Файл: Отношения между школьниками: возможности их формирования школой.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности личности младших школьников
1.2 Воспитательные аспекты учебной деятельности младших школьников
1.3 Межличностные отношения как психолого-педагогический феномен
1.4 Особенности отношений младших школьников со сверстниками
ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Цель и методы экспериментального исследования
2.2 Обработка результатов исследования
По результатам «Q-сортировки» установлено преобладание зависимости младших школьников, необщительности, уклонения от «борьбы», хорошего настроения.
На основе обобщения результатов социометрии можно сделать вывод, что за прошедший учебный год у наблюдаемых младших подростков благополучно увеличились такие показатели, как сплоченность, а также социометрического статус «отвергаемый» и «звезда». В свою очередь, выявлено снижение количества школьников с социометрическим статусом «низкий» и «пренебрегаемый».
В качестве рекомендаций по развитию мыслительных процессов следует рекомендовать следующее:
- Использовать упражнения на развитие логического мышления, расширение кругозора учащимися. Особое внимание уделить детям, у которых по результатам исследования выявлены уровни мышления ниже среднего и низкий.
- Вовлекать младших школьников в интеллектуальную деятельность для дальнейшего их личностного развития, развивать до высокого уровня интеллектуальный потенциал;
- Использовать на школьных уроках как можно больше заданий на развитие мыслительных операций в виде обобщения;
- Развивать познавательную мотивацию учащихся с низкой учебной мотивацией;
- Создавать ситуации успеха на уроке учащимся с внешним мотивом (путем посильных заданий, чтобы ученик поверил в свои силы).
С целью улучшения социометрического статуса младших школьников следует обратить внимание на детей, не имеющих друзей. Среди таких учеников целесообразно развивать коммуникативные навыки посредством групповых занятий, игр, вовлечения в деятельность класса. Навыки сотрудничества, взаимопомощи следует развивать у детей с повышенной конфликтностью.
Таким образом, по результатам исследования были даны рекомендации по улучшению показателей социометрии. К индивидуальным формам организации работы в данном направлении следует то, что предложено обратить внимание на детей, не имеющих друзей. В качестве коллективной формы организации работы рекомендовано развивать навыки коммуникабельности через групповые занятия, игры, вовлечение младших школьников в деятельность класса, а также оказание взаимопомощи детям с повышенной конфликтностью. Вполне очевидно, что именно психолого-педагогическая помощь будет способствовать развитию гармоничных межличностных отношений у младших школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 c.
- Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. – 215 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб - Питер , 2009. – 356 с.
- Болдышева Е.Г. Привитие общечеловеческих ценностей детям младшего школьного возраста // Университетские чтения - 2007 / Пятиг. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск : ПГЛУ, 2007. - Ч. 10: Секция 7 симпозиума 2. - С. 41-45.
- Бордовская, Н. В. Педагогика: учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2011. – 304 с.
- Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. – М. : Педагогика, 2014. – 452 с.
- Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 108-112.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Смысл, 2011. – 224 с.
- Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений / С. В. Духновский. – СПб. : Речь, 2010. – 141 с.
- Загвязинский, В. И. Педагогика: учебное пособие / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. – М. : Академия, 2011. – 352 с.
- Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 576 с.
- Кидинов, А. В. Межличностные отношения в контексте социально-динамической теории / А. В. Кидинов. – М. : Юнити, 2011. – 127 с.
- Коротаева Е.В. Социальное развитие детей: аспекты преемственности // Начальная школа плюс до и после : журнал . — 2013 .— №12 .— С. 23-27.
- Кулагина, И. Ю. Младшие школьники : особенности развития / И. Ю. Кулагина. – М. : ЭКСМО, 2009. – 176 с.
- Локалова, Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Часть 2. Материалы к урокам психологического развития / Н. П. Локалова. – М. : Ось-89, 2011. – 160 с.
- Маркушева М.Е. Нравственное развитие детей младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика: журнал . — 2014 .— №3 .— С. 20-23.
- Неясова И.А. Психолого-педагогические аспекты освоения социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - №3. - С. 158-160.
- Потапчук, А. А. Диагностика развития ребенка / А. А. Потапчук. – СПб. : Речь, 2007. – 154 с.
- Сухова, А. Н. Социальная психология / А. Н. Сухова. – М. : Юнити-Дана, 2011. – 616 с.
- Сергеева, В.П. Основы семейного воспитания: учебник для студ. среднего профессионального образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 192 c.
- Сергеева, В.П. Теоретические основы воспитания: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 272 c.
- Уварина Н.В. Актуализация творческого потенциала младших школьников в образовательном процессе : монография / Н.В. Уварина / Челябинск : Взгляд, 2007. - 294 с.
Приложение
Приложение 1
Опросник «Мой класс»
Цель: выявить уровень удовлетворенности школьной жизнью, взаимопонимания в коллективе, защищенности членов коллектива.
Ход проведения: необходимо на вопросы отвечать «да», «нет», «не знаю».
Обработка результатов.
В каждом отдельном блоке из трех вопросов
1-й измеряет степень удовлетворенности школьной жизнью (У),
2-й – степень конфликтности в классе (К),
3-й – степень сплоченности класса (С).
3 балла за ответ «да» в 1, 5, 8, 12, 15-м вопросах, «нет» в 6, 10-м вопросах.
2 балла за ответы «да» и «нет» в 9 и 13 вопросах.
1 балл – «нет» во 2, 3, 7, 11, 14-м и «да» в 4-м вопросах.
Далее подсчитываются суммы баллов по вопросам:
1, 4, 7, 10, 13 – степень удовлетворенности школьной жизнью (У).
3, 6, 9, 12, 15 – степень сплоченности класса (С).
2, 5, 8, 11, 14 – степень конфликтности в классе (К).
Максимальные суммы баллов по параметрам: У – 10, К – 9, С – 12.
Текст опросника «Мой класс»
ФИО _______________________________ Класс _______________
Таблица 1 – Бланк опросника
Вопросы |
«Да» |
«Нет» |
«Не знаю» |
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
Приложение 2
Методика «Q-сортировка» тенденций поведения в группе
Инструкция: «вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему».
Таблица 2 – Регистрационный бланк методики «Q-сортировка»
№ |
Вопросы |
«Да» |
«Нет» |
1 |
Я критичен к товарищам |
||
2 |
У меня возникает тревога, когда в группе начинается конфликт |
||
3 |
Я склонен следовать советам лидера |
||
4 |
Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами |
||
5 |
Мне нравится дружественность в группе |
||
6 |
Я склонен противоречить лидеру |
||
7 |
Испытываю симпатию к одному-двум определенным товарищам |
||
8 |
Избегаю встреч и собраний в группе |
||
9 |
Мне нравится похвала лидера |
||
10 |
Я независим в суждениях и манере поведения |
||
11 |
Я готов встать на чью-либо сторону в споре |
||
12 |
Я склонен руководить товарищами |
||
13 |
Радуюсь общению с одним-двумя друзьями |
||
14 |
При появлении враждебности со стороны членов группы я внешне спокоен |
||
15 |
Я склонен поддерживать настроение всей группы |
||
16 |
Не придаю значение личным качествам членов группы |
||
17 |
Я склонен отвлекать группу от её целей |
||
18 |
Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру |
||
19 |
Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы |
||
20 |
Предпочитаю оставаться нейтральным в споре |
||
21 |
Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит |
||
22 |
Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия |
||
23 |
Я недостаточно сдержан в выражении чувств |
||
24 |
Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников |
||
25 |
Недоволен слишком формальным (деловым) отношением |
||
26 |
Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу |
||
27 |
Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе |
||
28 |
Я привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам |
||
29 |
Я склонен затягивать и обострять спор |
||
30 |
Стремлюсь быть в центре внимания |
||
31 |
Я хотел бы быть членом более узкой группы |
||
32 |
Я склонен к компромиссам |
||
33 |
Испытываю беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям |
||
34 |
Болезненно отношусь к замечаниям друзей |
||
35 |
Могу быть коварным и вкрадчивым |
||
36 |
Я склонен принять на себя руководство в группе |
Продолжение приложения 2
Продолжение таблицы 2
№ |
Вопросы |
«Да» |
«Нет» |
37 |
Я откровенен в группе |
||
38 |
У меня возникает беспокойство во время группового разногласия |
||
39 |
Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ |
||
40 |
Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия |
||
41 |
Я склонен сердиться на товарищей |
||
42 |
Я пытаюсь вести других против лидера |
||
43 |
Легко нахожу знакомства за пределами группы |
||
44 |
Стараюсь избегать быть втянутым в спор |
||
45 |
Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы |
||
46 |
Оказываю сопротивление образованию группировок в группе |
||
47 |
Когда раздражен, я насмешлив и ироничен |
||
48 |
У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться |
||
49 |
Предпочитаю меньшую, но более интимную группу |
||
50 |
Пытаюсь не показывать свои истинные чувства |
||
51 |
Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях |
||
52 |
Я инициативен в установлении контактов в общении |
||
53 |
Избегаю критиковать товарищей |
||
54 |
Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим |
||
55 |
Мне не нравиться, что отношения в группе слишком фамильярны |
||
56 |
Люблю затевать споры |
||
57 |
Стремлюсь удержать свое высокое положение в группе |
||
58 |
Я склонен вмешиваться в контакты знакомых и нарушать их |
||
59 |
Я склонен к перепалкам, задиристый |
||
60 |
Я склонен выражать недовольство лидером |
-
Маркушева М.Е. Нравственное развитие детей младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика: журнал . — 2014 .— №3 .— С. 20. ↑
-
Там же. ↑
-
Там же. ↑
-
Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 108. ↑
-
Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 108. ↑
-
Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. – М. : Педагогика, 2014. – С. 112. ↑
-
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб - Питер , 2009. – С. 312. ↑
-
Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. – М. : Педагогика, 2014. – С. 112. ↑
-
Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. – С. 45. ↑
-
Там же. ↑
-
Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38. ↑
-
Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. – С. 15. ↑
-
Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. – С. 15. ↑
-
Там же. ↑
-
Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб. : Питер, 2012. – С. 54. ↑
-
Кун, Д. Основы психологии. Большая энциклопедия психологии. – М. : Прайм-Еврознак, 2008. – С. 426. ↑
-
Сухова, А. Н. Социальная психология. – М. : Юнити-Дана, 2011. – С. 258. ↑
-
Салливан, Г., Роттер, Дж., Мишел, У. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности. – М. : Прайм-Еврознак, 2007. – С. 38. ↑
-
Кулагина, И. Ю. Младшие школьники : особенности развития. – М. : ЭКСМО, 2009. – С. 158. ↑
-
Потапчук, А. А. Диагностика развития ребенка. – СПб. : Речь, 2007. – С. 47. ↑
-
Кидинов, А. В. Межличностные отношения в контексте социально-динамической теории. – М. : Юнити, 2011. – С. 69. ↑
-
Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений. – СПб. : Речь, 2010. – С. 86. ↑
-
Кун, Д. Основы психологии. Большая энциклопедия психологии. – М. : Прайм-Еврознак, 2008. – С. 221. ↑
-
Маркушева М.Е. Нравственное развитие детей младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика: журнал . — 2014 .— №3 .— С. 22. ↑