труда, тыс.руб. , (стр.1/стр.2) |
183,91 |
353,33 |
172,42 |
5.Индекс производительности труда |
1,92 |
||
6.Индекс оплаты труда |
1,15 |