Файл: Отношения между школьниками: возможности их формирования школой.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По результатам «Q-сортировки» установлено преобладание зависимости младших школьников, необщительности, уклонения от «борьбы», хорошего настроения.

На основе обобщения результатов социометрии можно сделать вывод, что за прошедший учебный год у наблюдаемых младших подростков благополучно увеличились такие показатели, как сплоченность, а также социометрического статус «отвергаемый» и «звезда». В свою очередь, выявлено снижение количества школьников с социометрическим статусом «низкий» и «пренебрегаемый».

В качестве рекомендаций по развитию мыслительных процессов следует рекомендовать следующее:

  1. Использовать упражнения на развитие логического мышления, расширение кругозора учащимися. Особое внимание уделить детям, у которых по результатам исследования выявлены уровни мышления ниже среднего и низкий.
  2. Вовлекать младших школьников в интеллектуальную деятельность для дальнейшего их личностного развития, развивать до высокого уровня интеллектуальный потенциал;
  3. Использовать на школьных уроках как можно больше заданий на развитие мыслительных операций в виде обобщения;
  4. Развивать познавательную мотивацию учащихся с низкой учебной мотивацией;
  5. Создавать ситуации успеха на уроке учащимся с внешним мотивом (путем посильных заданий, чтобы ученик поверил в свои силы).

С целью улучшения социометрического статуса младших школьников следует обратить внимание на детей, не имеющих друзей. Среди таких учеников целесообразно развивать коммуникативные навыки посредством групповых занятий, игр, вовлечения в деятельность класса. Навыки сотрудничества, взаимопомощи следует развивать у детей с повышенной конфликтностью.

Таким образом, по результатам исследования были даны рекомендации по улучшению показателей социометрии. К индивидуальным формам организации работы в данном направлении следует то, что предложено обратить внимание на детей, не имеющих друзей. В качестве коллективной формы организации работы рекомендовано развивать навыки коммуникабельности через групповые занятия, игры, вовлечение младших школьников в деятельность класса, а также оказание взаимопомощи детям с повышенной конфликтностью. Вполне очевидно, что именно психолого-педагогическая помощь будет способствовать развитию гармоничных межличностных отношений у младших школьников.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 c.
  2. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. – 215 с.
  3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб - Питер , 2009. – 356 с.
  4. Болдышева Е.Г. Привитие общечеловеческих ценностей детям младшего школьного возраста // Университетские чтения - 2007 / Пятиг. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск : ПГЛУ, 2007. - Ч. 10: Секция 7 симпозиума 2. - С. 41-45.
  5. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2011. – 304 с.
  6. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. – М. : Педагогика, 2014. – 452 с.
  7. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 108-112.
  8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Смысл, 2011. – 224 с.
  9. Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений / С. В. Духновский. – СПб. : Речь, 2010. – 141 с.
  10. Загвязинский, В. И. Педагогика: учебное пособие / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. – М. : Академия, 2011. – 352 с.
  11. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 576 с.
  12. Кидинов, А. В. Межличностные отношения в контексте социально-динамической теории / А. В. Кидинов. – М. : Юнити, 2011. – 127 с.
  13. Коротаева Е.В. Социальное развитие детей: аспекты преемственности // Начальная школа плюс до и после : журнал . — 2013 .— №12 .— С. 23-27.
  14. Кулагина, И. Ю. Младшие школьники : особенности развития / И. Ю. Кулагина. – М. : ЭКСМО, 2009. – 176 с.
  15. Локалова, Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Часть 2. Материалы к урокам психологического развития / Н. П. Локалова. – М. : Ось-89, 2011. – 160 с.
  16. Маркушева М.Е. Нравственное развитие детей младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика: журнал . — 2014 .— №3 .— С. 20-23.
  17. Неясова И.А. Психолого-педагогические аспек­ты освоения социального опыта младшими школь­никами в образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - №3. - С. 158-160.
  18. Потапчук, А. А. Диагностика развития ребенка / А. А. Потапчук. – СПб. : Речь, 2007. – 154 с.
  19. Сухова, А. Н. Социальная психология / А. Н. Сухова. – М. : Юнити-Дана, 2011. – 616 с.
  20. Сергеева, В.П. Основы семейного воспитания: учебник для студ. среднего профессионального образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 192 c.
  21. Сергеева, В.П. Теоретические основы воспитания: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 272 c.
  22. Уварина Н.В. Актуализация творческого потенциала младших школьников в образовательном процессе : монография / Н.В. Уварина / Челябинск : Взгляд, 2007. - 294 с.

Приложение

Приложение 1

Опросник «Мой класс»

Цель: выявить уровень удовлетворенности школьной жизнью, взаимопонимания в коллективе, защищенности членов коллектива.

Ход проведения: необходимо на вопросы отвечать «да», «нет», «не знаю».

Обработка результатов.

В каждом отдельном блоке из трех вопросов

1-й измеряет степень удовлетворенности школьной жизнью (У),

2-й – степень конфликтности в классе (К),

3-й – степень сплоченности класса (С).

3 балла за ответ «да» в 1, 5, 8, 12, 15-м вопросах, «нет» в 6, 10-м вопросах.

2 балла за ответы «да» и «нет» в 9 и 13 вопросах.

1 балл – «нет» во 2, 3, 7, 11, 14-м и «да» в 4-м вопросах.

Далее подсчитываются суммы баллов по вопросам:

1, 4, 7, 10, 13 – степень удовлетворенности школьной жизнью (У).

3, 6, 9, 12, 15 – степень сплоченности класса (С).

2, 5, 8, 11, 14 – степень конфликтности в классе (К).

Максимальные суммы баллов по параметрам: У – 10, К – 9, С – 12.

Текст опросника «Мой класс»

ФИО _______________________________ Класс _______________

Таблица 1 – Бланк опросника

Вопросы

«Да»

«Нет»

«Не знаю»

  1. Ребятам нравится учиться в нашем классе.
  1. Дети в классе всегда дерутся друг с другом.
  1. В нашем классе каждый ученик – мой друг.
  1. Некоторые ученики в нашем классе несчастливы.
  1. Некоторые дети в нашем классе являются «середнячками».
  1. С некоторыми детьми в нашем классе я не дружу.
  1. Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу.
  1. Многие дети в нашем классе любят драться.
  1. Все ученики в нашем классе - друзья.
  1. Некоторые ученики не любят свой класс.
  1. Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем.
  1. Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу.
  1. Наш класс веселый.
  1. Дети в нашем классе много ссорятся.
  1. Дети в нашем классе любят друг друга как друзья.

Приложение 2

Методика «Q-сортировка» тенденций поведения в группе

Инструкция: «вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему».

Таблица 2 – Регистрационный бланк методики «Q-сортировка»

Вопросы

«Да»

«Нет»

1

Я критичен к товарищам

2

У меня возникает тревога, когда в группе начинается конфликт

3

Я склонен следовать советам лидера

4

Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами

5

Мне нравится дружественность в группе

6

Я склонен противоречить лидеру

7

Испытываю симпатию к одному-двум определенным товарищам

8

Избегаю встреч и собраний в группе

9

Мне нравится похвала лидера

10

Я независим в суждениях и манере поведения

11

Я готов встать на чью-либо сторону в споре

12

Я склонен руководить товарищами

13

Радуюсь общению с одним-двумя друзьями

14

При появлении враждебности со стороны членов группы я внешне спокоен

15

Я склонен поддерживать настроение всей группы

16

Не придаю значение личным качествам членов группы

17

Я склонен отвлекать группу от её целей

18

Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру

19

Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы

20

Предпочитаю оставаться нейтральным в споре

21

Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит

22

Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия

23

Я недостаточно сдержан в выражении чувств

24

Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников

25

Недоволен слишком формальным (деловым) отношением

26

Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу

27

Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе

28

Я привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам

29

Я склонен затягивать и обострять спор

30

Стремлюсь быть в центре внимания

31

Я хотел бы быть членом более узкой группы

32

Я склонен к компромиссам

33

Испытываю беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям

34

Болезненно отношусь к замечаниям друзей

35

Могу быть коварным и вкрадчивым

36

Я склонен принять на себя руководство в группе


Продолжение приложения 2

Продолжение таблицы 2

Вопросы

«Да»

«Нет»

37

Я откровенен в группе

38

У меня возникает беспокойство во время группового разногласия

39

Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ

40

Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия

41

Я склонен сердиться на товарищей

42

Я пытаюсь вести других против лидера

43

Легко нахожу знакомства за пределами группы

44

Стараюсь избегать быть втянутым в спор

45

Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы

46

Оказываю сопротивление образованию группировок в группе

47

Когда раздражен, я насмешлив и ироничен

48

У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться

49

Предпочитаю меньшую, но более интимную группу

50

Пытаюсь не показывать свои истинные чувства

51

Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях

52

Я инициативен в установлении контактов в общении

53

Избегаю критиковать товарищей

54

Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим

55

Мне не нравиться, что отношения в группе слишком фамильярны

56

Люблю затевать споры

57

Стремлюсь удержать свое высокое положение в группе

58

Я склонен вмешиваться в контакты знакомых и нарушать их

59

Я склонен к перепалкам, задиристый

60

Я склонен выражать недовольство лидером

  1. Маркушева М.Е. Нравственное развитие детей младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика: журнал . — 2014 .— №3 .— С. 20.

  2. Там же.

  3. Там же.

  4. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 108.

  5. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 108.

  6. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. – М. : Педагогика, 2014. – С. 112.

  7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб - Питер , 2009. – С. 312.

  8. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. – М. : Педагогика, 2014. – С. 112.

  9. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. – С. 45.

  10. Там же.

  11. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38.

  12. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. – С. 15.

  13. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. – С. 15.

  14. Там же.

  15. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб. : Питер, 2012. – С. 54.

  16. Кун, Д. Основы психологии. Большая энциклопедия психологии. – М. : Прайм-Еврознак, 2008. – С. 426.

  17. Сухова, А. Н. Социальная психология. – М. : Юнити-Дана, 2011. – С. 258.

  18. Салливан, Г., Роттер, Дж., Мишел, У. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности. – М. : Прайм-Еврознак, 2007. – С. 38.

  19. Кулагина, И. Ю. Младшие школьники : особенности развития. – М. : ЭКСМО, 2009. – С. 158.

  20. Потапчук, А. А. Диагностика развития ребенка. – СПб. : Речь, 2007. – С. 47.

  21. Кидинов, А. В. Межличностные отношения в контексте социально-динамической теории. – М. : Юнити, 2011. – С. 69.

  22. Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений. – СПб. : Речь, 2010. – С. 86.

  23. Кун, Д. Основы психологии. Большая энциклопедия психологии. – М. : Прайм-Еврознак, 2008. – С. 221.

  24. Маркушева М.Е. Нравственное развитие детей младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика: журнал . — 2014 .— №3 .— С. 22.