Файл: Отношения между школьниками: возможности их формирования школой.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.4 Особенности отношений младших школьников со сверстниками

Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются. С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью. Основными критериями характеристики младшего школьного возраста (6-11 лет) являются ведущая деятельность, новообразования и взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Рассмотрим подробнее каждым из этих критериев.

Ведущей деятельностью является учение. Б.С. Волков обращает внимание на то, что обучение в школе и учение при этом могут не совпадать [4, с. 68]. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Кроме того, оно должно быть сродни игре: ведь ребенок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Продукт учебной деятельности – сам человек.

И.Ю. Кулагина отмечает, что под влиянием новой ведущей деятельности у младших школьников формируется более устойчивая структура мотивов, в которой мотивы учебной деятельности становятся ведущими[19]. Одни из них возникают в процессе обучения и связаны с содержанием и формами учебной деятельности, другие лежат как бы за пределами учебного процесса. Последние, в свою очередь, делятся на широкие социальные мотивы (хорошо работать, после окончания школы поступить в институт и так далее) и личные. В них отражается стремление к собственному благополучию (заслужить похвалу взрослых, получить хорошую оценку).

Основными новообразованиями школьника являются личностная и интеллектуальная рефлексия. В школьном возрасте число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется. У детей в младшем школьном возрасте продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка, как утверждает Н.П. Локалова, обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью [7, с. 85].


Однако вскоре у ребенка складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному «Я».

Младший школьный возраст один из важнейших периодов в развитии самосознания. Имеется в виду рефлексия в плане мышления. Ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. А.А. Потапчук отмечает, что возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени[20].

В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается метапамять. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают. В проведенных Б.С. Волковым и Н.В. Волковой исследованиях по запоминанию списка предметов дошкольники не справились с заданием, а школьники вспомнили все предметы [3, с. 241]. Они целенаправленно повторяли, организовывали в памяти, совершенствовали информацию для того, чтобы лучше запомнить, и потом могли рассказать, к каким техникам они прибегали, чтобы помочь своей памяти.

Следующим критерием характеристики младшего школьного возраста является умственное развитие. Возраст 7-11 лет – третий период умственного развития – период конкретных мыслительных операций [5, с. 53]. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.

Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения.

На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события. У ребенка развивается также способность мысленно прослеживать изменения объекта. Возникает обратимое мышление.

Следующим критерием характеристики младшего школьного возраста являются отношения со взрослыми. На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства.


Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень конформности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. По мнению А.В. Кидиной, оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу[21].

Отношения со сверстниками характеризуются тем, что, начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем, почти всегда, одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам [9, с. 76]. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.

По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. И.Ю. Кулагина обращает внимание на то, что игры с друзьями в возрасте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени [5, с. 106].

В младшем школьном возрасте социальные отношения все больше расширяются и дифференцируются. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее.

В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ними делают группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат, поэтому такими действенными становятся санкции со стороны группы, применяемые к тем, кто нарушил ее законы. Меры воздействия при этом применяются очень сильные, иногда даже жестокие: насмешки, издевательства, побои, изгнание из «коллектива» [6, с. 159].

М.В. Гамезо считает, что по степени эмоционального вовлечения общение ребенка со сверстниками может быть товарищеским и приятельским [11, с. 53]. Товарищеское, то есть эмоционально менее глубокое общение ребенка реализуется в основном в классе и преимущественно со своим полом. По мнению С.В. Духовского, приятельское общение реализуется как в классе, так и вне его и тоже в основном со своим полом, только 8% мальчиков и 9% девочек с противоположным полом[22]. Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных детских отношений, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого.


В младшем школьном возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых являются развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных.

Однако круг общения школьника не ограничивается только первым кругом. Среди оставшихся имеются такие, выбирать которых для общения ребенок постоянно избегает, и есть такие, «в отношении которых ученик колеблется, испытывая к ним большую или меньшую симпатию». Эти последние, как утверждает Л.М. Новикова, и составляют «второй круг общения» школьника [8, с. 328].

Личные характеристики детей, которые служат основанием для взаимных выборов, с возрастом меняются: если в 1-м и во 2-м классе взаимные выборы детей определяются их успехами или неуспехами в учебе – соответственно 85% и 70% выборов, то в более старшем возрасте положение школьника в группе уже больше зависит, во-первых, от его личностных качеств и, во-вторых, от характерных особенностей самой группы.

Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно обнаружить, что среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель.

Ко II и III классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными. Обычно дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую роль играет и близость их места жительства и половых признаках.

Взаимоотношения мальчиков и девочек в младших классах носят стихийный характер. Основными показателями гуманистических отношений между мальчиками и девочками являются симпатия, товарищество, дружба. При их развитии возникает стремление к общению. Личная дружба в младшей школе устанавливается весьма редко по сравнению с личным товариществом и симпатией. В этих процессах большая роль принадлежит учителю.

Д. Кун считает, что отношения между мальчиками и девочками нуждаются в постоянном внимании и корректировке, ими следует разумно управлять, не полагаясь на то, что они будут правильно развиваться сами по себе[23].

Выводы по главе 1

Таким образом, можно сделать вывод о том, что межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.


ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Цель и методы экспериментального исследования

Одно из решающих развитий личности ребенка является вступление его в школьный коллектив. Здесь наблюдается сложная и многообразная жизнь, общая и учебная деятельности сплачивают такой коллектив, воспитывая у детей целеустремленность. Именно в коллективе возникает целая система взаимоотношений, у каждого ребенка появляются свои обязанности. Общественная жизнь школы приводит к формированию общественного мнения, возникновения традиций, обычаев и правил, закрепляемых в коллективе.

Под влиянием коллектива у ребенка формируется социальная направленность личности, необходимая для жизни в обществе. В младшем школьном возрасте ученик стремится к общению, проявляет интерес к общественным делам и обязанностям, определяет свое место в коллективе среди сверстников. Если проводится хорошая воспитательная работа, то наблюдаются хорошие взаимоотношения между учениками, по собственной инициативе проводится взаимопомощь, хорошая дисциплина, в классе складывается определенное общественное мнение. Характер взаимоотношений меняется на протяжении всего учебного процесса. Оценка личностных качеств детей вначале строится только на основе оценки учителя, но в дальнейшем учитывается отношение к другим, многие моральные качества, и к концу окончания младшего звена возникает подлинная дружба детей. Возникающая новая направленность выражается в активном стремлении занять свое место в коллективе, завоевать уважение и авторитет товарищей[24].

Цель настоящего экспериментального исследования – выявить межличностные отношения младших школьников со сверстниками.

Исследование проводилось в МБОУ СОШ № 29 р.п. Чунский Иркутской области. В эксперименте принимали участие младшие школьники – учащиеся 3 «В» класса. Экспериментальная группа состояла из 25 человек, из них семь мальчиков и восемнадцать девочек.