Файл: Отношения между школьниками: возможности их формирования школой.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одна из задач педагога при организации учебной деятельности – заботиться не только об усвоении знаний и умений, но и о становлении и развитии мотиваций, формировании ответственности за выполняемые задания, об умении думать и заботиться о других[8].

Для младшего школьника класс теперь – это его коллектив со справедливостью, доброжелательностью, требовательностью. Именно здесь ребенок должен принимать требования взрослого как необходимые для нормальной жизнедеятельности коллектива и его самого. В этом возрасте он еще воспринимает все требования по аналогии с игрой и ее правилами. Если все выполняется, значит он хороший ученик, получает одобрение учителя и других детей, которые берут с него пример.

В школьном процессе воспитание неразрывно связано с обучением. Оно присутствует постоянно в деятельности учеников. Ребенок начинает заниматься общественной деятельностью, определяющей воспитательный эффект, от оценки его действий зависит формирование характера, поведения, мотивов. Недостаток учебного процесса состоит в том, что он оценивается только по образовательному эффекту, по полученным знаниям и умениям, не учитывая воспитательный процесс. Поэтому же принципу педагог ставит в пример отличников, хотя у некоторых из них может быть ярко выражена эгоистическая направленность. А другие же ученики, с социальной направленностью, но со слабыми знаниями остаются в стороне, их как бы не замечают. В этом случае наблюдается отрицательный эффект воспитания, то есть у детей - эгоистов своим отношением учитель закрепляет эту направленность и дает остальным детям неверный образец для подражания. В следствии этого нередки конфликты выделяемого ученика со всем классом. При организации любой деятельности педагог должен предусмотреть ее мотивацию, влияние деятельности на направленность личности ученика[9].

Одной из характеристик личности является мера ответственности перед другими людьми, за выполняемую работу. Задача учителя – воспитывать в своих учениках ответственное отношения к совершаемой ими деятельности.

Но выполнение заключается не только в аккуратности, прилежании и ответственности, но и в желании ребенка реализовать свои интересы и намерения. Нужно учитывать способности ученика, его уровень развития, готовность выполнять данное поручение. Существует некий алгоритм в выполнении задания:

• Сначала проверяется, как ребенок понял поставленную задачу;


• Далее определяется трудоемкость, то есть сколько времени потребуется, окончание работы;

• Потом составляется план выполнения;

• Теперь непосредственное выполнение работы[10].

Обязателен в этом случае способ реализации ответственного поведения, иначе мы получим противоположный результат. Ребенок поздно начнет выполнять задание, не уложится в сроки, разочаруется в своих способностях, в дальнейшем будет отказываться от выполнения заданий. Бывает, что и родители, желая помочь, делают всю работу за ребенка. Все эти действия приводят к безответственности школьника и обману. В процессе обучения детей способам ответственности происходит повышение уровня реализации мотивов и мотиваций. Если ребенок не справляется с заданием, ему на помощь приходят одноклассники.

1.2 Воспитательные аспекты учебной деятельности младших школьников

Немного остановимся на воспитательных аспектах учебной деятельности младших школьников. Именно на этом периоде учебная деятельность является ведущей. Она направлена на школьника как на субъекта, совершенствуя, развивая и формируя его, как личность. Деятельность обучаемого направлена на освоение знаний, отработку полученных действий, на творческое и адекватное применение их в жизнедеятельности. Учебная деятельность характеризуется:

• Направленностью на овладение учебным материалом и решением задач;

• Освоением способов действий и понятий;

• Изменением психических свойств и поведения школьника[11].

В течении обучения усваиваются богатства культуры и науки, которые копились веками, отрабатываются приемы и способы действия, программы и алгоритмы, в процессе всего этого обучения развивается и сам ученик.

Ребенок тогда становится учеником, когда включается в учебную деятельность, у него изменяется социальная ситуация, сказываемая на всем его развитии. Мы помним, что у ребенка на этапе подготовки к школе присутствует игровая деятельность, в дальнейшем постепенно она уступает место учебной, где действия выполняются для конкретных знаний и умений.

В процессе усвоения материала у детей развивается теоретическое сознание и мышление, проявляются новые способности. Учеба в сознании детей не должна восприниматься не только как интеллектуально –познавательная активность, а как полноценная жизнь в школьные годы. В этом случае очень важна ее связь с другими видами деятельности. На основе познавательных интересов и воображении, в условиях усвоения теоретических знаний и при выполнении простейших учебных действий, возникает потребность выйти за пределы своего еще детского мышления, узнать больше интересного и нового, занять новую жизненную позицию.


Учебные задачи очень отличаются от частных задач. При решении частных школьники овладевают частными способами, то есть при длительных тренировках приходят к общему способу. Усвоение происходит от частного к общему. При решении учебных задач дети изучают содержание общим способом, а затем используют его для частных случаев, то есть от общего к частному. В самом начале обучения школьники еще не умеют самостоятельно ставить задачи и выполнять действия по их решению, но со временем, с помощью педагога, приходит умение справляться самостоятельно[12].

В младшем школьном возрасте мотивация является главным компонентом учебной деятельности и основной характеристикой самого ребенка. Учеба побуждается и направляется разными мотивами, некоторые из них формируются у ребенка, в таком случае учебная задача становится эффективной и осмысленной. Такие мотивы называют учебно-познавательными. Их основой можно считать потребности, познавательную и саморазвитие. Иначе, это интерес к содержательной сторона учебной деятельности, к тому, что изучается, как, какими путями достигаются результаты, как происходит решение учебных задач. Ученик должен быть мотивирован и результатом, и учебным процессом. Так же это мотив своего роста, самосовершенствования, развития способностей.

Учебная деятельность состоит из нескольких компонентов:

• Учебная задача, то, что ученик должен усвоить. Задача предлагается, как определенное учебное задание;

• Учебные действия, то, что ученик должен сделать. Действие нужно для усвоения и воспроизведения определенного образца;

• Действия контроля, сравнение сделанного действия с образцом;

• Действие оценки, идет определение достигнутых результатов, того, как изменился сам ребенок в ходе деятельности[13].

Кроме действий, в обучающем процессе есть операции –это способы действия, которые отвечают определенным условиям, с заданной целью. Целенаправленное действие в обучении, повторяясь много раз и входя в более сложные действия, постепенно уходит из –под контроля и становится способом выполнения этого же действия. Это сознательная операция. Существуют так же операции, которые не были целенаправленными действиями. К ним можно отнести анализ сравнение, синтез, абстракцию, обобщение. Внутренние умственные операции определяют строение восприятия, памяти.

Значительное место в школьном процессе отводится контролю, самоконтролю, оценке и самооценке. Контроль за выполнением всех действий является механизмом обратной связи в общей схеме.


Как только ребенок начинает учиться, его жизнь кардинально меняется, появляются новые обязанности, игровая деятельность меняется на учебную, круг общения расширяется, появляются друзья и конкуренты. Необходимо педагогу помнить, что ребенок в этот период переживает перемены в своей жизни, приспосабливается ко всему новому. С середины первого полугодия необходимо проверить, как дети освоили основные школьные умения, каким стало их внимание, память, мышление, а также сделать анализ характеристик личности каждого ребенка. На основе всего этого и делать дальнейшие выводы для работы с детьми[14].

1.3 Межличностные отношения как психолого-педагогический феномен

Межличностные отношения являются таким понятием социальной психологий, интерес к которому не зависит от временных тенденций. Межличностные отношения, будучи закономерно включенными в самые разнообразные сферы человеческой жизнедеятельности и являясь одним из основных факторов любого социального процесса, всегда остаются актуальным предметом для исследований. В соответствии с этим говорить об «отношении» значит иметь в виду субъективную связь, которая устанавливается между индивидом и каким-либо внешним объектом и проявляется в его эмоциональных реакциях, оценках и действиях. Именно этот смысл закреплен в классическом определении отношений личности, которое принадлежит В.Н. Мясищеву: «Отношения – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира» [8, с. 13].

Отношения, складывающиеся между людьми, конкретизируются с помощью понятия «межличностные отношения». Прежде, чем обратиться непосредственно к анализу сущности межличностных отношений и факторам, влияющим на них, следует остановиться на вопросе о том, какое место занимает понятие «межличностные отношения» в системе других понятий социальной психологии – без этого невозможно полное понимание значения последующих теоретических и практических выводов нашей работы.

Межличностные отношения, по мнению Е.П. Ильина, – это субъективно переживаемые взаимоотношения между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных воздействий, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения[15]. М.Р. Битянова определяет межличностные отношения через систему установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций членов группы относительно своих коллег, посредством которых люди воспринимают и оценивают друг друга [1, с. 285]. Эти диспозиции в энциклопедии опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе[16].


Как утверждают психологи, межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [8, с. 241].

В точки зрения А.Н. Суховой, межличностные отношения следует рассматривать как объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции и положения других, что, в свою очередь, «задает» определенный характер межличностных взаимосвязей, прежде всего, в рамках совместной деятельности[17].

Межличностные отношения, по мнению Б.С. Волкова, представляют собой совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу [3, с. 127]. Человеческое отношение преимущественно основано на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения, в первую очередь визуального.

Тот факт, что в основе термина «межличностные» лежит не только то, что объектом отношения выступает другой человек, но и взаимная направленность отношений, подтверждается в определении, приведенном С.В. Духновским: «Межличностные отношения – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей» [2, с. 35]. В свою очередь зарубежные ученые современности подчеркивают, что «межличностные отношения – это взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте, относительно устойчивых взаимоотношениях»[18]. Таким образом, долгосрочный характер личных взаимоотношений предполагает рассмотрение фактора времени в качестве их базовой характеристики. Динамика отношений, их переход от одной стадии к другой, сопровождающийся изменениями чувств и эмоций, неопределенностью и т.п. – все это важные вопросы теории межличностных отношений.

Итак, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в психолого-педагогической литературе существует множество определений понятия «межличностные отношения». В настоящем исследовании мы будем опираться на определение Е.П. Ильиной, которая определяет межличностные отношения, как субъективно переживаемые взаимоотношения между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных воздействий, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.