Файл: Особенности управления региональным рынком труда на примере Кемеровской области.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты рынка труда
1.1 Понятие рынка труда в системе экономических отношений
1.2 Общая характеристика рынка труда
Глава 2 Анализ рынка труда на примере Кемеровской области
2.1 Общая характеристика Кемеровской области
2.2 Анализ рынка труда Кемеровской области
Глава 3. Рекомендации по улучшению ситуации на рыке труда Кемеровской области
Данный подход даст возможность полнее осмыслить особенности формирования отношений на рынке труда и процесс его регулирования.
Подходы к определению рынка труда как места, где происходит купля-продажа специфического ресурса труд остаются в прошлом. Это координируется с положением, закрепленным в Международной организации труда, что признавать рабочую силу объектом купли-продажи некорректно, и что рынок труда необходимо подвергать рассмотрению как механизм согласования условий труда и цены между работником и работодателем. Иванова Н.А. одобряет два подхода к определению рынка труда [10, С. 71].
Первый, который получает более широкое распространение в настоящее время и правомерен как некоторый инструмент быстрого решения вопросов занятости населения, определяет «рынок труда» как возможность трудоспособных лиц в некоторый временной период быть свободными от занятости, безработные, лица, ищущие другое место работы, а также те, кто ищет занятость после перерыва в работе или вступающие в трудовую деятельность впервые.
Второй подход, более целесообразный, включает социально-экономические аспекты и рассматривает рынок труда как общественное взаимоотношение «работодатель - работник», включающее взаимодействие между собой на всех ступенях их совместного функционирования (включая ситуации спада производства, безработицы, ликвидации предприятия).
При этом В.И. Плакся уточняет, что ценность труда субъективно определяется личностными характеристиками работника (профессией, возрастом, полом, состоянием здоровья и т.д.), а также объективно - общественными потребностями трудиться с определенными качественными характеристиками.
Подводя итоги, можно сказать, что сложность и многогранность проблемы понятия рынка труда привели к образованию различных направлений ее исследования и многообразию подходов ее анализа. Невозможно в современной литературе найти однозначную трактовку определения «рынка труда». Ряд ученых придерживаются мнения, что рынок труда - это определенный механизм согласования интересов работников и работодателей, другие, что это институт (механизм), объединяющий продавцов «рабочий силы» (работников) и работодателей [8], которые покупают этот товар, третьи - что он представляет собой вид рынка специфических товаров, и его содержанием является купля - продажа этих товаров.
Некоторые исследователи считают, что такие понятия, как «рабочая сила» и «рынок труда» противопоставлены друг другу, так как рабочая сила - способность к труду, а труд - функционирующая способность. К тому же понятие «рынок рабочей силы» более широкое, так как включает отношения не только занятых людей, но и безработных.
Ряд ведущих ученых уверен, что давать трактовку нужно с учетом социально-экономических аспектов. Так, по их мнению, рынок труда формирует систему социально-экономических отношений, которая обеспечивает достаточно высокий уровень занятости трудоспособного населения и доходов рабочей силы, регулирующие воспроизводство рабочей силы в направлении распределения, формирования, перераспределения для эффективного использования и приводящие к высоким стандартам качества жизни населения. Также существует такая трактовка рынка труда: рынок живого труда плюс рынок рабочих мест.
Обобщив исследования различных ученых, можно сделать вывод, что рынок труда - это организация общественных отношений, в том числе юридических норм и институтов, которые обеспечивают эффективное использование и нормальное воспроизводство труда, качество и количество которых вознаграждается. То есть он является проявлением системы организации в условиях товарно-денежных отношений наемного труда.
1.2 Общая характеристика рынка труда
Рынок труда является системой общественных отношений, представленных согласованием интересов работодателей и наемной рабочей силы .
В функционировании рынка труда следует выделить несколько основных положений. Во-первых, это сумма экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Во-вторых, точки соприкосновения социальных и экономических интересов. В-третьих, с позиций организаций - взаимоотношение работников, то есть потенциальных или фактических сотрудников, но думающих о возможном переходе на новое место работы в пределах фирмы.
Рынок труда имеет ряд главных особенностей, которые накладывают отпечаток на его функционирование.
- Неотъемлемость прав собственности на товар от его владельца. Труд - это процесс расхода рабочей силы. В процессе купли-продажи труда возникают особые отношения.
- Большая продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, которая совершается на рынке труда, предполагает начало довольно длительных отношений между продавцом и покупателем.
- Существование и действие не денежных аспектов сделки. Стоит отметить, что, прежде всего, это условия труда, микроклимат в организации, наличие перспектив продвижения по карьерной лестнице и возможности профессионального роста.
- Наличие значительного числа институциональных структур особого рода. К их числу относят: систему трудового законодательства; различные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости.
- Высокая степень индивидуализации сделок. Сделки отличаются большим разнообразием, так как каждый сотрудник по-своему уникален, а любое место для работы отличается от другого и предъявляет к претендентам свои особенные требования. [15, С. 163]
Совокупный рынок труда включает в себя такие понятия, как совокупные предложение и спрос. Совокупное предложение включает в себя всю наемную рабочую силу, а совокупный спрос, представляет собой общую потребность экономики в наемной рабочей силе.
Делая промежуточный вывод из определения и характеристики рынка труда, следует выделить главные его структурные единицы: субъекты рынка труда, конъюнктура, конкуренция, инфраструктура рынка труда, службы занятости населения; систему социальной защиты и правовые аспекты.
Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.
Работодатель - это наниматель, представленный разными «фигурами». Они зависят от легитимной структуры отношений собственности.
Понятие наемных работников складывается из свободных трудоспособных граждан, работающих по найму, который в свою очередь является главным источником средств существования.
Конъюнктура рынка включает в себя отношение спроса и предложения, которое учитывает все составляющие структуры рынка труда.
Конкуренция представляет собой присутствие многочисленных свободных продавцов и потребителей на рынке труда. Реальность для них - свободно вступать на рынок труда и выходить из него. Конкуренция является необходимой частью механизма каждого рынка. Действительно конкурентный рынок отличается наличием огромного количества потребителей и предприятий, конкурирующих между собой при найме различного вида труда. [19, С. 241]
Для полноценной работы рынку труда необходима развитая инфраструктура. Инфраструктура рынка труда - это государственные учреждения, общественные организации содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные фонды, обеспечивающие максимально результативное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Задачи инфраструктуры заключаются в том, чтобы регулировать отношения между работником и работодателем по поводу условий труда, подготовки и переподготовки работников, цены рабочей силы, а также регулировать процессы защиты прав наемных работников и работодателей на рынке труда.
Немаловажным аспектом является правовое регулирование рынка труда. Основой правового регулирования является закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», устанавливающий следующие основы государственной политики в области трудовых отношений и занятости населения:
-
- Порядок регистрации граждан, не имеющих работу, а также граждан, находящихся в процессе поиска работы и требования к выбору соответствующих работ осуществляются Правительством Российской Федерации (статья 3).
- Государство проводит политику содействия исполнения прав граждан на полную и частичную, продуктивную занятость (статья 5).
- Правительство России имеет право разрабатывать и осуществлять дополнительные меры в области занятости населения. В частности:
- снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации;
- содействие в трудоустройстве семей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, незанятых инвалидов (статья 7).
- Национальная Федеральная служба занятости находится на территории Российской Федерации в организационном независимом подразделении, деятельность которого направлена на:
- оценку прогнозов состояния и развития занятости, информацию о ситуации на рынке труда;
- разработку и реализацию федеральных, территориальных (районных, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости, в том числе программ по содействию занятости лиц с повышенным риском увольнения, а также граждан, особенно нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- содействие гражданам, которые ищут подходящую работу, а работодателям в подборе необходимых работников;
- организацию, если таковые имеются, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;
- Для объективной оценки ситуации на рынке труда и ситуации в области занятости населения, Россия устанавливает государственные статистические отчеты (статья 16) [2].
Следовательно, государственная законодательная система направлена на защиту граждан от безработицы и содействие в трудоустройстве. Каждый гражданин способен в полной мере реализовать свои права в области трудовых отношений.
Таким образом, состояние российского рынка труда на данный момент имеет такие особенности, как несбалансированность, увеличение полной и частичной занятости, сокращение основного прироста населения и увеличение демографической и экономической загруженности трудоспособной части населения, а также отсутствие структурированной инфраструктуры и растущий разрыв между квалификацией рабочих и их потребностями.
Глава 2 Анализ рынка труда на примере Кемеровской области
2.1 Общая характеристика Кемеровской области
Объектом исследования в работе является рынок труда Кемеровской области.
С географической точки зрения Кемеровская область имеет средние размеры, однако по экономическому потенциалу является крупным территориально-производственным комплексом России.
Кемеровская область (Кузбасс) - субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа. Образована 26 января 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР выделением из Новосибирской области.
Кемеровская область расположена на юго-востоке Западной Сибири и находится почти на равном расстоянии от западных и восточных границ Российской Федерации. Кузбасс географически занимает срединное положение между Москвой и Владивостоком.
Административные границы Кемеровской области сухопутные, граничит с Томской, Новосибирской областями, с Красноярским и Алтайским краями, Республиками Хакасия и Алтай.
Кемеровская область административно состоит из 16 городских округов и 18 муниципальных районов. Численность постоянного населения на 01.01.2018 - 2 717 627 человек. Областной центр - город Кемерово. Наиболее крупные города - Кемерово и Новокузнецк, в каждом из них проживает свыше 500 тыс. человек.
Кемеровская область является крупнейшим производственным комплексом страны, обладает уникальными запасами разнообразных минеральных ресурсов, которые способны обеспечить сырьем промышленность на многие годы - месторождения золота, серебра, вольфрама, ртути, молибдена, кобальта, никеля.
В отраслевой структуре экономики региона преобладают отрасли традиционной индустрии: угольная промышленность, черная металлургия, химия. На долю Кемеровской области приходится 73 процента запасов коксующихся углей в Российской Федерации.
Отметим, что стратегической целью государственной политики социально-экономического развития Кемеровской области на долгосрочную перспективу является повышение конкурентоспособности региона и рост на этой базе благосостояния жителей региона.
Так к основным приоритетам развития региона относятся следующие отрасли: угольная промышленность, добыча полезных ископаемых, металлургическая промышленность, машиностроение, химическая промышленность, развитие транспортной инфраструктуры, сельское хозяйство и производство продуктов питания.
Кемеровская область - регион моногородов, в котором диспропорции на рынке труда вызваны диспропорциями в экономике. Термин «моногород» появился в России в 1990-е гг. В законодательных актах Российской Федерации встречаются термины «город с монопрофильной структурой хозяйства», «город с монопроизводственной структурой» и «монопромышленный город».