Файл: Отношения между школьниками: возможности их формирования школой.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Межличностные отношения приобретают особое значение для детей школьного возраста. В младшем школьном возрасте при общении со сверстниками активизируется познавательная предметная деятельность, формируется значимый опыт межличностного общения и соответственно нравственного поведения. Вполне очевидно, что в этом возрасте школьники нуждаются в общении, а стремление к общению делает группу сверстников чрезвычайно ценной и привлекательной. Принимая участие в групповом общении со сверстниками, побуждает у ребенка ценность общения, а также положительно сказывается на его физическом и психологическом развитии.

Каждый ребенок является личностью, которая также вступает в группу межличностных отношений. При поступлении в школу ребенок приобретает активные навыки общения в группе, начинает осознавать ценность общения, испытывает симпатии и эмпатии в отношениях со сверстниками. Характер взаимоотношений школьника со сверстниками определяет его статус в группе, в связи с чем происходит формирование коммуникативных навыков общения и собственного подхода в отношениям. Межличностные взаимодействия развиваются параллельно с ростом ребенка, их становление происходит под воздействием окружающих маленьких личностей. Вполне очевидно из вышеизложенного, что межличностные отношения выступают своеобразным фактором, влияющим на становление личности ребенка и формирование социального и личностного развития детей.

В связи с этим проблемам формирования гармоничных межличностных отношений детей школьного возраста уделяют внимание многие выдающиеся ученые современности. Среди таких авторов следует отметить такие имена, как Е.П. Ильин, А.В. Кидинов, У. Мишел, Дж. Роттер, Г. Салливан и другие. Кроме того, многие пособия включают в себя сбор в единое целое уже известных и достаточно популярных в практической деятельности педагогов-психологов профессиональных психодиагностических методик и авторских разработок. Например, таким пособиями являются труды С.В. Духновского, В.Г. Ромека, И.Ю. Кулагиной, Н.П. Локаловой и других.

Многообразие научной литературе по исследуемой проблематике подтверждает значимость межличностных отношений школьников и свидетельствует об актуальности темы данной курсовой работы.

Каждый ребенок – уникальная личность, и поэтому в общении каждый пользуется своим подходом. Однако психологами делаются попытки выделить и общие правила межличностного взаимодействия. Поэтому целью нашего исследования будет являться изучение основных особенностей межличностных взаимодействий в группе сверстников младшего школьного возраста. Над проблемой взаимных влияний и воздействия детей друг друга работали многие известные психологи и педагоги, такие как Г.А. Роков, В.П. Вахтерев, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Г. Крайк, М.В. Гамезо, Б.С. Волков.


Объектом исследования выступает межличностные отношения как психолого-педагогический феномен.

Предметом исследования являются факторы, оказывающие влияние на формирование межличностных отношений детей школьного возраста.

Цель курсовой работы заключается в исследовании межличностных отношений детей школьного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Осуществить обзор научной литературы по проблемам психологии межличностных отношений, выделив специфические факторы, влияющие на формирование межличностных отношений;

2. Провести диагностическое исследование межличностных отношений детей младшего школьного возраста;

3. Предложить пути формирования гармоничных межличностных отношений младших школьников.

Гипотеза исследования: процесс формирования культуры межличностных отношений школьников в школьной деятельности будет эффективным, если:

- выявлена сущностная и содержательная характеристика понятия «культура межличностных отношений школьников»;

- учтены особенности формирования культуры межличностных отношений младших школьников;

- разработаны критерии и показатели, охарактеризованы уровни сформированности культуры межличностных отношений младших школьников;

- теоретически обоснована и реализована на практике модель формирования культуры межличностных отношений младших школьников в школьной деятельности;

- сформулированы и экспериментально проверены педагогические условия формирования культуры межличностных отношений школьников в школьной деятельности;

Методы научного исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретические методы исследования (анализ философской, социологической, культурологической, психолого-педагогической и методической литературы с целью выявления основных концепций и подходов к социализации школьников и их межличностных отношений в школе); эмпирические методы (изучение и обобщение педагогического опыта, беседа, наблюдение, анкетирование, социометрия, метод экспертных оценок и самооценок); методы, связанные с изучением поведения и деятельности учащихся, умений, навыков, привычек проявления социализации в условиях межличностных отношений (наблюдение, естественный эксперимент, методика выбора и т.д.); метод моделирования; диагностические методики; метод математической статистики. Основным методом явилась опытно-экспериментальная работа в реальных условиях школьной деятельности в основной школе образовательного учреждения.


Опытно-экспериментальной базой исследования являлась МБОУ СОШ № 29 р.п. Чунский Чунского района Иркутской области. В эксперименте принимали участие младшие школьники – учащиеся 3 «В» класса. Экспериментальная группа состояла из 25 человек, из них семь мальчиков и восемнадцать девочек.

Теоретическая значимость курсовой работы состоит в том, что:

- его научные результаты вносят определенный вклад в общую педагогику;

- рассмотренные теоретические представления о сущности и содержании культуры межличностных отношений младших школьников вносят определенный вклад в теорию и практику воспитания;

- критериально-уровневый аппарат исследования разработан с учетом современных требований к объективной оценке личностных качеств младших школьников и вносит определенный вклад в теорию педагогических измерений.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Особенности личности младших школьников

Чаще всего под термином “личность“- подразумевают самого человека с определенным набором социальных качеств, приобретенных в ходе развития. Можно сказать, личность – это конкретный человек с его системой характеристик, проявляющиеся в обществе и определяющие нравственные поступки[1]. Рождаясь, индивид практически сразу включается в общую систему общественных взаимоотношений и процессов, в итоге которых он постепенно становится личностью. Человек является обладателем сознания, которое строится и формируется в ходе жизнедеятельности. Личность можно считать продуктом развития психики в социуме, ведь, именно, на определенном уровне социального и психического развития происходит становление личности. Она характеризует человека в целом, проявляется во всех видах его деятельности[2].

А.Н.Леонтьев отмечал, что анализируя человеческую психику, мы непосредственно касаемся и личности. Но личность определяет человека только с одной стороны: его внедрение в общественные отношения, его направленность, определяющая основными мотивами деятельности и поведения. Направленность бывает общественная и эгоистичная. В некоторых случаях интересы общества и личности могут совпадать, в других – эгоизм может приносить вред. То есть мы видим отрицательное и положительное развитие личности. К положительному можно отнести ответственность перед другими людьми, перед собой, перед окружающей средой[3].


Нравственность человека находится под контролем чувства долга, стыда, совести. В этом случае вполне уместны такие качества, как слово чести, кодекс чести, достоинство личности. При отрицательном развитие происходит упор на нормы, которые не принимаются в обществе. Аморальное поведение приносит только вред окружающим, наблюдается безответственное отношение человека. Но отступление от общепринятых норм не всегда должно рассматриваться как отрицательное развитие личности, в некоторых случаях это показывает большую степень ответственности человека перед окружающими. Стремясь быть личностью, человек стремится быть социально значимым. Личность определяется устойчивостью, постоянством моральной основы.

На основе всего сказанного можно сделать вывод: способности и качества личности развиваются в течении всей жизни, бывает положительной и отрицательной, сильной, устойчивой и слабой, неустойчивой, чтобы принять правильное мнение о человеке, нужно смотреть не только на то, что он делает, но и на то, какой смысл это для него имеет, какие мотивы и цели им движут.

В школьном процессе ребенок впервые сталкивается с требованиями, выполнение которых контролируется. Младшие школьники морально уже готовы к этому подчинению. Педагог в этом случае является носителем общественных требований, основной ценитель их поведения[4].

Рассмотрим основные особенности личности младших школьников:

• Доверчивость, исполнительность. Все требования выполняются беспрекословно, отношения строятся на полном доверии ко взрослому, он является авторитетом для малышей. Дети не претендуют на самостоятельность и независимость;

• Повышенная восприимчивость, реактивность. Пока ребенок воспринимает все с готовностью и интересом, ему побыстрее хочется всему научиться, он старается быстрее всех поднять руку, ответить;

• Направленность на внешний мир. Дети стараются все потрогать, их интересует все новое, ранее неизведанное. Направленность выражается в потребностях и мотивах:

- с дошкольного возраста сохраняются потребности в играх (но уже другой направленности), в движениях, впечатлениях;

- и появляются новые потребности выполнять требования взрослых, овладевать новыми знаниями, умениями, навыками, получать одобрения педагогов, выполнять общественную работу, быть во всем лучшим;

• Подражательность. Ребенку внешнее подражание помогает лучше усвоить материал, но в некоторых случаях наблюдается только его поверхностное восприятие.


По степени сформированности представления о самом себе можно условно разделить на три группы:

• Представления адекватны и четки, дети подвергают свое поведение анализу, выделяют мотивы и причины, в первую очередь ориентируются на знание о себе, чем на оценку взрослого;

• Наблюдается неустойчивость и неадекватность в оценках самих себя, не умение выделять основное в своем поведении, анализировать поступки, хотя отмечается оценка себя, не опираясь на других. Здесь необходимо руководство по формированию навыков самоконтроля;

• Представления о себе только со слов других детей, крайне неустойчивы, не могут ориентироваться в жизнедеятельности самостоятельно, не определяют свои силы и возможности[5].

Ученик как личность формируется на протяжении всего школьного процесса. Его эффективность зависит от характера этого процесса, от того, как он усваивается.

С дошкольного возраста начинается воспитание нравственности, но, обучаясь в школе, ребенок сталкивается с системой моральных требований, выполнение которых контролируется. Именно в этом возрасте дети уже готовы к их выполнению, они пытаются занять новую социальную позицию, с которой связывают эти требования к ним. Педагог – основной источник требований и контроля поведения детей, развитие моральных качеств в этом случае идет через обучение. Очень важно на этом возрастном этапе влияние семьи. Устойчивая, привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. Мы знаем, что личность формируется на всех этапах школьного обучения, его успешность зависит от характера учебного процесса, от того, как он усваивается ребенком[6].

Л.И. Божович провела эксперимент, который показывал готовность детей выполнять требования педагога. Детям разных возрастов начальной школы было предложено остаться после уроков учиться писать латинские буквы, но при этом было сказано, что в дальнейшем это не понадобиться. Однако все дети остались на дополнительное занятие и старательно выводили буквы, многие изъявили желание продолжить обучение и завести отдельную тетрадь для этого[7].

Исследования психологов показывают, что направленность личности может быть социальной и эгоистичной. Дети умеют различать эту направленность у своих одноклассников и соответственно к этому относиться. Так, например, те ученики, преобладающие коллективистской мотивацией, пользуются большим вниманием и симпатией со стороны остальных детей. На детей с эгоистической мотивацией меньше обращают внимания, стараются с ними не общаться, не вовлекать в свои интересы. Изо всего этого можно сказать, что положение ребенка в коллективе напрямую зависит от мотивации его поведения, от направленности личности.