Файл: Отношения между школьниками: возможности их формирования школой.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ходе исследования применялись психодиагностические методы в виде тестирования. Среди таких методик выбраны следующие:

  1. Модифицированный опросник «Мой класс» (см. Приложение 1);
  2. Методика «Q-сортировка» (см. Приложение 2);
  3. Социометрия.

Рассмотрим подробнее содержание данных методик.

Цель опросника «Мой класс» – выявить степень удовлетворенности школьной жизнью, взаимопонимания в коллективе, защищенности членов коллектива. С помощью данной методики измерялось три отдельных блока. Первый измеряет степень удовлетворенности школьной жизнью (У), второй – степень конфликтности в классе (К), третий – степень сплоченности класса (С).

Учащимся 3 «В» класса было предложено 15 вопросов, на которые необходимо было отвечать «да», «нет», «не знаю». Для этого был составлен регистрационный бланк. По окончании проведенного опроса полученные результаты были обработаны в соответствии с ключом к опроснику, были подсчитаны суммы баллов и проведено сравнение с максимальными возможными значениями параметров. Полученные значения были интерпретированы.

Применение методики «Q-сортировка» позволило выявить тенденции поведения младших школьников в группе. Цель данной методики – исследование представлений испытуемого о себе [9, с. 63]. Кроме того, эта методика используется для определения «идеального «Я»» индивида или его представления о том, каким его видят другие. Данные параметры могут быть исследованы на основании анализа шести тенденций поведения человека в группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и уклонение от борьбы.

Тест методики включает 60 высказываний и был представлен младшим школьникам в виде списка на отдельных листах для каждого. Прежде всего, младшим школьникам была разъяснена суть исследования, объяснен способ ответов на предложенные высказывания. Экспериментальной группе предлагалось ознакомиться с утверждениями и ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе, или «нет», если оно противоречит его представлению. В исключительных случаях разрешалось ответить «сомневаюсь». Ответы фиксируются в регистрационном бланке. В случае использования карточек испытуемый раскладывает их в зависимости от ответа на три группы.

Полученные данные подлежали обработке и интерпретации в соответствии с ключом к тесту [7, с. 112]:

  1. Общительность: 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52;
  2. Зависимость: 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54;
  3. Необщительность: 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58;
  4. Независимость: 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60;
  5. Избегание «борьбы»: 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53;
  6. Принятие «борьбы»: 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59.

Ответы испытуемого, согласно ключу, распределяются по шести тенденциям. Подсчитывается частота проявления каждой из тенденций. Причем количество ответов «да» по одной из тенденций суммируется с количеством ответов «нет» по полярной тенденции, в сопряженной паре. Например, количество положительных ответов по шкале «зависимость» складывается с количеством отрицательных ответов по шкале «независимость».

Тенденция к зависимости понимается как внутреннее стремление индивида к принятию групповых норм, стандартов и морально-этических ценностей. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовывать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «принятию борьбы» рассматривается как активное стремление к достижению более высокого статуса в системе межличностных отношений. Противоположная тенденция – уклонение от борьбы свидетельствует о стремлении уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям [2, с. 132]. Каждая из этих тенденций, видимо имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, то есть может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека. Если полученное число, о котором говорилось выше, приближается к 20-ти, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

В случае, если количество полученных ответов вида «да» одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, зависимость-независимость), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.

Полученные 3-4 ответа «сомневаюсь» по некоторым тенденциям рассматриваются как признак нерешительности, застеничности, уклончивости, однако в отдельных случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости. Эти качества можно произвести, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.

Третьей методикой исследования была выбрана социометрическая методика, получившая широкое распространение в деятельности практикующих психологов для получения экспресс информации о эмоционально-личностном развитии ребенка.

Данная методика разработана Дж. Морено и имеет множество модификаций. В общем она используется для изучения общения, межличностных отношений в уже сложившихся группах и коллективах. Методика «Социометрия» в настоящей работе позволила выявить такие характеристики коллектива, как сплоченность, конфликтность, настроение, самооценка, мыслительные процессы, мотивацию, что немаловажно при изучении межличностных отношений детей школьного возраста. Полученные результаты социометрии сравнивались с аналогичным исследованием, проведенным в предыдущем учебном году в данном классе.


2.2 Обработка результатов исследования

Подведем итоги проведенного исследования. По результатам применения опросника «Мой класс» были выявлены степень удовлетворенности школьной жизнью, взаимопонимания в коллективе, защищенности членов коллектива. Результаты исследования графически представлены в виде рисунка 2.1.

Рисунок 2.1 – Полученные результаты по опроснику «Мой класс»

Как видно из рисунка 2.1, уровень удовлетворенности школьной жизнью младших школьников, участвовавших в исследовании, достаточно высокая – 8,9 баллов против максимально возможного значения параметра в десять баллов. Степень конфликтности в данном классе ниже максимального балла и составляет 5,8 баллов против максимальных 9 баллов. Степень сплоченности класса достаточно высокая – 10,9 баллов на фоне максимальных 12 баллов. В целом, полученные результаты являются положительной тенденцией и свидетельствуют об удовлетворительных гармоничных отношений школьников со сверстниками.

По итогам исследования по методике «Q-сортировка» выявлены следующие тенденции в группе. Во-первых, стоит отметить, что большая часть данного класса показала тенденцию зависимости (51,3%), что означает наличие внутреннего стремления каждого такого индивида к принятию групповых норм, стандартов и морально-этических ценностей. Остальная часть класса (48,7%) показала характерную независимость (см. Рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 – Исследование зависимости у младших школьников

Тенденция к «уклонение от борьбы» выявлена у большинства школьников (74,3%), что свидетельствует о стремлении данной категории испытуемых уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, проявить склонность к компромиссным решениям. Противоположная позиция испытуемых – склонность к «принятию борьбы», установлена у меньшинства школьников – 25,7% (см. Рисунок 2.3). Это означает, что данная категория школьников активно стремится к достижению более высокого статуса в системе межличностных отношений.

Рисунок 2.3 – Степень принятие и уклонения от борьбы

Посредством применения методики «Q-сортировка» также был выявлен уровень общительности младших школьников. Большинство учеников, что составило 52,5%, проявили необщительность, что говорит о низкой степени контактности испытуемых. Остальная часть учеников проявила стремление к образованию эмоциональных порывов во взаимодействии как в группе, так и за ее пределами. Наглядно полученные результаты, характеризующие степень общительности младших подростков, представлены на рисунке 2.4.


Рисунок 2.4 – Степень общительности младших подростков

Также в ходе исследования были сделаны следующие выводы:

1 По результатам исследования настроения учащихся выявлено, что хорошее настроение имеют 64% учащихся, удовлетворительное – 32% и неудовлетворительное – 4% (см. Рисунок 2.5);

Рисунок 2.5 – Результаты исследования настроения

2 Уровень самооценки у большинства испытуемых (88%) – завышенный, среди 12% наблюдается высокий уровень. Таких характеристик, как низкий и средний уровней самооценки среди испытуемых, не выявлен. Результаты исследования уровня самооценки наглядно представлены на рисунке 2.6;

Рисунок 2.6 – Результаты исследования уровня самооценки учащихся

3 Уровень мышления среди испытуемых характеризуется в основном как выше среднего 43% (см. Рисунок 2.7). Показательно, что по результатам исследования не выявлено высокого уровня мышления, что, соответственно, необходимо взять на заметку и в дальнейшем разработать программу по развитию мышления у младших школьников.

Рисунок 2.7 – Уровень мышления младших школьников

Несмотря на невысокие уровни мышления у испытуемых младших школьников, дополнительно выявлены положительные тенденции в развитии отдельных видов мышления. Так, к примеру, среди испытуемых младших школьников установлено преобладание мыслительных процессов в виде анаграммы, что составило 78,3%, выделения главного (71,3%), классификации – 65,2%. Полученные результаты наглядно представлены в виде диаграммы (см. Рисунок 2.8).

Рисунок 2.8 – Развитие мыслительных процессов у младших школьников

При исследовании мотивации учащихся было установлено, что в испытуемой группе мотивов преобладает «познавательная мотивация», уровень которой составил 84%. Значительное количество учеников имеют мотивацию благополучия и мотивацию процесса познания – по 24% каждый (см. Рисунок 2.9).

Рисунок 2.9 – Распределение мотивации испытуемых по видам

По результатам социометрии позволили выявить следующую тенденцию. За 2011-2012 учебный год коэффициент сплоченности стал значительно выше по сравнению с предыдущим учебным годом. Благоприятной тенденцией является снижение уровня конфликтности в данном классе. Кроме того, среди отдельных учеников наблюдается изменение статуса с отрицательного на положительный. Социометрический статус в данном отчетном году отмечен еще у одного человека (см. Рисунок 2.10).


Рисунок 2.10 – Сравнение результатов социометрии

Выводы по главе 2

Таким образом, проведенные исследования показали, что среди испытуемых высокая степень удовлетворенности школьной жизнью и высокие показатели сплоченности коллектива, что, безусловно, положительно характеризует межличностные отношения в классе. Однако высокие показатели конфликтности в классе свидетельствует о неблагоприятной тенденции. В данном случае можно рекомендовать проведение занятий в классе по снижению межличностных конфликтов среди учащихся.

Некоторым детям нравится, другим не очень. Обнаружены ученики, которые без радости идут в школу. Некоторые хотят, чтобы не задавали домашнего задания. Большинство детей рассказывают родителям о своих школьных делах. Много друзей у большинства детей в классе, есть ученики, у которых вовсе нет друзей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования можно сделать вывод, что межличностные отношения деформируются с возрастом. В младшем школьном возрасте происходит расширение круга общения, увеличение количества и доли друзей среди одноклассников и вне школы. Именно в начальной школе у ребенка появляется понимание того, что он является индивидуальностью, причем его индивидуальность подвергается изменения под действием социальных воздействий. В новом коллективе появляются новые социальные связи, которые в свою очередь образуются на основе различных видов общения. Естественно, что многое в формировании межличностных отношений детей школьного возраста связано со способностью проявить их личные индивидуально-психологические характеристики, к которым следует отнести психические процессы и свойства личности.

В данной курсовой работе для диагностики межличностных отношений школьников было проведено исследование среди учеников 3 «В» класса МБОУ СОШ № 29 р.п. Чунский. В исследовании применялись следующие психолого-педагогические методики: опросник «Мой класс» и «Q-сортировка». Также были изучены и обобщены результаты проведенной социометрии. По результатам опросника «Мой класс» выявлены высокие показатели удовлетворенности школьной жизнью и сплоченности данного класса, что, безусловно, является благоприятной тенденцией, влияющей на гармоничность межличностных отношений в классе. Неблагоприятным фактором явилась выявленная высокая степень конфликтности в классе, что негативно отражается на взаимоотношениях младших подростков, поскольку может вызывать ссоры, конфликты, возможно, и драки.